Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Выступление на родительском собрании
«Патриотическое воспитание через народные игры и забавы»

 

Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений в патриотическом воспитании.

А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Формирование патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры мы положительно оцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Отдельные направления патриотического воспитания: военно– патриотическое, культурно-историческое.

Центральным, стержневым моментом являются праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей, формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и любят ее наши предки.

Целью в военно-патриотическом направлении является воспитание в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Здесь мы проводим музыкально-спортивные досуги. Так в нашем садике в этом году прошло семейное мероприятие «Зимние забавы», «Зимние Олимпийские игры», в рамках спортивных развлечений.

Познакомили детей с российским гербом, флагом, гимном, олимпийскими символами нашей страны, отметили и прошлые олимпийские события, таким образом привив интерес к историческому прошлому Россию.

Оформили выставку рисунков Зимние Олимпийские игры в г. Сочи, что способствовало развитию творчества детей на основе создания образов.

В апреле месяце прошел спортивный праздник, посвященный Дню космонавтики на тему «Путеводная Звезда», проделана огромная предварительная работа инструктора ФК совместно с воспитателем Григорьевой Н.В. Проводилось ознакомление воспитанников с историей Космонавтики, с первопроходцами. Активное участие приняли и родители. Подготовив макеты ракет, вселенной и т.д. Ребята рисовали рисунки на данную тему и учили стихи.

В мае на базе нашего детского сада планируется проведение Районной эстафеты, приуроченной к «Дню победы», а также связанной с годом проведения олимпийских игр в г. Сочи под названием «Олимпийские надежды».

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

У наших детей есть прекрасная возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно–оздоровительная среда: спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок, стандартное и нестандартное оборудование, картотека народных игр по возрастам.

 Во время весенних каникул, больше внимания уделялось активному отдыху. Проводились физкультурно-оздоровительные развлечения с использование народных игр «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья» - победители в номинации «лучшая презентация команды», прошла в русско-народном представлении с исполнением частушек.

Патриотическое воспитания на занятиях Физкультуры проходит через физические упражнения, русские и башкирские народные игры.

Утреннюю гимнастику и ОРУ периодически провожу под фольклорные мелодии.

Простота и мелодичность звучания, незатейливость текста, возможность обыграть и заразить своим весельем, дают возможность активно использовать устное народное творчество в физических упражнениях.

Называем мы ее «веселой гимнастикой», упражнения основаны на использовании мелодий русских народных песен и попевок, т. к. именно русские народные песни знакомы детям с самого раннего дошкольного возраста, практически с колыбели, возле которой их пела им мама.

«Веселая гимнастика» несет в себе ряд задач:

- формирует познавательный интерес к музыке и движению под музыку;

- воспитывает умение слушать, быть внимательным к движениям, которые показываю;

- развивает общую моторику, координацию, двигательную память;

- развивает память, речь, чувство ритма, чувство темпа.

Вводная часть упражнений - ходьба на месте, по кругу, на пятках, на

носках, на внешней стороне стопы «как мишка», формирует у детей

правильную осанку, предотвращает у детей развитие плоскостопия,

укрепляет и формирует правильный свод стопы, это носит

оздоровительный эффект.

Практически каждое упражнение из комплекса «веселой гимнастики» можно использовать на утренней гимнастике.

Упражнения выполняется под р. н. п. «Солдатушки».

 «Два веселых гуся», «Каравай», «Как у наших, у ворот!», «Калинка, малинка», песенки из советских мультиков и т.д.

 Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены своими руками, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.

Знакомство детей с русской народной подвижной игрой я начинаю ещё с младшего дошкольного возраста. Мне важно было заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого использовала простые игры типа: «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята», «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми этого использовала иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок...», «Как у нашего кота». Старалась организовать игру живо, весело. Обязательным условием является сотрудничество с воспитателями. Накануне занятий предлагаю прочитать какую-либо сказку (колобок, глупый маленький мышонок, Айболит, Курочка ряба и т.д.), а затем провожу сюжетное занятие по данному мотиву. К концу года многие дети с удовольствием играют со мной. Это подготовительный этап в моей работы.

 Более углублённо работаю в средней группе. Здесь стоит задача - познакомить детей с русской народной подвижной игрой. Научить понимать поставленную перед ним задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходит по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры я привлекаю внимание детей к ее содержанию. Задав один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делаю краткие указания, поддерживала эмоционально-положительное настроение, обращая внимание на взаимоотношения детей. В конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру. Рекомендую воспитателю продолжить игру на прогулках. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре. Также ввожу считалки.

Во время проведения игры, чтобы вызвать больший интерес детей, использую маски, элементы одежды, игрушки.

Основной задачей в старшей группе стало сформировать осознанное отношение к игре, ввести понятие русская народная игра, познакомить с несколькими способами выбора водящего, научить детей играть активно и самостоятельно. Предлагаю способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады, сговоры, певалки, уговоры.

Зазывалки:

Собирайся народ,

Кто в прятки играть идёт?

Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки, на золотом крыльце сидели… кулачки).

 Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.

Сговоры бывают разные:

Что возьмешь:

 «Наливное яблочко – Или - золотое блюдечко?»

 Сговариваться можно и так: один из играющих прячет в руке камешек, другой — что-нибудь другое - что выберет капитан.

Существуют и другие жеребьевки — угады. Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!»

Ребята уже этого возраста уже сами могут проводить простые игры, с небольшой подгруппой, без помощи взрослого: «Бабка-ёжка», «Жмурки», «В углы»…

В подготовительной группе уже знакомлю с разнообразие народных игр, с их значением. Переходим к более сложным играм, где нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Краски" и др. Эти игры способствуют укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.

Каждый месяц проводятся физкультурные развлечения. Они строятся на хорошо знакомом для детей игровом материале, с использованием музыки, различных видов гимнастик, атрибутов, игр-шуток.

Также на занятиях по Физкультуре я использую подвижные игры народов Башкирии:

 «Медный пень», «Липкие пеньки», «Платочек», «Уральский мяч», «Подними платок», «Юрта» и др.

Народные игры, речевки, упражнения, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических спортивно - развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

На следующий год собираюсь продолжить активную работу в данном направлении.

 



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    отличное развлечение, очень понравилось. Наталья Викторовна творческих Вам успехов, спасибо за хороший ...

    Подробнее...