Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей, на сегодняшний день, вопрос актуальный, т.к. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов развивать, любознательность и познавательную мотивацию. Им необходимо сформировать у будущих выпускников детского сада ключевые качества, как творчество и способность к поиску знаний.

Главное в работе с дошкольниками - это ориентировка на возможности развития интереса, направленное на изучение окружающего мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Поэтому, организовать детскую исследовательскую деятельность необходимо с младшего дошкольного возраста. Для них характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. То есть детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

Наблюдая за детьми, следует обратить внимание на то, что у детей младшего возраста недостаточно сформирована познавательная активность, Такая несформированность отражается на развитии речи, логического мышления, памяти, внимания. Дети не всегда активно проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Поэтому педагогическую деятельность следует строить на проведение целенаправленной систематической работы с использованием детского экспериментирования.

Для достижения цели следует решать следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по детской поисково–экспериментальной деятельности;

2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с программными требованиями;

3. Расширить представления детей об окружающем мире;

4. Развивать связную речь и активный словарь в процессе экспериментальной деятельности;

5. Побуждать детей к рассуждению, учить задавать вопросы и обращаться с просьбами;

6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов и детских исследований;

7. Обогащать детский опыт.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» и изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути осуществления будущей работы по данной проблеме.

На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно-пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в группе мы создали экспериментальный центр, в его оснащение вошли:

- лупы, ведёрочки, мерные стаканчики, песок, камешки, ракушки, детские книги с иллюстрациями о жизни животных, настольные игры, семена растений, гербарии и многое другое.

Групповое пространство мы спланировали удобным для самостоятельного выбора и принятия решении и открытий. При этом среда развивала детскую инициативу и предоставила возможность для проявления творчества и экспериментирования. Все это позволило сформировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления в деятельности.

На втором этапе работы мы разработали перспективное планирование по экспериментальной и исследовательской работы на учебный год. В основу взяли календарно-тематическое планирование для второй младшей группы.

Систему работы выстроили из взаимосвязи трех основных блоков:

- непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;

- совместная деятельность педагога, родителей и детей;

- самостоятельная деятельность детей, которая способствует активной познавательной деятельности.

Непосредственно-образовательную деятельность, построенная на принципах развивающего обучения, направлена она на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления и творческих способностей.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши были заинтересованы и для поддержки активности мы использовали специальные развивающие игры.

Экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками вызвали восторг у детей. У них возникло желание обследовать сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. В таких играх и экспериментах дети приобрели опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовались на занятиях и в совместной деятельности способствовали стимулированию к поисково-познавательной работе.

В развитии познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста мы придерживались некоторых правил и принципов:

- не заставляли ребенка играть, а создали условия для возникновения интереса к игре;

- не запрещали детям активно двигаться;

- поощряли детскую инициативу;

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста являются проведение простых опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается в следующем:

во-первых, в характере решаемых задач опыты доступны детскому пониманию и способствуют развитию познания;

во-вторых, в процессе проведения опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, в такой работе используется обычные бытовые предметы и игровое оборудование

Такая образовательная деятельность с применением опытов способствует удовлетворению познавательных интересов детей, поиску и умению анализировать, сравнивать и делать маленькие, но очень важные открытия малышам.

В нашей практике, по изучению свойств воды, глины, воздуха, мы широко используем дидактические игры.

При помощи игр «Чистые ручки» и «Наш помощники», дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Знакомясь со свойствами песка, мы играли в игру «Испечем пирожки и пирожное». Дети в процессе лепки из сухого и мокрого песка подводили итоги о том, как сухой и мокрый песок принимают форму. А при проведении дидактической игры «Следопыты», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети пытались поймать воздух в полиэтиленовые пакеты, и убеждались в том, что воздух прозрачен и невесом. В игре «Буря» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода выталкивает воздух. А игра «Мой веселый звонкий мяч» способствовала пониманию того, что в мяче тоже находится воздух.

Во время занятий с камнями мы проводим игры «Легкий - тяжелый» и «Какой формы камешек?», на которых дети получили представления о том, что камни имею разный веси имеют разнообразную форму.

При помощи опытов с бумагой дети узнали, что она легкая: ее можно скомкать, подуть на неё, и она может сдвинуться с места, бумага тонкая и может рваться и прочее.

Игры-эксперименты способствуют сенсорному развитию детей, расширяют кругозор, углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

В работу по развитию познавательных интересов мы подключили родителей наших малышей. Они охотно приняли наши советы и рекомендации и включились вместе с нами в увлекательную игру по экспериментированию.

Совместные усилия родителей и педагогов детского сада помогли добиться положительного результата в воспитании у дошкольников познавательных интересов к окружающему и развить их сенсорный опыт.

У ребят повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их развития в целом.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...