«Формы и содержание взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
(из опыта работы)
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигает взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.
По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Признание приоритетов семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения.
Эти отношения определяются понятием «Сотрудничество» и «Взаимодействие».
Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьей.
1. Детско-родительские клубы.
2. Проектная деятельность.
3. Выставка совместного творчества.
Приоритетным направлением в деятельности ДОУ является приобщение детей к народной культуре.
Исходя из этого мы поставили следующие цели:
- Формирование у детей « базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, особенностями культуры.
- Развитие художественно- творческих способностей у детей, на основе усвоения народного искусства.
- Создание единого образовательного пространства по реализации ООП ( основной образовательной программы) ДОУ.
В нашем детском саду действует детско-родительский клуб «Рябинушка», где проходит совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Основная цель семейного клуба:
- Создание совместных творческих работ детей , родителей, педагогов.
Задачи:
- Ознакомление детей с изделиями народных художественных промыслов;
- Развитие художественно- творческих способностей детей;
- Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
План клуба «Рябинушка»
1. Роспись деревянной утвари « Золотая хохлома»
2. Изготовление тряпичной куклы.
3. канный половичок. ( изготовление половичка из бумаги)
4. «Веселые лоскутки» лоскутное одеяло своими руками. (изготовление из цветных кусочков ткани)
5. Знакомство с крестьянской избой.( убранство избы изготовленными изделиями)
6. Украшение орнаментами традиционного русского костюма.( женский сарафан, мужская рубаха).
7. Знакомство детей и родителей с народными играми.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составлен на учебный год, Встречи проходят один раз в месяц. Во время встреч в клубе родители вместе с детьми выполняют задания педагога.
Вместе с родителями расписывали деревянную посуду хохломской росписью, изготавливали тряпичные куклы- в которые играли наши пробабушки, из бумаги ткали половичок, знакомили с лоскутным одеялом.
Тема встреч оглашается заранее. На стендах для родителей вывешиваются приглашения.
Детско-родительская встреча начинается с приветствия. Этап приветствия необходим для раскрепощения участников, снятия эмоциональной напряженности. Он проводится в виде музыкально-ритмических упражнений или игр, направленных на сближение участников встречи.
Между творческими заданиями проводится динамические паузы с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности.
Совместная творческая работа детей и родителей обогащает не только внутренний мир дошкольника, но и способствует установлению положительного психоэмоционального контакта с близкими взрослым
В ДОУ собрано много коллективных детско-родительских работ, выполненных из различных материалов ( бумаги, ткани, слоеного теста).
Последний этап встреч - рефлексия. На этом этапе производится психологические тренинги, выполняются упражнения на сплоченность, релаксационные упражнения, позволяющие задуматься о чем- то важном.
В конце детско-родительских встреч родители пьют чай, обмениваются впечатлениями. Таким образом, происходит знакомство взрослых не только с содержанием обучения, но и со своим ребенком;
Родители открывают для себя такие качества умения, возможности собственных детей, о которых и не подозревали. В процессе совместного творчества возникают чувства единения, сопричастности, ощущение заинтересованности взрослого делами своего ребенка
Клубные встречи обязательно посещают специалисты, которые дают полезные советы родителям по вопросам взаимодействия родителей и детей.
Для педагогов участвующих в работе детско-родительских клубов, очень важна обратная связь, оценка их деятельности.
Для этого осуществляется мониторинг качества клубной работы(проводятся блиц -опросы и анкетирование), результаты которого позволяют специалистам планировать дальнейшую деятельность с учетом пожеланий родителей. Такая форма работы как « Семейный клуб» в ДОУ осуществляется уже не один год.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада происходит через внедрение проектной деятельности.
Мне хочется рассказать о проекте «Русские народные традиции».
Проект «Русские народные традиции».
Цель:
Приобщение детей к народной культуре, посредством создания музея «Русская горница»
Задачи:
- Ознакомление детей с культурными и духовными ценностями русского народа, его бытом, традициями.
- развивать познавательный интерес к истории народа;
- воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Проект долгосрочный.
Участники – дети, родители, педагоги.
Форма представления презентация праздника «Вечер русской старины»
Родители принимают активное участие в проекте - посещали музеи города, собирали предметы народного творчества, русской старины,руками родителей оформлен макет «Русской избы», сшили кукол в русских национальных костюмах, оформлены уголки прикладного искусства.
Проект был представлен презентацией праздника «Вечер русской старины». При помощи родителей – оформлен зал в стиле «Русской избы». Родители принимали участие в празднике.
Это праздник стал заключительным аккордом, итогом совместной деятельности взрослого и ребенка.
Важно отметить, что детей мы знакомим не только с культурой русского народа, но и культурой других народов Поволжья.
В нашем ДОУ организуется выставка семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс. Значение таких выставок велико как для детей так и для родителей. Ребенок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей.
Через анкетирование выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровни родительских требований, педагогической культуры семьи.
Создание условий для совместной творческой деятельности, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительные отношения друг к другу. Знакомство детей с народной культурой способствует развитию интегративных качеств, так необходимых при обучении в школе.
Читайте также |
---|
Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…
Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического…
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду Дошкольное детство является важным периодом в психическом...
Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»
Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...