«Никто не забыт, ничто не забыто»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях,

У нас никому не отнять».

«Никто не забыт, ничто не забыто». Нам привычно слышать эту фразу, когда вспоминают участников ВОВ, но в нашем случае она применяется совсем с другой целью.

Работая над темой «Работа с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» мы предложили родителям попробовать создать для каждой семьи генеалогическую «ветку». Эта идея возникла на основе простого наблюдения. Очень часто в детский сад за детьми приходят не только родители, но и бабушки с дедушками. Спрашивая у детей: «Эти бабушка и дедушка - чьи родители, папины или мамины?», мы видели, что ребёнок затрудняется ответить на наш вопрос, ведь для него это просто бабушка и дедушка.

Есть в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Это те, кто забывает своих предков, кто не уважает и не знает истории своего народа. Своих предков нужно помнить, знать историю своего рода, уважать тех, кто жил до тебя, не забывать об их достижениях и делах. Вот поэтому, составление генеалогической ветки способствует изучению ребёнком истории своей семьи, воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, пробуждению желания стать достойными продолжателями своего рода. И, наконец, составление родословной сплачивает семью. А это и есть наша самая главная задача.

Когда и зачем стали составляться родословные, обратимся к истории. Составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передаваться по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего её составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали её, например, на оборотной стороне семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

В наше время все владеют грамотой, но никто не имеет своих родословных т. к. эта традиция просто забыта. Поэтому в начале нашей работы многие отнеслись к нашей затее скептически. « Это действительно кому-то надо?» - спрашивали некоторые родители. «Надо!» - отвечали мы, «Но не нам, воспитателям, а вам и вашим детям!».

Работа по созданию генеалогической «ветви» была и интересной, и трудной. Оказалось, что дальше схемы: ребёнок – родители - дедушки и бабушки, многие не помнят имена и фамилии прародителей, уж тем более прапрародителей.

Но мы не привыкли отступать от намеченной цели. Когда стали образовываться первые «ветви», наши родители уже с азартом обзванивали  родственников, более старшего поколения, выясняя у них данные о месте и дате рождения предков, мы поняли, что идея наша будет осуществлена.    Самые длинные ветки получились у многих до шестого колена, уходящие своими корнями до 1835года.              

Далее, вслед за воспоминаниями имён, фамилий и годов рождения, родители стали приносить сведения о месте рождения, о профессиях, о принадлежности к различным социальным слоям общества. Так мы с неподдельным интересом узнавали, что воспитываем потомков венгров, поляков, немцев, украинцев, казаков, крымских татар, цыган, потомков атамана казачьего войска, потомственных священнослужителей, портных, обшивавших когда-то, всю знать Москвы, мясников, державших товарные ряды, музыкантов, крестьян, зажиточных кулаков, участников гражданской войны, воевавших с Деникиным, участников ВОВ, пятикратных орденоносцев, военных лётчиков и т.д.                                        

После приобретения этих сведений, наши родители вспомнили про фотографии. Были подняты все семейные фотоальбомы, отреставрированы те фотографии, которые пролежали не один десяток лет, мало кем вспоминаемые. С какой нежностью и трепетом родители передавали их нам, попутно рассказывая о каждом родном и далёком предке! Когда каждая фотография занимала своё место на генеалогической ветке, то казалось, что со снимков на нас смотрят с огромной благодарностью, лица совершенно незнакомых, но таких дорогих нам людей.

Вместе с этими сведениями всплыла трагическая история нашего города. Это сталинские репрессии. Все предки, по сведениям, жили в разных городах и странах Европы. Но, примерно в 1936-1948годах многие оказались в Воркуте. Можно было бы предположить, что люди стали забывать об этом, но оказывается в каждой семье живёт память о том, что пришлось пережить нашему народу. Много историй выслушали мы во время нашей работы и все они очень похожи, как похожи и родословные ветви, начиная примерно с 1939 года. Практически всё поколение пап и мам – это уже коренные воркутинцы.

Из 18 семей наших воспитанников только 2 добровольно приехали в Воркуту. Составляя родословную одной из них, мы также обнаружили одно интересное наследие. Эта семья из дагестанского села. Они дали сведения до шестого колена. Интересным оказался тот факт, что все мужчины этой семьи, начиная с 1886 года, родились в одном селение, а вот жён они приводили из других сёл, а также профессии имеют только мужчины, т. к. женщины у них занимаются домашним хозяйством. Это также является отображением национальных традиций кавказских семей.

Многим может показаться, наша работа направлена лишь на родителей, а детям она просто непонятна и не интересна. Но это совсем не так. Да, детям разобраться в переплетение ветвей пока трудно. Но у нас есть специальные приёмы.

В нашей группе уже третий год проходят семейные посиделки, в которых принимают участие все члены семей. Пока взрослые занимались сбором сведений о своих предках, дети не тратили время зря.

В этом году наши посиделки пройдут так же под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Мы совершим путешествие по карте Европы, где флажками будут отмечены места, где ранее проживали предки наших воспитанников. Ребята готовят большую программу, в которую вошли: русская кадриль, украинский казачок,. Польско - венгерский танец, лезгинка, цыганский танец, украинская песня, казачья пляска и многое другое, при непосредственном участие родителей.

В заключение хочется сказать, что при вручение родословных родителей и детей ждёт ещё один сюрприз. Для каждого ребёнка нами придумана личная монограмма, написано значение имени, которое носит ребёнок и с учётом его значения сочинено небольшое стихотворение.

Теперь, когда работа завершена, мы точно знаем, что у этих 18-ти выпускников есть большое будущее. Они не забудут своих предков, а поможет им в этом та самая генеалогическая ветвь, которая займёт достойное место в семейных ценностях, и будет расти медленно, но верно. Её продолжат дети, внуки, внуки внуков.

И пускай ваше будущее будет светлым.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Читайте также

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в…

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в школу собирайтесь!»

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...