Разработка совокупностей заданий, способствующих формированию у ребенка действия сравнения при изучении величин на занятиях

 

Универсальное учебное действие сравнение – одно из важнейших универсальных учебных действий, имеющих большое дидактическое значение при усвоении знаний.

Формирование учебного действия сравнения проводится по следующему плану:

1. Осознание и определение цели сравнения;

2. Выделение объектов сравнения;

3. Уточнение фактических знаний об объекте;

4. Выделение основных признаков у объектов, которые будут положены в основу сравнения, и второстепенных;

5. Установление общих признаков в сравниваемых объектах;

6. Нахождение отличительных признаков;

7. Сопоставление объектов по данному условию, окончательный вывод из сравнения.

Пример.

Чем похожи и чем отличаются кувшин и чашка на рисунке?

 

кувшин и чашка

 

Этапы сравнения:

  1. Цель – выявить сходство и отличия кувшина и чашки;
  2. Объекты: кувшин и чашка;
  3. Фактические знания: кувшин и чашка предметы посуды;
  4. Признаки сравнения: второстепенные – форма, цвет; основной – вместимость (объем);
  5. Общие признаки: кувшин и чашку используют, чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…
  6. Отличительные признаки:
  • Кувшин – синий, большой;
  • Чашка – красная, маленькая.
  1. Вывод: Кувшин имеет больший размер, следовательно, его вместительность больше, чем у чашки.

Эффективность действия сравнения зависит от сложности сравниваемых величин; степени их наглядности; степени их обобщения; количества объектов.

В процессе формирования учебного действия сравнения необходимо соблюдать следующую последовательность упражнений:

1. Выделение признаков или свойств одного объекта.

   Примеры.

1) отрезок

Опиши данный отрезок.

2) У папы длина большого пальца 5 см, а длина среднего пальца 7 см. На сколько его средний палец длиннее большого?

 

Папа

 

2. Сравнение двух объектов по одному признаку сравнения.

Примеры.

1) На сколько сантиметров длина одного отрезка больше другого?

 

Сравнение двух объектов

 

2) Чем похожи и чем отличаются чаши весов?

 

чаши весов

 

3) Узнай, на сколько миллиметров большая сторона в каждом четырехугольнике длиннее меньшей.

 

четырехугольники

 

3. Сравнение трёх и более объектов по одному признаку.

Примеры.

1) Продолжи ряд:

1 кг, 2 кг, 3 кг ….

2) На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч 25 мин.

 

часы

 

4. Сравнение двух объектов по двум и более признакам.

Примеры.

1) Чем похожи и чем отличаются данные фигуры?

 

Чем похожи и чем отличаются данные фигуры

 

2) Где воды больше? Чем отличаются рисунки?

 

Где воды больше?

 

5.  Сравнение трёх и более объектов по трём и более признакам.

   Примеры.

1) Продолжи ряд:

 

Гири

 

 2) Сравни отрезки сначала на глаз, а затем измерением.

 

Отрезки

 

Таким образом, сравнение связанно в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности, особенно с выделением главного и обобщенного. Сравнение начинается с анализа и выделения главного; если учащиеся овладели умением выделять главное, прием сравнения формируется значительно быстрее и на более высоком уровне. Сформированный прием сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать; кроме того, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т. е. той добавкой к старым знаниям, ради которой совершается сравнение. Кто умеет сравнивать, тот легко овладеет приемами аналогии и доказательства. Применение универсального учебного действия сравнения способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии, если оно вводится целенаправленно, осознанно, с учетом характера материала, сравниваемых объектов, возраста и уровня развития ребенка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной…

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной группе Тема: «Времена года» Цель занятия: Закрепить знание детей о временах года...

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные»

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные» По плану одной их годовых задач В 2 мл. группе была проведена работа...

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Читайте также

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки» Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности. Задачи: учить количественному счету...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...