Родительский клуб «Семейные посиделки»

(Из опыта работы музыкального руководителя)

 

Плох тот народ, который не

помнит, не ценит и не любит своей истории.

В. М.Васнецов.

 

Опыт работы с приобщением дошкольников к русскому фольклору в ДОУ показал, что процесс духовного роста воспитанников неотъемлемо зависит от глубоких познаний духовного наследия своего народа. Огромный пласт народной мудрости, нравственности, патриотизма, источник прекрасного, народное искусство, может сыграть огромную роль в воспитании духовно и нравственно богатого человека.

Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира дошкольников.

Обращение к русскому песенному фольклору имеет огромное воспитательное значение. Слово folklore принято переводить как «народная мудрость». Его освоение способствует формированию интереса к народной музыке, развитию творческих способностей, воспитанию нравственности и духовности.

Песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок - родильный обряд. Под песни - устраивался праздничный крестильный стол (крестины). Под колыбельные песни малыш засыпал. Исполняя пестушки, потешки, прибаутки – развлекали, растили ребёнка. Со сверстниками - он пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодёжных играх и хороводах, на вечеринках пел новые песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. Песни звучали разные, во все времена и по различным поводам. И когда, наконец, умирал человек, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю жизнь проживал человек на Руси.

Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании детей в народных традициях наших предков. Как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, как заинтересовать фольклором детей?

Проведя с родителями анкетирование, разработав план проведения календарно-обрядовых праздников, пришла к выводу, что тандем родители-дети – воспитатель, поможет решить проблему приобщения детей к русскому фольклору. Фольклор и фольклорные праздники – источник духовности, для развития личности ребёнка. В решении данной проблемы мы видим, в необходимости органичного, естественного музыкального воспитания, которое возможно только на основе народного фольклора, как можно более раннего практического общения детей с народными песнями, играми, хороводами, которые тесно переплетаются в народных фольклорных праздниках.

Игра – приоритетный вид музыкальной деятельности воспитанников, так как игра синкретична. Фольклор тоже синкретичен. Игра – форма, которая наиболее органично способствует формированию музыкально-творческих способностей ребят, коммуникативности, развивает личностные качества ребёнка.

Русский песенный фольклор, как известно, так же синкретичен, поэтому фольклор как особая сфера бытовая музыкального искусства доступен и понятен детям.

Мир детства синкретичен, он неразрывно связан со многими видами деятельности; фольклор также синкретичен, а значит, русский песенный фольклор через календарно-обрядовые фольклорные праздники разовьёт духовность и разносторонне - развитую личность ребёнка.

Первые календарно-обрядовые праздники не оправдали моих надежд, дети с удовольствием играли в народные игры, но песенный репертуар исполнялся без особого настроя. Чтобы заинтересовать детей и взрослых, подготовила описание, разъяснение содержания песен, чему посвящена та или иная песня, подготовила разъяснения предназначения символов в календарно – обрядовых праздниках, рецепты блюд, которые готовили в определённые праздники, костюмы, принадлежащие разным областям и губерниям. Подготовила подборку потешек, пословиц, пестушек, колыбельных песен, различных народных игр и т.п.

Выявлены были и следующие проблемы: национальная принадлежность, зажатость при исполнении (исполняли в разных манерах пения), усталость (родители приходили с работы), некоторые дети в присутствии родителей вели себя неадекватно (бегали, кричали, пихали других детей).

Учитывая ошибки первых занятий, следующие «семейные посиделки» мы провели за чаем из самовара. Полились беседы, предложения, воспоминания. Родители разных национальностей исполнили свои национальные частушки, в русских хороводах исполнялись танцевальные движения с национальным колоритом дагестанцев, марийцев, грузин, татар и других национальностей.

Следующий праздник был посвящён календарно-обрядовому празднику - Покров. «Покров - натопи избу без дров». (Сценарий) . Желающих поучаствовать в играх, хороводах с каждым разом увеличивалось. Родители рядом со своими детьми танцевали, играли, читали потешки (заранее подготавливала «шпаргалки»), на праздники приходили уже не только мамы и бабушки, но и папы, дети школьники.

Программа музыкального воспитания в ДОУ не позволяет введению всех календарно-обрядовых праздников, но дети и их родители часто становятся участниками городских фольклорных праздников.

Мы делаем основной акцент на технологию освоения воспитанниками русского песенного фольклора, через календарно-обрядовые фольклорные праздники.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.

Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения, пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения.

Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка. В ходе праздника, педагоги должны помогать детям, ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

Процесс подготовки и проведения календарно – обрядовых фольклорных праздников в ходе освоения русского песенного фольклора детей 6-7 лет, это как бы кульминация и проверка причастности детей к народным традициям своего народа.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет)…

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе (4-5 лет) «Сказочная гостья» Программное содержание: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь...

Читайте также

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья»

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья» Старший дошкольный возраст Цель: формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить...

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании…

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Здоровье – это главное жизненное благо». Януш Корчак. В современном...

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием…

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием оппозиция», для детей старших и подготовительных групп Цель: Обучение основам шашечной игры;...