Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:
«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

 

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Задачи:

1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;

2. учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;

3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

 

Добрый вечер, уважаемые родители!

- Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.

- Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?

- В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

- Зачем нужно учить детей пересказу?

- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

  • Обогащается и расширяется словарь;
  • Формируются навыки словоупотребления;
  • Усиливается языковое чутье;
  • Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

  • Внимание (умение внимать);
  • Память (запоминание текста);
  • Мышление (логика изложения).

Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

  • Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.

- Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?

Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».

Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.

Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

- Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)

- Почему выбрали первый текст, а не второй?

- Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

- Что нужно делать после чтения текста?

- Конечно, побеседовать о прочитанном.

- Какие будите задавать вопросы?

- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

- Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!

- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.

- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.

- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.

- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

Теперь давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.

- Ребята послушайте интересную сказку. Сели удобно.

Читаю сказку.

- Как называлась сказка?

- Что при встрече сказала Лиса Раку?

- Как Рак ответил Лисе?

- Каким голосом говорила Лиса? Рак?

- Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

- Когда Рак отцепился от Лисы?

- Что услышала Лиса от Рака?

Молодцы ребята отвечали на вопросы хорошо.

Физминутка.

- Ребята послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.

Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.

(Кому-то одному и по ролям.)

Молодцы ребята рассказали хорошо.

- Что узнали нового?

Спасибо за встречу!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Ледовое…

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Ледовое побоище - Александр Невский» Цель: Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма. Задачи: Образовательные:...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят» (Для детей 5-6 лет - старшая группа) Цель. Закреплять представления о правилах...