Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: кратко рассказывать о курсе «По дороге к Азбуке образованной программы «школа 2100». Познакомить родителей с понятием фонематический слух. Рассказать какие игры и упражнения для развития фонематического слуха используются на занятиях. Дать рекомендации об использовании речевых игр дома.

Ход:

В нашем детском саду занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников проводятся по образованной программе «Школа 2100» курс «По дороге к Азбуке». Особенностью этого курса является использование элементов логопедической методики, цель которой -предупреждение ошибок в чтении и письме развитие фонематического слуха детей. Это значит, что на занятиях по обучению грамоте и чтению мы учим детей слышать звуки в слове, определять их место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность ребенком вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Так же особенностью этого курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети четко усваивают разницу между звуком и буквой, легче овладевают навыками соединения звуков в слоге (н-р: звук [а] обозначается картинкой, где изображена девочка Аня). У каждого звука есть свой хозяин - «звуковичок». Он помогает определять детям характеристику звука, «звуковички», обозначающие гласные звуки в красных башмачках и без шляпок. Хозяева звонких согласных звуков имеют колпачки-звоночки, а глухих согласных звуков - темные соломенные шляпки. У мягких согласных звуков ботиночки зеленого цвета, а у твердых - синего.

Обучение проходит в занимательной игровой форме с использованием речевых игр и упражнений. Результаты последних занятий показали, что у ребят возникают затруднения в умении слышать звук и определять его место в слове. Для решения это задачи, на занятиях я использую разнообразные речевые игры:

1) Игра «Любопытный».

Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинабтся со звука п-р: [Б].

-  Где был? - На балконе.

-  Кого видел? - Бульдога.

- Куда собираешься? - В булочную.

- Что будешь покупать? - Баранки и т.д.

2) Игра «Загадай любимую игрушку».

Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

3) Игра «соревнование».

Правила: воспитатель называет любой звук и спрашивает

а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).

Правила: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).

Заданный звук изображен с помощью условной картинки (картинка, где изображено, как свистит насос).

Воспитатель предлагает подобрать слова к этой схеме (сахар, слон, сушка).

Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. За правильный ответ - фишка. В конце игры выбирает победителя. Аналогично, играете с другими звуками.

5) Игра « Добавь звук».

Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

вол - волк

рыба - рыбак

завтра - завтрак

пар - парк

Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д

6) Игра « Отними звук».

Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

7) Игра « Вставь пропущенный звук».

Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р] :

Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

8) Д/игра « Угадай какое слово».

Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов ( или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:

ворона - [В]

ракета - [Р]

астра - [А]

чайка - [Ч']

огонь - [О]

арбуз - [А]

бак - [Б]

очки - [О]

нос - [Н]

кенгуру - [К]

волк - [В]

9) Детская игра «Звучащий поезд».

Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

10) Детская игра « Одень слово».

Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.

Например:

М                                               К

синий              красный              синий
 
твердый                                    твердый
согл. звук                                  согл.
гласный                                    звук
звук

Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:
  • «Назови первый звук в слове».
  • «Назови последний звук в слове».

«Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».

«Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н].

  • «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).
  • «Какой звук потерялся».

Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит ... амолёт.

В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

  • «Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

  • «Сравни первые звуки в слове».

Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).

  • «Назови слова на каждый звук в слове».

Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

Например:

Сок: соска, очки, куклы, суп, обруч капуста и т.д.

При совместной работе воспитателя и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучению в школе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

Читайте также

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным…

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию Одним из действенных средств развития...

Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего…

Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего Елизаветинского сельского поселения» Введение “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и...

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного...