Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями

 

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В наших интересах организовать совместную деятельность с родителями в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребёнка, семьи, детского сада, а также требования ФГОС дошкольного образования.

Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью развития детской инициативы у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями интеграции ДОУ и семьи.

Для поддержки развития детской инициативы мы поставили задачи:

  • разнообразить предметно-развивающую среду группы;
  • стимулировать развитие поисково-исследовательской деятельности детей;
  • учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
  • создать условия положительного взаимодействия ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый.

С целью успешного решения данных задач необходимо включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства осознания их роли в воспитании и развитии детей.   

Для активизации совместной работы детского сада и семьи   по развитию детской инициативы мы используем совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

Основная цель создания Лэпбук – это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и детским садом.

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Данная форма организации деятельности в будущем поможет детям в написании рефератов и курсовых работ.

На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит корректировка направлений изготовлений лэпбука. Обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах ёе изготовления. Содержание лэпбука может быть самым разнообразным. Чаще всего тематика зависит от темы проекта и его событийности.

При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

  • деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;
  • вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
  • креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Участие родителей в организации изготовления лэпбука: организации тематических экскурсий, посещении библиотек; подборе материала, игр, литературы, фотографий; проведение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности; оформлении лэпбука.

   С целью реализации данной работы проводится подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической литературы; анкетирование родителей; проведения матер – класса по изготовлению лэпбука; подбор игр, литературы, наглядностей; материала к изготовлениям лэпбука и т.д.

   Все вышеперечисленные виды деятельности родителей по изготовлению лэпбука осуществляются совместно с детьми. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.

После реализации каждого лэпбука нами проводится анкетирование, и собираются отзывы родителей. На основании их анализа можно сделать вывод: родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбука, им нравится общение со своим ребенком, родители отмечают и то, что совместная подготовка к проекту сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка. Для себя мы тоже сделали выводы: согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы.

 

Литература:

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...

Адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению

Адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Тема: Рассказ по картине…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Тема: Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Подготовительная группа Цель: уточнить знания детей о временах года...