Когнитивно-аффективное отношение к себе детей старшего дошкольного возраста
Начало дошкольного возраста знаменует собой период становления самосознания как ключевого личностного образования, период совершенствования показателей отдельных процессов (самопознания, самоотношения, саморегуляции) и отдельных компонентов, входящих в его структуру (когнитивного, аффективного, поведенческого). При этом необходимо понимать, что общей целью российской образовательной системы является развитие личности ребёнка. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В связи с вышесказанным актуализируется проблема, связанная с изучением возрастных аспектов развития ключевых компонентов структуры самосознания дошкольников, а именно когнитивного и аффективного.
Изменение содержания и отдельных показателей самосознания в период дошкольного возраста в числе прочего связано с расширением опыта социального взаимодействия дошкольника в процессе возрастного развития. Наиболее интенсивное и уникальное изменение когнитивного и аффективного отношения к себе, которые рассматриваются в качестве базовых компонентов системы представлений о себе, наблюдается в возрасте 6-7 лет, что связано с появлением морально-ценностных структур, просоциальной мотивации поведения и поступков, расширения собственного опыта и видов, реализуемых старшим дошкольником деятельностей. При этом отношение к себе старших дошкольников важный аспект общего психологического портрета ребёнка.
Методологической основой являются научные исследования в области изучения самосознания и его структуры в рамках зарубежных исследований (Э. Берна, Ч. Кули Дж. Мид, теория личности К. Роджерса, К. Хорни, К.Г. Юнга); отечественные исследования и авторские психологические концепции, в области изучения возрастных особенностей развития самосознания О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.И. Силвестру и др. Особое значение имеют положения теории М.И. Лисиной. В её авторской теории система детских представлений о себе рассматривается как когнитивно-аффективная система отношений дошкольников к самому себе. Исходя из этого, когнитивный и аффективный компоненты в системе представлений дошкольника о себе в структуре его самосознания занимают центральную позицию. Когнитивный компонент обусловлен процессами самопознания, в результате которого рождается знание о себе, представленные в виде отдельных качеств, черт, возможностей, рациональных объяснений содержания этого знания. Аффективный компонент представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональная оценка знания о тех качествах, которые человек обнаруживает в себе. Когнитивно-аффективное отношение к себе с одной стороны рассматривается в научных исследованиях в качестве ключевых (базовых) компонентов самосознания, с другой стороны выступает целостной системой представления о себе, определяет содержание Образа-Я детей и взрослых, вместе с тем, определяет характер поведения и содержание поступков личности.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»
Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»
Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»
Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»