Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет»

(в форме круглого стола)

Знаете ли, какой самый верный способ

Сделать вашего ребёнка несчастным-

Это приучить его не встречать ни в чём отказа.

  (Ж-Ж. Руссо)

 

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса трёх лет.

Давайте обсудим следующую ситуацию:

Ребёнок изменился, стал совсем другим. Всё время спорит, упрямится, не выполняет требования взрослых, всё делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке,

 

  • Какому возрастному периоду жизни ребёнка это характерно? (Три года)
  • Что происходит с ребёнком? (Кризис трёхлеток)
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? (Мы, взрослые должны быть терпимее к стремлению ребёнка, но при этом следует умело отвлечь его внимание и незаметно застегнуть пуговицы)

В жизни каждого ребёнка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят   примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трёх лет.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всём быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребёнок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали него мнение. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я САМ!»

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А.Булдакова, описав ребёнка в период кризиса трёх лет:

Я негативен и упрям

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

 

Вы не даёте мне шагнуть, Всегда помочь готовы.

О боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

 

Система « Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы,

Я   ЖИВУ,

ХОЧУ, МОГУ, И БУДУ!

Возросшие потребности ребёнка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребёнка.

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

  • Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.
  • Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
  • Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма ( подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим)

Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.

Но если родители не осознают, что ребёнок находится на новом возрастном этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребёнок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризам.

Что же такое кризис и как реагировать на него взрослым?

(вопрос родителям)

КРИЗИС – важный этап в психологическом развитии ребёнка, который обозначает переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребёнка, с другой - это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.

Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребёнка. Им необходимо изменить стиль общения с ребёнком и образ жизни – всё то, что и мешает его адекватному развитию.

Основные симптомы поведения ребёнка

«КРИЗИСА ТРЁХ ЛЕТ»

1. ЯРКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВИЗМА – это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которые намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.

Ребёнок противопоставляет себя взрослым и перестаёт выполнять их требования, стремясь делать всё наоборот, не только наперекор взрослым, но часто и в ущерб своим интересам.

Например, мама приглашает малыша на прогулку, он соглашается, но вдруг категорически отказывается. Бывает и так, что взрослые сами провоцируют вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия, не считаются с его интересами (Ешь быстро, не ори).

2. РЕБЁНОК ПРОТИВИТСЯ ПРЕЖНИМ ОТНОШЕНИЯМ

В поведении ребёнка наблюдается строптивость – постоянное недовольство всем. Это как бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребёнка, против всего прежнего образа жизни. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствуют яркому проявлению строптивости. Однако если ребёнку давать полную свободу и не ограничивать его нив чем, то взрослые будут испытывать затруднения в тех ситуациях, когда действия ребёнка всё же приходится ограничивать. Например, в магазине, где он требует купить понравившуюся ему игрушку. Необходимо помнить, что вседозволенность до хорошего не доводит.

Реже в поведении детей наблюдаются и такие симптомы:

  • Обесценивание ребёнком личности близких - ребёнок часто ссорится со всеми дома, находясь как бы в состоянии войны.
  • Деспотизм – ребёнок во что бы то ни стало хочет добиться, чтобы исполнилось любое его желание, он хочет стать господином положения.
  • Ревность – когда в семье есть ещё дети, то ребёнок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, он изо всех сил начинает бороться за власть. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся. Но бывает и так, что на глазах у родителей ребёнок стремится показать себя с хорошей стороны и заявляет, что обожает брата. Родители совершенно уверены в этом. Однако на самом деле ребёнка раздирают внутренние противоречия.

Чтобы не произошло подобное, родители должны чутко относиться к потребностям каждого ребёнка. Находить время и обязательно уделять внимание каждому ребёнку. Ребёнок в этот период любой ценой пытается завоевать самостоятельность и самоутвердиться, настаивает на равноправии, разными путями выражает протест против зависимости от родителей.

Взрослый не должен стоять на пути детской самостоятельности. Ребёнок растёт, отстаивает свою самостоятельность, своё право на действия по собственным решениям.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов: «НАДО» и

«НЕЛЬЗЯ». Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЁРДЫМИ. Каждому «НЕЛЬЗЯ» противопоставляйте альтернативное «МОЖНО». Например, малыш тянется к очкам бабушки – нельзя! Не послушался. Опустите на пол или предложите ласково: «Поправь бабушке очки, погладь её».

3. УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ

Ребёнок проявляет упрямство, которое выражается в стремлении поступать по-своему вопреки разумным доводам. Пик упрямства приходится на 3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще.

Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребёнок добивается своего потому, что он так решил. Настойчивый – стойкий в своих намерениях, твёрдый, упорный, неотступный в требованиях.

Наша задача - не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребёнка в нужное русло. В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по 5 раз в день, а у некоторых до 19 раз. Период упрямства и капризности заканчивается к 4 годам.

Кризис трёх лет разрешается путём перехода ребёнка к игровой деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Научите ребёнка играть во взрослых, беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца. Покажите ему несложные действия, которые он может воспроизвести.

Поиграйте рядом с ребёнком, он с удовольствием будет вам подражать.

Как бы Вы поступили? (игра с мячом)

  • Если ребёнок не желает есть суп? (Будете его упрашивать, Создайте игровую ситуацию и предложите покормить котёнка или куклу)
  • Если ребёнок капризничает? (Будете переживать о том, что подумают окружающие. Вы проявите внимание к ребёнку, возьмите за руку и отведите в сторону, где обстановка спокойнее и постарайтесь переключить внимание: «Смотри, что у меня есть?»)
  • Если ребёнок упрямится? (Вы будете ругать и стыдить его за плохое поведение, Подождите немного отвлеките «Посмотри, кто там идёт?)

Общение с ребёнком в период кризиса - это особое искусство. Главное - вовремя понять и помочь ребёнку, потому что мы можем сделать, - принять его таким, какой он есть, и любить его.

 ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Капризы детей требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка» Ребёнок только и ждёт этого.
  • В любой ситуации проявляйте терпимость к ребёнку. Не позволяйте выходить из себя.
  • Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним рядом.
  • Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если вы сказали - НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь, даже если приступ у ребёнка протекает общественном месте. Чаще помогает одно - взять его за руку и увести.
  • Не берите ребёнка на руки, если он этого не хочет.
  • Не старайтесь поднять ребёнка с пола.
  • Не оставляйте ребёнка одного.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребёнку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.
  • Переключите внимание ребёнка: «Ой, какая интересная игрушка у меня», «А что там делает ворона?» - подобные приёмы заинтригуют и отвлекут ребёнка.
  • Следите за своим эмоциональным состоянием.

 

 

Используемая литература:

  1. Глебова С.В. « Детский сад – семья: аспекты взаимодействия», практическое пособие для воспитателей и родителей, Воронеж, 2007 год.
  1. Зенина Т.Н. « Родительские собрания в детском саду», выпуск №2, центр педагогического образования, Москва. 2007 год


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей группы раннего возраста «Прогулка в парк»

Сценарий развлечения для детей группы раннего возраста «Прогулка в парк» Интеграция образовательной деятельности: социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цели: Развивать у детей...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика» Программное содержание: продолжать формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение; совершенствовать навыки счёта в пределах...

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»

Читайте также

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле –…

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле – здоровый дух» Цели. 1. Укрепление физического и психического здоровья детей, а именно...

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики»

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики» Цели: 1. Развитие мышления, внимания, смекалки. 2. Приобщение детей к работе в коллективе. 3. Развивать чувство...