Родительское собрание: «Роль игры в организации поведения ребенка»

(Подготовительная группа)

 

Большинство родителей испытывают трудности при организации поведения ребенка. Часто именно в этих ситуациях интересы детей и взрослых резко расходятся.

От того, как ребенок питается, каким воздухом дышит, зависит не только его здоровье, физическое развитие, но известно, что «в здоровом теле-здоровый дух». А вот сам ребенок не всегда считает это главным. Более того, еда, одевание – это часто самые трудные и даже неприятные «дела» в его жизни.

Содержание «нелюбимых» детьми дел очень разные. Но все они распадаются на 2 разряда «неприятные» и «скучные» дела.

Избавить от них ребенка взрослый никак не может. Избавить нельзя, но привлечь иногда на помощь игру – можно. Используя игру для организации поведения ребенка, конечно, надо учитывать его возраст и характер его деятельности.

Для младшего дошкольника все неприятные процедуры (капать в нос капли, есть суп и т.п.) можно сопровождать игрой (особенно если ребенок нездоров, у него плохой аппетит и т.п.)

Вова не любит когда его намыливают мылом в ванне; чтобы его отвлечь, пусть в ванне вместе с ним «моются» и его зверюшки.

Пора укладываться спать – пусть ребенок сначала уложит своих кукол и зверей. Но еще лучше, если малыш будет знать, что когда он умоется, и будет лежать в постели, мама расскажет ему на ночь сказку. У малыша плохой аппетит - посадите рядом за стол куклу или мишку:

- Смотри, Мишка, как Сережа сегодня хорошо ест….

Это все дела «неприятные». Но есть и просто трудные и скучные дела. Для дошкольника это прежде всего, то, что относится к самообслуживанию. Раньше мама шнуровала ботинки, застегивала пуговицы, а теперь приходится делать это самому. Поначалу это не так – то просто. Пока еще ребенок осваивает навыки самообслуживания, полезно вводить его действия в игровой контекст. Пусть пуговки на его пальто станут «живыми»:

- Смотри, каждая пуговка должна попасть в свой домик…

Если ребенок долго одевается на прогулку, то проще начать так, чтобы не сердиться: «Одеваемся на прогулку. Я считаю до пяти. Кто оденется раньше -ты или я?

Уборка игрушек доставляет много хлопот родителям. Приобщать к этому ребенка до четырех лет можно опять таки при помощи игры:

- Машины у тебя весь груз перевезли? Еще чуть-чуть? Ну, вот теперь уже все, им пора в гараж. Здесь на полке у них гараж. Поехали в гараж!

- Я сегодня не стану с тобой играть, - говорит бабушка пятилетней Ане. – Вчера играли мы с тобой вместе, а игрушки убирала я одна. Я так больше не хочу. Играй одна. Если потом у тебя в комнате будет порядок, то завтра я с тобой поиграю. Или:

- Можно в школу или в детский сад…Как хочешь.

- Лучше в школу.

Алеша берет ранец, который ему уже подарили к дню рождения, укладывает в него тетрадку, букварь. Вот уже сидят и куклы-ученики. Сюжет игры в «школу» может включать уроки математики. Рисования и т. д.

Можно использовать и другие темы детских игр: «детский сад», «дочки-матери», «магазин» и т.п.

- Сколько у вас в группе детей? У нас только пять ложек, сколько не хватает?

- На дереве сидело 5 птичек, прилетело еще 5. Сколько птичек стало?

Старший дошкольник, да и младший школьник еще много времени будет проводить за игрой, но они при этом должны четко различать игру и обязательные дела – труд, учебу, для успешного выполнения которых требуются волевые усилия, «преодоление себя», своих непосредственных желаний.

Как организовать детей, чтобы они могли присмотреться друг к другу, чтобы не кому не было скучно?

Взрослый должен выступить инициатором совместной детской игры. (Если позволяют условия, то лучше поиграть с ребенком в отдельной комнате).

Начать можно с простых игр с правилами, в которых взрослый берет на себя роль ведущего, а дети выполняют предложенные им игровые действия. Это игры типа: «Делай, как я», «Лови мяч и кидай обратно», «скажи наоборот» (холодно - горячо, быстро – медленно и т.д.)

Хорошую службу может сослужить сюжетная игра в театр; где желающие могут быть «артистами», а зрителями будут куклы и остальные дети. Взрослый организует это игру, беря на себя вначале роль «билетера» (рассаживает зрителей, приглашает их на представление), а затем – роль «конферансье».

Если такой «концерт» получился интересным, на него можно пригласить и взрослых «зрителей» - дети с удовольствием повторяют для них свои выступления ( к тому же каждой маме приятно увидеть самой, да и показать другим, как хорошо ее ребенок читает стихи, поет песни, танцует).

Не исключено, что вначале дети будут немного стесняться, тогда взрослый может сам начать «представление», разыграв небольшую сценку, сказку с помощью кукол бибабо. При выборе игры надо взрослым учитывать интересы и возраст детей.

Таким образом, умелое использование взрослым такой привлекательной для ребенка деятельности, как игра, будет способствовать первоначальному приобщению ребенка к трудовым и учебным занятиям, придаст им интерес, заполнит праздничный досуг детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов...

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей…

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей у детей с нарушением речи Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка...

Читайте также

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста…

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Дидактическая игра «Веселая корзиночка»

Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...