Семинар-практикум «Методы формирования экологических представлений у дошкольников»

 

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, познать, полюбить.

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

 

При входе на столе разложены карточки лицевой стороной вниз. На них 4 стихии: вода, воздух, огонь, земля. Перед началом педагогам предлагается взять любую карточку и занять место, согласно карточкам на столах, таким образом, получается 4 команды.

Часть 1

Теоретическая

Основой становления экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с основополагающими идеями и понятиями экологии.

Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экологии»

Слайд 2

Современная экология имеет достаточно разветвленную структуру. Основной, традиционной частью экологии как науки является общая экология, другой - социальная экология.

Слайд 3

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, данные разделы экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.

В составе общей экологии выделяются следующие основные разделы:

Слайд 4

В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента:

•  их наглядная представленность и

•  возможность включения в практическую деятельность.

Учитывая эти критерии самым доступным является раздел аутэкологии 

Слайд 5

Прежде всего отметим, что ребенок сталкивается с многообразием живых объектов с раннего детства. Все многообразие растений и животных, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, неизменном виде, а в течение времени. Даже без специального педагогического руководства дети могут наблюдать контрастные состояния растений во время их цветения и увядания, динамичность животных при различных формах их поведения, видеть детенышей и взрослых особей. Задача педагога на примере наблюдения за комнатными растениями и растительностью на улице (возле дома, на участке детского сада), домашними и декоративными животными, птицами и насекомыми, обитающими повсеместно, представить ребенку с экологических позиций – в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. 

Раздел биоэкологии рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие биоэкологии – экосистема

Слайд 6

Имеется три уровня экосистем:

  • микроэкосистемы (например, трухлявый пень),
  • мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг),
  • макроэкосистемы (например, океан, континент).

Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.

Слайд 7

Существует еще социальная экология – включающее специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков (т.е. сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненормально разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема.

Помимо обозначенных явлений детям можно показать факты, отражающие связь человека (как представителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот материал имеет прямое отношение к социальной экологии. Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.

Часть 2

Практическая

Сегодня у нас в гостях воспитанница нашего детского сада Надя Васильева (роль исполняет взрослый) и главный местный специалист в области экологии Иванова А.В.

Пятилетняя девочка Надя очень любознательный ребенок и задает воспитателям множество вопросов: «Почему солнце светит?», «Почему снег белый?», «Почему медведь зимой спит?», «Почему поросенок в грязи валяется?». Главная почемучка Наденька сегодня пришла к Вам, наши дорогие коллеги со своими вопросами и хочет найти с Вашей помощью на них ответы.

Каламбур: Меня не покидает надежда, что вы оправдаете надежды нашей маленькой Надежды.

Какие у тебя есть вопросы к нашим воспитателям, Наденька?

Зачем нужны комары?

1. Задание: Соберите экосистему

Попробуйте объяснить детям взаимосвязь растений и животных на примере собранной экосистемы.

На столе в произвольном порядке разложены разрезные картинки 4 экосистем, задание педагогов собрать свою экосистему, опираясь на 1 картинку. (Каждая экосистема составляется из 8 разрезных картинок)

Почему идет дождь?

2.  Стихотворение «Весенний разговор» С. Погореловского

Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

Прочитайте, пожалуйста, еще раз стихотворение и сформулируйте задачи по экологии, которые Вы сможете решить с детьми вашей возрастной группы, при помощи данного произведения (возрастная группа определяется жеребьевкой).

Педагогам зачитывается выдается напечатанное стихотворение (по 1 на каждую группу)

3. Опытно-экспериментальная деятельность

Как увидеть воздух?

Используя предложенное оборудование, покажите любой опыт, обозначив цели и задачи, которые вы сможете решить в процессе данного опыта с детьми своей возрастной группы.

На столе разложены заранее подготовленные материалы. Педагоги самостоятельно выбирают предметы для опыта и показывают его, объясняя цели и задачи.

Что делает ежик зимой?

4.  Экологическая сказка

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.

Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Сейчас я прочитаю Вам сказку, а Вы должны будете найти в ней ошибки.

Сказка «Зимой в лесу»:

Дедушка читает Маше и Пете сказку «Зимой в лесу». Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег и теперь зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", – сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", – возразила Маша. Зима в лесу – любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук – это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка – сказал Петя, –Давайте ее поймаем».

Педагогам раздаются листы с напечатанной сказкой, она зачитывается и дается время на выполнение задания

Ошибки:

  1. Скворцы улетают в теплые края
  2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

  1. Ежи и суслики, как и медведи впадают зимой в спячку.
  2. Белки в спячку не впадают.
  3. Зимой появляются птенцы у клеста.
  4. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

5. Создаем пособия по экологии:

  • Составьте пищевую цепочку из предложенных наборов картинок. На выполнение задания дается 1 минута.
  • Сложите из предложенных картинок экосистему, для использования в группе.

Педагогам предлагается составить из отдельных картинок пищевые цепочки (по одной на каждого члена команды). А затем коллективно создать пособие, помогающее детям лучше понять взаимодействие всех элементов экосистемы).

 

Литература:

  1. Основные понятия экологии как научная основа формирования системы экологических представлений детей http://helpiks.org
  2. Петрова Е.А. «Экологическая сказка как, метод формирования экологической культуры воспитанников» http://p-izmerenie.ru
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. —432с
  4. Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования». — СПб. : ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 208 с.

Материалы:

  1. Экосистемы Пособие: разрезные картинки
  2. Стихотворение Сергея Погореловского «Весенний разговор»
  3. 2 пустые пластиковые бутылки, бутылка с газированной водой, лед, 4 пластиковых стаканчика, кипяток, литровая банка, 1-2 виноградинки, блюдце, салфетки.
  4. Набор картинок пищевых цепочек
  5. Лист ватмана, простой карандаш, картинки с животными, насекомыми, растениями и птицами, живущими в лесу, клей ножницы.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного…

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка. Геометрические счеты для участка детского сада Цель: Закрепить знания детей...

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ Причины детского травматизма Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы…

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы Тема: «Стоит в поле теремок» Цель: закрепление пройденного материала. Программное содержание: Образовательные задачи: упражнять...

Читайте также

Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ

Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагога компетентного подхода. Одним из...

Дидактическое пособие «На Ферме»

Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...