Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей, на сегодняшний день, вопрос актуальный, т.к. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов развивать, любознательность и познавательную мотивацию. Им необходимо сформировать у будущих выпускников детского сада ключевые качества, как творчество и способность к поиску знаний.
Главное в работе с дошкольниками - это ориентировка на возможности развития интереса, направленное на изучение окружающего мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Поэтому, организовать детскую исследовательскую деятельность необходимо с младшего дошкольного возраста. Для них характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. То есть детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Наблюдая за детьми, следует обратить внимание на то, что у детей младшего возраста недостаточно сформирована познавательная активность, Такая несформированность отражается на развитии речи, логического мышления, памяти, внимания. Дети не всегда активно проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Поэтому педагогическую деятельность следует строить на проведение целенаправленной систематической работы с использованием детского экспериментирования.
Для достижения цели следует решать следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по детской поисково–экспериментальной деятельности;
2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с программными требованиями;
3. Расширить представления детей об окружающем мире;
4. Развивать связную речь и активный словарь в процессе экспериментальной деятельности;
5. Побуждать детей к рассуждению, учить задавать вопросы и обращаться с просьбами;
6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов и детских исследований;
7. Обогащать детский опыт.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» и изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути осуществления будущей работы по данной проблеме.
На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно-пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в группе мы создали экспериментальный центр, в его оснащение вошли:
- лупы, ведёрочки, мерные стаканчики, песок, камешки, ракушки, детские книги с иллюстрациями о жизни животных, настольные игры, семена растений, гербарии и многое другое.
Групповое пространство мы спланировали удобным для самостоятельного выбора и принятия решении и открытий. При этом среда развивала детскую инициативу и предоставила возможность для проявления творчества и экспериментирования. Все это позволило сформировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления в деятельности.
На втором этапе работы мы разработали перспективное планирование по экспериментальной и исследовательской работы на учебный год. В основу взяли календарно-тематическое планирование для второй младшей группы.
Систему работы выстроили из взаимосвязи трех основных блоков:
- непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;
- совместная деятельность педагога, родителей и детей;
- самостоятельная деятельность детей, которая способствует активной познавательной деятельности.
Непосредственно-образовательную деятельность, построенная на принципах развивающего обучения, направлена она на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления и творческих способностей.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши были заинтересованы и для поддержки активности мы использовали специальные развивающие игры.
Экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками вызвали восторг у детей. У них возникло желание обследовать сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. В таких играх и экспериментах дети приобрели опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги которые использовались на занятиях и в совместной деятельности способствовали стимулированию к поисково-познавательной работе.
В развитии познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста мы придерживались некоторых правил и принципов:
- не заставляли ребенка играть, а создали условия для возникновения интереса к игре;
- не запрещали детям активно двигаться;
- поощряли детскую инициативу;
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста являются проведение простых опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается в следующем:
во-первых, в характере решаемых задач опыты доступны детскому пониманию и способствуют развитию познания;
во-вторых, в процессе проведения опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в-третьих, в такой работе используется обычные бытовые предметы и игровое оборудование
Такая образовательная деятельность с применением опытов способствует удовлетворению познавательных интересов детей, поиску и умению анализировать, сравнивать и делать маленькие, но очень важные открытия малышам.
В нашей практике, по изучению свойств воды, глины, воздуха, мы широко используем дидактические игры.
При помощи игр «Чистые ручки» и «Наш помощники», дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Знакомясь со свойствами песка, мы играли в игру «Испечем пирожки и пирожное». Дети в процессе лепки из сухого и мокрого песка подводили итоги о том, как сухой и мокрый песок принимают форму. А при проведении дидактической игры «Следопыты», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети пытались поймать воздух в полиэтиленовые пакеты, и убеждались в том, что воздух прозрачен и невесом. В игре «Буря» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода выталкивает воздух. А игра «Мой веселый звонкий мяч» способствовала пониманию того, что в мяче тоже находится воздух.
Во время занятий с камнями мы проводим игры «Легкий - тяжелый» и «Какой формы камешек?», на которых дети получили представления о том, что камни имею разный веси имеют разнообразную форму.
При помощи опытов с бумагой дети узнали, что она легкая: ее можно скомкать, подуть на неё, и она может сдвинуться с места, бумага тонкая и может рваться и прочее.
Игры-эксперименты способствуют сенсорному развитию детей, расширяют кругозор, углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.
В работу по развитию познавательных интересов мы подключили родителей наших малышей. Они охотно приняли наши советы и рекомендации и включились вместе с нами в увлекательную игру по экспериментированию.
Совместные усилия родителей и педагогов детского сада помогли добиться положительного результата в воспитании у дошкольников познавательных интересов к окружающему и развить их сенсорный опыт.
У ребят повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их развития в целом.
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...
Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…
Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...