Экологический проект «Хвойные деревья Красноярского края»
1. Актуальность.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
2. Тип проекта.
Познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
3. Цель проекта: формирование у детей представления о хвойных деревьях родного края
Задачи проекта.
1. Расширить знания о хвойных деревьях родного края: отличительные особенности строения деревьев, места произрастания и разнообразные способы использования человеком.
2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
4. Основные направления реализации проекта:
- социально-нравственное развитие;
- развитие продуктивной деятельности;
- познавательно-исследовательское развитие;
- приобщение к художественной литературе.
5. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
6. Формы и методы:
- наблюдения;
- целевые прогулки;
- рассматривание картин;
- прослушивание песен и музыкальных произведений;
- беседы;
- совместная деятельность воспитателя и детей;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов, пословиц;
- игры;
- экскурсии;
- опытно - экспериментальная деятельность;
- ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой.
Формы работы с родителями
- совместная деятельность воспитателя и родителей;
- совместная деятельность родителей и детей (изготовление совместно с детьми книг – самоделок, выставка книг, поиск информации на заданную тему, экологический десант, участие в акции, участие в оформлении выставки);
- вовлечение в образовательный процесс дошкольного учреждения;
- популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников;
- консультации «Ребенок и природа», «Кедровые орешки польза или вред»;
- пополнение центра экспериментирования экспонатами (спилы деревьев, кора деревьев, древесная стружка, опилки от разных деревьев).
7. Ожидаемые результаты
Дети: расширение кругозора детей о хвойных деревьях Красноярского края;
формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях родного края, их значении в природе и для человека в частности, о взаимосвязи всего живого на земле;
повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Изготовление дидактических и наглядных пособий для обогащения представлений детей о природе Краснодарского края.
Родители: совершенствование уровня экологических знаний, экологической компетентности родителей о хвойных деревьях Красноярского края, повышение уровня экологического сознания, интереса к данному вопросу.
8. Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», викторина «Знатоки природы».
9. Сроки реализации: 20.12.16 г. – 30.03.17 г.
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап (декабрь)
Содержание работы:
- Изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, подбор тематики бесед, экскурсий наблюдений, наглядного материала, составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений.
- Знакомство родителей с содержанием проекта – папка-раскладушка «Знакомьтесь, наш новый проект!»
- Привлечение родителей к пополнению экспонатами центра экспериментирования.
- Проведение беседы с детьми по выявлению экологической культуры.
2. Основной этап (декабрь – март)
Сроки проведения мероприятий | Формы работы с детьми | Цели и задачи | Формы работы с родителями | |
Декабрь -
январь |
Гипотеза: хвойных деревьев много, но их нужно беречь. | Подвести детей к пониманию того, что нужно бережно и разумно относиться к природным ресурсам. | Опрос: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»
Побуждать родителей приобретать искусственные елки для празднования Нового года. |
|
НОД:
- Беседа: «Знакомство с елью»
- Беседа: «Какие бывают сосновые шишки?»
|
Уточнять и расширять представления детей о ели. Познакомить детей с пользой, которую ель и ее хвоя приносят человеку. Воспитание гуманного отношения к деревьям.
Познакомить детей с сосной, еще одним представителем хвойной породы деревьев. Учить детей сравнивать сосну и ель, как по внешним признакам, так и по пользе для людей. Воспитание бережного отношения к хвойным деревьям. |
|||
- Рисование «Елочки» | Цель: продолжать знакомить детей нетрадиционным способами рисования ели.
Задачи: развитие композиционных навыков, фантазии и воображения, освоение техники работы с клеем и акварелью, воспитание любви к родной природе. |
|||
- Аппликация
«Елочка»
|
Учить создавать елочку из заготовок квадратной формы разного размера способом оригами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям. | |||
- Лепка «В лесу родилась елочка»
|
Учить детей при помощи пластилина передавать образ ели (из отдельных частей, конусообразной формы, сочетать пластилин разных оттенков).
Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. |
|||
Физкультурные минутки: «Деревцо», «Мы к лесной лужайке вышли», «Вот под елочкой зеленой», «Есть в лесу…», «Во дворе стоит сосна» Пальчиковые игры: «Елочка», «Мы на елке веселились». Эвристическая беседа: «Можно ли узнать возраст ели, не спилив ее?» |
Углублять знания детей о ели, способах определения возраста дерева, развивать доказательную речь. |
|||
Беседа: «Вечнозеленое дерево»
|
Уточнять и систематизировать представления детей о ели, уточнить ее характерные особенности, найти сходства и различия с деревьями ближайшего окружений. Воспитание бережного отношения к молодым деревцам. | Привлечь родителей пополнить центр экспериментирования экспонатами (спил ели, веточка ели, еловые шишки). | ||
Беседа: «Какие деревья мы наблюдали с родителями» | Побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с товарищами. Расширять кругозор и связную речь детей. | |||
Наблюдения за елью:
- Чем ель не похожа на другие деревья? |
Учить детей находить и называть отличительные особенности ели от других деревьев на участке. Закрепить в речи выражение «хвойное дерево». | |||
- Как различить ель и сосну?
|
Развивать у детей внимание и наблюдательность. Упражнять в умении составлять короткое описание характерных особенностей деревьев. | |||
- Как различить ель и лиственницу | Закреплять в речи понятие «хвойные деревья», обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев. Воспитание интереса к объектам наблюдения. | |||
- Чем ель на участке отличается от игрушечной елки? | Учить детей находить сходство и различия между живой и искусственной елью, высказывать аргументированные ответы. Активизировать речь, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к молодым деревцам. | |||
Народные приметы:
- Если зимой деревья шумят – жди оттепели; - Иней на деревьях – к морозу. |
Развивать наблюдательность, интерес к наблюдениям людей в старину, умение анализировать, делать выводы. | |||
Целевая экскурсия по поселку «Где в поселке растут ели?»
|
Продолжать формировать у детей устойчивый интерес и бережное отношение к деревьям, растущим на территории поселка. Развивать ориентировку в пространстве. | Поручить родителям, прогуляться с детьми в окрестностях поселка, обратить внимание на деревья, растущие на территории поселка и близ него.
|
||
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»,
А.Васнецова «Зимний сон» и наглядно- дидактических пособий «Хвойные деревья»
|
Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. Формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно.
Обогащать представления детей о хвойных деревьях. Расширять кругозор, развивать любознательность. |
Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»
|
||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой: О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка»А. Прокофьев «Наш лесок» И. Токмакова «Тихо ель качается» М. Ивенсен «Ёлочка», К. Ушинский «Спор деревьев» М.Пришвин «Деревья в лесу» Н Сладков «Еловая каша» В. Зотов книга «Лесная мозаика» (главы: «Ель», «Сосна») А. Гайдар «Елка в тайге» Л. Воронкова «Таня выбирает елку». Г. Скребицкий "Маленький лесовод» |
Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Прививать бережное и заботливое отношение к деревьям посредством художественного слова. |
|||
Дидактические игры:
«Ботаническое лото», «С какого дерева листок», «Я знаю…», «Бусы для елочки», «Сколько лет елочке». «Сравни деревья по коре и стволу». Опыты и эксперименты:
- Опыт «Зачем деревьям корни»
|
Развивать коммуникативные способности у детей, закреплять полученные знания в игровой деятельности.
Подвести детей к пониманию того, что деревьям корни нужны для того, чтобы они не падали, держали дерево в земле. |
|||
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу» (для размещения в холле детского сада) - Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево» (совместная работа) - Раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки), рисование пальцем, палочкой на крупе, песке. Итоговое мероприятие: - изготовление снежной елочки на участке. Украшение снежной елочки и живой елочки на территории участка. - опрос родителей: «Какую елку наряжали на Новый год» |
Познакомить детей с плакатом, как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам.
Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца. Вызвать у детей интерес к выполнению совместно с воспитателем дидактического пособия, для дальнейшего использования в экологическом центре. Развивать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать у детей интерес, желание изображать деревья различными способами и разным материалом.
Воспитание экологически осознанного отношения к деревьям ближайшего окружения. |
|||
Февраль |
Гипотеза: Хвойные деревья приносят пользу человеку. | Подвести детей к пониманию того, какую пользу для человека приносят хвойные леса. О необходимости рачительно использовать природные богатства, восполнять потери. | Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования шишками хвойных деревьев. | |
НОД: - Беседа: «Знакомство с кедром»
- Беседа: «Знакомство с лиственницей»
Беседа «Деревянная нить»
Беседа «Лесная зона» Просмотр видеоролика
Рисование «Деревья в лесу»
Изготовление книги «Кому в лесу нужны деревья?» |
Познакомить детей с кедром. Отметить его отличительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево для человека и обитателей тайги.
Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями. Учить детей находить и называть сходства и отличия. Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Побуждать детей к поиску информации о превращении дерева в целлюлозу и изготовлении из нее полезных для человека вещей. Расширение представлений о деревообработке. Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Уточнять и расширять представления детей о зоне лесов (тайга и лиственный лес, о климатических и природных особенностях), назвать растений и животных, определить их особенности приспособления к жизни в лесу. Активизировать и обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к родной природе. Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Задачи: продолжать знакомить детей с новыми видами рисования развить интерес к творческой деятельности воспитывать аккуратность в работе. Формировать обобщающее понятие «лес», уточнить, какую пользу приносят деревья в лесу. Развивать творческие способности, умение работать в коллективе. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. |
Информационный стенд «Кедровые орешки – польза и вред»
Предложить родителям совместно с детьми оформить страничку книги «Кому в лесу нужны деревья?»
|
||
Наблюдение
Опыты и эксперименты: «Свойства дерева» |
Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования.
|
|||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях:
В. Зотов книга «Лесная мозаика», глава «Лиственница» Е. Мар книга «Что из чего» глава «Чудеса из дерева». В. Бианки «Теремок» |
Развивать у детей интерес к произведениям русских поэтов и писателей природоведческого характера.
Обогащать реалистические представления детей о природе и ее обитателях. Воспитание гуманного отношения к объектам природы. |
|||
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?» «Узнай по описанию», «Четвертый лишний». "Кто, где живет?", "Собери картинку", "Лото", "Кубики |
Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, активизировать словарь детей.
|
|||
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
Изготовление поделок из семян и шишек.
Итоговое мероприятие: Изготовление «Круга полезности деревьев» |
Побуждать детей к созданию плаката совместно с взрослым, расширять кругозор детей, воспитывать.
Закрепить название деревьев и их плоды и семена. Развивать творчество. Систематизировать знания, полученные в ходе познавательно - исследовательской деятельности, развивать творчество, воображение, умение перенести на бумагу свои знания, воспитание осознанно- правильного отношения к природе. |
|||
Март |
Гипотеза: Книги изготавливают из дерева.
Акция «Чтобы книжки дольше жили» |
Подвести детей к пониманию того, что
необходимо бережно относиться к книгам, изделиям из бумаги, потому, что для их производства используется большое количество деревьев. Побуждать детей провести ремонт книг в ясельной группе, воспитывать желание помочь малышам, бережное отношение к книгам |
Акция «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню Земли – 30 марта). | |
НОД
- Беседа «Чудесный листок»
- Презентация «Из чего делали бумагу в древности» - Презентация «Как изготавливают книги»
Итоговое мероприятие: НОД «Книжки – малышки в подарок для малышей» (загадки из леса)
|
Познакомить детей с историей появления бумаги. Развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор детей.
