Родительская гостиная для родителей детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Учимся играть в дидактические игры»

Цели: научить родителей играть в некоторые дидактические игры, показать различие в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, изображения сада и огорода, игрушки, картинки для игры «4 лишний».

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас в нашей педагогической гостиной. Сегодня мы собрали вас, чтобы показать различие в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Вы увидите, как одна и та же тема по ознакомлению с окружающим миром раскрывается на занятиях специалистов в разных дидактических играх. Кроме того, вы сами научитесь играть с детьми в эти игры и сможете закреплять учебный материал дома.

II. Основная часть. Теоретический и практический материал.

1. Выступление учителя-дефектолога.

- Обычно к трем годам при благоприятных условиях воспитания у ребенка достаточно хорошо развито наглядно-действенное мышление. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Внимание, мышление, память непроизвольны. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что находится в поле его зрения, запоминает только то, что привлекло его внимание и заинтересовало.

2. Слово переходит к учителю-логопеду.

- Речь находится на стадии формирования. Специалисты отмечают, что ребенок в этом возрасте:

употребляет в активной речи слова-названия предметов и их частей;

пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами;

называет различные действия (волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит), использует в речи глаголы с простыми приставками;

1. различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа кошка – мошка, бык - бок);

2. чисто произносит простые звуки типа Б, В, М, Д и т.д. ;

3. может пересказать знакомую сказку близко к тексту;

4. побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки;

5. ребенок называет некоторых животных и птиц;

6. знает названия некоторых детенышей животных и птенцов (котенок, цыпленок);

7. умеет с помощью взрослого в 2-3 предложениях описывать картинку: что изображено на картинке, какого оно цвета, размера, какие у него есть части, для чего этот предмет нужен.

3. Знакомство с дидактическими играми.

Логопед: - Теперь мы покажем вам несколько игр, которые базируются на одном и том же лексическом материале, но преследуют разные цели.

Дефектолог:

- Первая тема «Игрушки». Игра «Что я спрятала?», которая направлена на развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. На первый взгляд, все очень просто. Ребенку нужно угадать, какой из предметов спрятал взрослый. Однако следует помнить, что маленькому ребенку запомнить ряд игрушек не так уж легко. Трехлетнему малышу вы можете предложить не более четырех хорошо знакомых ему предметов.

Педагог показывает игру, приглашая на роль ребенка одного из родителей.

– Посмотри, какие игрушки я для тебя приготовила. Назови их.

– Матрешка, пирамидка, мячик, машинка.

– Сейчас ты закроешь глазки, а я одну игрушку спрячу.

Взрослый прячет одну игрушку.

– Открывай глазки. Что я спрятала?

В беседу вступает логопед:

– Я хочу показать, как эту же игру можно провести, преследуя логопедические цели.

Приглашается другой родитель, разыгрывается та же ситуация. Спрятав игрушку, логопед ставит вопрос по-другому:

– Чего не стало? (Педагог побуждает использовать при ответе форму родительного падежа имени существительного и выделяет голосом окончание).

– Не стало матрешки, мячика и т.п.

Д.: Следующая тема - «Овощи-фрукты». На примере этой темы мы покажем вам две другие игры.

Дефектолог предлагает поиграть в игру «Что где растет?». Цель данной игры — дифференциация овощей и фруктов, закрепление понятий «сад-огород».

На столе на подносе лежат муляжи овощей и фруктов. С одной стороны стола размещено изображение фруктового сада, а с другой стороны — огорода. Взрослый предлагает поместить овощи в огород, а фрукты — в сад.

Логопед проводит эту игру, обучая составлять предложение по образцу и закрепляя употребление предлога НА.

Ребенок, раскладывая овощи и фрукты, произносит фразу типа «Яблоко растет на дереве, морковка растет на грядке».

Д.: - Переходим к следующей теме. Поговорим о животных. На примере этой темы я научу вас играть в игру «4 лишний». Игра для данного возраста очень сложна, так как требует определенного уровня развития логического мышления, над чем мы уже начинаем работу. Игра проводится ближе к концу учебного года. Цель этой игры — закрепить представление о диких и домашних животных, научить детей выделять неподходящее.

Приглашается одна из мам.

- Посмотри на эту картинку. Художник нарисовал волка, медведя, лису, кошку (животных может назвать воспитанник). Три картинки нарисованы правильно, они сюда подходят. А четвертая картинка не подходит. Найди ее. (В случае неуспеха взрослый сам выделяет эту картинку и объясняет свой выбор).

Л.: - Логопед может использовать эту игру для различения форм единственного и множественного числа имен существительных.

Вновь приглашается один из родителей. Педагог показывает ему картинку, на которой нарисованы кошки, собаки, коровы, свинья. Логопед спрашивает «Кто это?» и при ответе обращает внимание на окончание слов. Далее педагог предлагает выбрать неподходящую картинку. В данном случае это свинья, поскольку она одна.

IV. Подведение итогов.

Д.: - Уважаемые родители! Мы показали вам всего несколько дидактических игр, которые вы легко можете использовать дома при занятиях с детьми для развития у них мышления, внимания, памяти и речи. Эти игры вы можете применять при закреплении следующих лексических тем: «посуда», «мебель», «одежда» и «семья». Именно эти темы мы изучаем в младшей группе. Надеемся, что вам было интересно. Если вы хотите узнать больше о дидактических играх, вы можете задать вопросы любому педагогу, работающему с вашими детьми. Также мы надеемся, что для вас стало понятно различие в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда.         

Л.: - Напоминаем вам, что обучение эффективно только на фоне комфортного эмоционального состояния ребенка. Поэтому во время занятий вы должны быть выдержанными, спокойными, улыбчивыми. Подбирайте материал, который будет доступен и интересен вашему малышу. Выбирайте для занятий время, когда ребенок здоров, сыт, бодр и не увлечен какой-либо другой деятельностью.

V. Чаепитие, обсуждение увиденного, ответы на возникшие вопросы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Бабочка - красавица»

Конспект НОД «Бабочка - красавица» Цель: Воспитание осознанного отношения к природе через ознакомление с особенностями бабочки. Задачи: Формировать представление о бабочке, как представителя...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились...

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП

Конспект занятия по ФЭМП Цель: закрепить математические знания и умения посредством игры. Ход занятия: Воспитатель: «Сегодня мне принесли письмо. Это письмо прислала сама...

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...