Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX века.

Изучая тяжелые расстройства речи, Р.Е. Левина выделила и дала подробное описание категории детей, у которых недостаточно сформированы все языковые структуры. У этих детей нарушено различение и произношение звуков, овладение системой морфем происходит неполноценно, в связи с чем отмечено отставание развития навыков словообразования и словоизменения, связной речи, отстает от нормы словарный запас по качественным и количественным показателям. Это системное нарушение получило название «общее нарушение речи» (ОНР). ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормально интеллекте и слухе.

Дети с нарушениями речевого развития имеют свои особенности психического развития в дошкольном возрасте. Ю.Ф. Гаркуша в своем исследовании представляет результаты изучения психических функций детей с нарушениями речевого развития:

- дети с ОНР испытывают трудности в зрительном опознавании образа предмета, им требуется достаточно большое количество времени для того, чтобы принять решение; для них характерна неуверенность, совершение ошибок в распознавании предметов; им сложно выполнять задания «по образцу», что связано с недостаточной сформированностью зрительного восприятия;

- в плане мнемических функций, детям с ОНР свойственна низкая степень запоминания вербальных стимулов, дети очень быстро утомляются, им необходима помощь взрослого, сами же дети мало инициативы в процессе общения.

В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши также подчеркивается, что дети с ОНР имеют нарушения общения, незрелость мотивационно-потребностной сферы, что вызывает затруднения процесса межличностного взаимодействия, создавая серьезные проблемы в их развитии и обучении.

Общая соматическая ослабленность детей с ОНР способствует отставанию в развитии двигательной сферы: у них отмечается низкая степень скоординированности, скорости и четкости движений. По наблюдениям Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, дети с ОНР обнаруживают недостаточную координацию движений в таких видах моторики, как общая, мимическая, мелкая и артикуляционная моторика.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

Л. В. Кузнецова, ссылаясь на исследования своих коллег, отмечает, что в зависимости от модальности раздражителя у детей с ОНР обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания.

Так, дошкольникам с речевым недоразвитием гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной инструкции.

О.В. Трошин, Е.В. Жулина констатируют, что внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Прежде всего такие дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач; им гораздо сложнее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной инструкции (при этом наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур).

Распределение внимание между речью и практическим действием для детей с ОНР оказывается трудной, практически невыполнимой задачей реакции. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера, а также реакции не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий текущий и последующий) часто являются у детей с ОНР несформированными или значительно нарушенными. Причем в большей степени страдает упреждающий, то есть связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) контроль.

Снижение уровня произвольного внимания у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

У дошкольников с ОНР все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто несформированы или значительно нарушены, причем больше всего страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляется в характере отвлечений.

Таким образом, можно сказать, что у детей дошкольного возраста с ОНР имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями. У детей с ОНР внимание характеризуется следующими особенностями:

- основные свойства страдают и количественно и качественно;

- объем узкий;

- концентрация снижена;

- отмечается явление «мерцающего внимания»;

- быстрая утомляемость.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный…

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный пластилин» Срок реализации - 1 учебный год.   1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...

Читайте также

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Дидактическая игра «Выбери профессию»

Дидактическая игра «Выбери профессию» Для детей 4-5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Выбери профессию» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие памяти...