Сайт для воспитателей детских садов




( 6 Голосов ) 


Промышленный туризм
Ранняя профориентация дошкольников

 

Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм.

Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия.

Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.

Во время экскурсий рекомендуется организовывать встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, необходимо заранее провести с дошкольниками подготовительную работу по тем профессиям, с представителями которых ожидается встреча.

На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нѐм хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, еѐ назначение.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объѐма познавательного материала, но и во всѐ большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учѐтом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Череповец, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;

– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Развивающие:

– развивать умение включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий;

– находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и обору.

Воспитательные:

– воспитывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразное оборудование и продукты;

– воспитывать положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда;

– воспитывать у детей личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, готовность принять участие в труде.

 

Составляется перспективный план по проведению целевых экскурсий, который хранится в методическом кабинете.

Месяц Место проведения экскурсии Профессии
Сент-рь Радио «Трансмитт», телеканал «Провинция». Телеведущий, диджей, осветитель, звукорежиссёр, изготовитель рекламы.
Октябрь Аэропорт ОАО «Северсталь». Охранник, лётчик, бортинженер, метеоролог.
ноябрь Ипподром. Конюх, тренер, объездчик.
Декабрь Локомотивное депо Машинист состава, обходчик,

электрик, слесарь, мастер.

Январь Животноводческая ферма. Оператор машинного доения, животновод, ветеринар.
февраль ЧВВИРЭ. Командир части и взвода, дневальный, курсант, дежурный.
март Фитнесс клуб «Прадо».

Тренер, администратор.

апрель Пожарная часть № 12. Пожарный.
май Спасательная станция. Водолаз, спасатель, техник.

 

Также пишется подробный план отдельной экскурсии.

№№ Действие длит-ть (мин)
1 Встреча возле автобуса, перемещение к месту начала экскурсии. 3
2 Рассказ о животных, содержащихся на ферме (коровы, телята, поросята). При рассказе, упор делается на то, чтобы дать информацию, которую легко получить непосредственно общаясь с животными. Факты, переданные в рассказе экскурсовода дети смогут проверить на практике в ходе дальнейшей экскурсии. Рассказ сопровождается показом предметов ухода за животными, частей доильного аппарата, подков и пр. 8
3 Осмотр животноводческого комплекса. В ходе осмотра дети увидят коров, телят, поросят.

На входе выдаются кусочки хлеба, которыми можно кормить животных.

10
4 Выводится корова, которую можно кормить, гладить. 

С её помощью, закрепляются полученные при рассказе теоретические знания. Показывают копыта коровы, зубы, ещё раз объясняется её строение, повадки и привычки.

10
5 Можно фотографировать животных, а также фотографироваться с ними. 5
6 Чаепитие. 15
7 Получение сувениров на память. 3
8 Отъезд.  
  Итого мин.: 55 мин


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    отлично

    Подробнее...

     
  • Ludmila Sazonova
    Ocen horosij konspekt,detam ocen ponravilos vipolnat razlicnije zadanija inotgadivat zagadki.Bolsoje ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Замечательный проект, станет ещё лучше, если вы добавите театрализованны й спектакль. Его составляющие ...

    Подробнее...

     
  • Виктория Кожевникова
    В ходе НОД дети посредством познавательного материала и игровой деятельности расширяют представления ...

    Подробнее...

     
  • Галина Бенда
    Большое спасибо Вам за интересный и содержательный материал !!!

    Подробнее...