Работа воспитателя с семьей

Довольно часто из-за отсутствия педагогиче­ских знаний, родители не могут самостоятельно спра­виться с теми проблемами, которые возникают в процессе воспитания детей на каж­дом возрастном этапе. Следовательно, квали­фицированная помощь воспитателя дет­ского сада будет уместна.

Чтобы лучше узнать условия воспи­тания ребенка, воспитатель проводит беседу с родителями малыша. Педагог интересуется, чем за­нимаются родители и ребенок в свобод­ное время.

Желая получить представление о здо­ровье ребенка, педагог спрашивает, что более всего беспокоит в состоянии здо­ровья малыша, какие травмы, болезни перенесены, на какие особенности нуж­но обратить внимание в детском саду (к примеру, малыш левша, не перено­сит какие-то продукты, неправильно произносит какие-то звуки и т. д.).

Уместным будет разговор с родите­лями о характере ребенка: какие качест­ва личности удалось воспитать у малы­ша, что беспокоит в его поведении (неусидчив, агрессивен и т. д.)? С ка­кими трудностями в воспитании встре­тились, как преодолевают их?

В ходе беседы следует уделить вни­мание и ребенку, завязать разговор с ним мож­но с помощью куклы (Незнайки, Буратино). Воспитатель пред­лагает малышу что-нибудь нарисовать (при этом обращая внимание родите­лей на посадку, умение держать каран­даш, лист). Педагог интересуется, читают ли в этой семье книги малышу.

В заключение встречи нелишне напом­нить родителям о режиме группы, пра­вилах детского сада (необходимо пре­дупреждать персонал в случае заболе­вания ребенка, и др.), сообщить темы собра­ний, вручить приглашение на первое собрание.

Если родители с первой встречи с вос­питателем почувствуют его заинтересо­ванное, неравнодушное отношение к ре­бенку, начало сотрудничеству между детским садом и семьей будет положено.

Основное внимание следует уделить одной из главных форм организации семейного воспитания — родительскому собранию, в проведении которого могут быть предложены разные формы и ме­тоды. Так, в первой части собрания — диалог за круглым столом по одной из проблем воспитания, а во второй — практикум с обязательным участием детей, где родители закрепляют только что полученные знания на практике в об­щении с ребенком.

Дискуссионная форма обсуждения проблемы дает возможность каждому присутствующему открыто высказаться. В спорах, как известно, рождается исти­на.

Начиная работу в младшей группе, педагог стремится сплотить коллектив, подружить детей, родителей.

На некоторых собраниях проводятся конкурсы на лучшее исполнение стихо­творения. Участвуя в них, дети не толь­ко учат стихи, но и вместе с родителями шьют костюмы, соответствующие содер­жанию стихотворений. Разнообразят та­кие конкурсы игры, сказочные сюрпри­зы, подготовленные взрослыми.

В ходе подготовки собраний перед воспитателем стоит задача заинтересо­вать родителей той проблемой, которая выносится на обсуждение. Для этого можно использовать разные приемы. Од­ним из них является анкетирование. Проводить его желательно не позже, чем за 2 недели до собрания. Вопросы анкеты подготавливают родителей к бо­лее глубокому и осмысленному восприя­тию темы предстоящего собрания. Так, к собранию «О здоровье — всерьез» ро­дителям предлагается ответить на такие вопросы:

  1. Что беспокоит вас в состоянии здо­ровья ребенка?
  2. Кому из врачей-специалистов вы хотели бы задать вопросы, какие?
  3. Какие виды закаливания вы про­водите с ребенком в семье и считаете наиболее полезными?
  4. Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные?
  5. Какие профилактические мероприя­тия проводите с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа? Какие формы за­каливания предлагаете проводить в дет­ском саду?
  6. Какими средствами народной ме­дицины вы пользуетесь во время болез­ни ребенка?
  7. Какие меры предосторожности в от­ношении вашего ребенка должен пред­принимать медперсонал детского сада, воспитатели в связи с имевшимися за­болеваниями, травмами?

 

А таким может быть перечень вопро­сов к собранию «Это должен знать каж­дый» по проблеме профилактики дет­ского дорожно-транспортного травма­тизма:

  1. Как вы считаете, знает ли ребенок правила поведения при переходе улицы?
  2. Что, по-вашему, является главным в работе по профилактике детского до­рожного травматизма?
  3. Как вы знакомите ребенка с пра­вилами дорожного движения (в форме игры, занятия, советов и предостереже­ний)?
  4. Есть ли у вас необходимая литера­тура по данной теме?
  5. Испытываете ли вы трудности в ра­боте с ребенком по этой проблеме?
  6. Какие вопросы хотите задать ра­ботнику ГИБДД?

 

Надеемся, что вопросы анкеты, адре­сованные отцам, заставят их задуматься над своей ролью в семье:

  1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  2. Сколько времени вы проводите со своим, ребёнком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  3. Ругаете ли вы ребенка при посто­ронних, друзьях?
  4. Курите ли вы в той же комнате, где находится ребенок?
  5. Какие испытываете трудности в об­щении с ребенком?

 

На занятиях по рисованию или аппли­кации воспитатель с детьми придумы­вают и изготавливают оригинальные приглашения для родителей в виде мат­решек, чашек, яблок, цветов, портфелей, вовнутрь которых вкладывают секреты, т. е. тексты с обращением к каждому члену семьи и приглашением на собра­ние с указанием его программы.

Следует отметить некоторые момен­ты, которые ведущему необходимо учи­тывать при ведении дискуссии. Во-первых, знать имена, отчества всех присут­ствующих. Для этого можно записать эти данные на листок.

Во-вторых, не затягивать обсуждение, после выступлений двух-трех родителей коротко обобщить сказанное, дополнив его примерами из жизни группы.

Подготовка и проведение родитель­ских собраний требует от воспитателя большой отдачи душевных сил, твор­чества и времени, поэтому большая на­дежда возлагается на помощь и заинте­ресованность администрации детского сада.


Литература: Метенова Н.М. "Воспитателю для работы с семьей"



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки» Цель: Формирование интереса дошкольников к...

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Читайте также

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего…

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего возраста

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе…

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «День космонавтики» Беседа о времени года. Какое время года наступило? (Весна.) Весна какая?...