Когнитивно-аффективное отношение к себе детей старшего дошкольного возраста

 

Начало дошкольного возраста знаменует собой период становления самосознания как ключевого личностного образования, период совершенствования показателей отдельных процессов (самопознания, самоотношения, саморегуляции) и отдельных компонентов, входящих в его структуру (когнитивного, аффективного, поведенческого). При этом необходимо понимать, что общей целью российской образовательной системы является развитие личности ребёнка. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В связи с вышесказанным актуализируется проблема, связанная с изучением возрастных аспектов развития ключевых компонентов структуры самосознания дошкольников, а именно когнитивного и аффективного.

Изменение содержания и отдельных показателей самосознания в период дошкольного возраста в числе прочего связано с расширением опыта социального взаимодействия дошкольника в процессе возрастного развития. Наиболее интенсивное и уникальное изменение когнитивного и аффективного отношения к себе, которые рассматриваются в качестве базовых компонентов системы представлений о себе, наблюдается в возрасте 6-7 лет, что связано с появлением морально-ценностных структур, просоциальной мотивации поведения и поступков, расширения собственного опыта и видов, реализуемых старшим дошкольником деятельностей. При этом отношение к себе старших дошкольников важный аспект общего психологического портрета ребёнка.

Методологической основой являются научные исследования в области изучения самосознания и его структуры в рамках зарубежных исследований (Э. Берна, Ч. Кули Дж. Мид, теория личности К. Роджерса, К. Хорни, К.Г. Юнга); отечественные исследования и авторские психологические концепции, в области изучения возрастных особенностей развития самосознания О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.И. Силвестру и др. Особое значение имеют положения теории М.И. Лисиной. В её авторской теории система детских представлений о себе рассматривается как когнитивно-аффективная система отношений дошкольников к самому себе. Исходя из этого, когнитивный и аффективный компоненты в системе представлений дошкольника о себе в структуре его самосознания занимают центральную позицию. Когнитивный компонент обусловлен процессами самопознания, в результате которого рождается знание о себе, представленные в виде отдельных качеств, черт, возможностей, рациональных объяснений содержания этого знания. Аффективный компонент представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональная оценка знания о тех качествах, которые человек обнаруживает в себе. Когнитивно-аффективное отношение к себе с одной стороны рассматривается в научных исследованиях в качестве ключевых (базовых) компонентов самосознания, с другой стороны выступает целостной системой представления о себе, определяет содержание Образа-Я детей и взрослых, вместе с тем, определяет характер поведения и содержание поступков личности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...