Познакомить детей с этапами изготовления книги. Систематизировать представления детей о труде людей разных профессий. Воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к книгам. Цель: Развивать у воспитанников устойчивый интерес к книге, желание мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям. Задачи: Формировать умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; Совершенствовать уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (рисование, аппликация, работа с клеем и ножницами). Развивать связную речь, умение обговорить содержание будущей книги. Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группе, эстетический вкус. |
Выставка «Моя любимая книга»
Привлечь родителей к организации выставки в группе. |
||
Оформление выставки книг писателей натуралистов:
В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, Д. Мамин – Сибиряк. |
Расширять знания детей о писателях – натуралистах. | Привлечь родителей пополнить библиотеку группы журналами «Юный натуралист. | ||
Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе)
|
Побуждать детей оказывать помощь в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы. | |||
Опыты и эксперименты:
- Изготовление бумаги из салфеток
- «Вторая жизнь книги» - «Чудесные спички» (капиллярность дерева)
|
Показать детям, как из старой бумаги можно изготовить – новую бумагу. Найти для нее дальнейшее применение. | |||
- Наблюдение за деревьями весной
- Наблюдение за лиственницей. |
Учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.
Отметить изменения, произошедшие с деревом с наступлением теплой погоды. Умение устанавливать причинно- следственные связи. |
|||
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность | Раскрашивание раскрасок, рисование разными материалами (акварель, гуашь, восковые мелки), рисование на песке. | |||
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях:
С. Маршак «Как печатали книгу?» И. Соколов-Микитов «У старой сосны» Пословицы и поговорки:
- Всякая сосна лишь своему дереву шумит. - Нам что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка. - От яблони – яблочки, а от сосны – шишки. |
Формировать устойчивый, познавательный интерес к природе и ее объектам посредством художественной литературы. Совершенствовать связную диалогическую речь,
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья) Развивать умение высказывать свое мнение; Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
|
Акция «Подари книгу саду». | ||
Пословицы про книгу:
- Книга твой друг, без нее как без рук.
- Кто много читает, тот много знает. - Что написано пером, не вырубишь топором. - С книгой поведешься, ума наберешься - Книга поможет в труде, выручит в беде. |
Расширять активный словарь детей, умение использовать пословицы, поговорки, речевые обороты в быту. | |||
Дидактические игры:
«От какого дерева ветка»
«Природное лото» «С чьей ветки детки?» «Покажи и назови бумагу» «Чудесный мешочек» «Ласковые лапки» «Собери дерево» «Что такое хорошо, и что такое плохо». Сюжетно-ролевые игры:
«Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём» Подвижные игры:
«Елочки» «К дереву, беги!» |
Закреплять в игре полученные ранее знания и умения, развивать связную речь, память, восприятие, логическое мышление, двигательную активность, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение действовать сообща. |
3. Заключительный этап (март)
Оформление информационных стендов «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред».
Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»
Презентация книжки для малышей «Загадки из леса»
Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»
Составление книги «Кому в лесу нужны деревья»
Изготовление «Круга полезности деревьев»
Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево»
Презентация «Из чего делали бумагу в древности»
Презентация «Как изготавливают книги»
Проведение беседы по формированию экологической культуры у дошкольников.
Викторина «Знатоки природы»
Список литературы:
Методические пособия:
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 2002.
В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство Учитель, 2015.
И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ТЦ Сфера, 2008.
Л. А. Владимирская «От осени до лета» Издательство Учитель, 2013.
А.И. Иванова «Мир растений» ТЦ Сфера, 2010.
Н.В Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду Сценарии занятий» ТЦ Сфера, 2004.
Ресурсы Интернета, журналы, газеты.
Детская литература
В.Зотов «Лесная мозаика» М.: Просвещение, 1993.
А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М.: Просвещение, 1996.
Е. Мар «Что из чего» Издательство «Детская литература» 1968.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...
«Наша планета (страны, континенты)»
«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...
Конспект НОД в первой младшей группе по рисованию: «Падают, падают…
Конспект НОД в первой младшей группе по рисованию: «Падают, падают листья в нашем саду листопад жёлтые, красные листья» Задачи: - Учить рисовать...