Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: «Портрет Осени»

 

Образовательные области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей составлять образный рассказ на заданную тему, используя метод морфологического анализа для получения большого количества вариантов ответов (ТРИЗ); понимать образность речи поэтического произведения;
  • активизировать в речи прилагательные, сравнительные обороты;
  • закрепить умение выражать свои мысли полными, распространёнными предложениями;
  • закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.

 Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь.
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы; любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать чуткое отношение друг к другу, культуру поведения.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин, иллюстраций на тему «Осень», чтение стихотворений об осени разных авторов; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, организация совместно с родителями выставки «Осенняя мелодия».

Оборудование и материал: письмо, рисунок морфологического ящика, осенние предметы, репродукции картин об осени разных художников, музыкальная запись «Звуки осеннего леса».

 

Ход НОД

  1. Вступительная часть

Мотивация деятельности

- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать загадку.

Несу я урожаи, 
Поля вновь засеваю, 
Птиц к югу отправляю, 
Деревья раздеваю, 
Но не касаюсь сосен и елочек. 
Я — ... 
 (Осень.

- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень.)

- А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. 

Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам свой волшебный стеклянный ящик. В нем четыре ряда ящиков. Если вы сможете заполнить их осенними звуками, запахами и красками, то у вас получится составить мой словесный портрет».

- Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (Нужно составить её словесный портрет, а для этого нужно заполнить волшебные ящики.)

- Но сначала постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.

2. Основная часть.

- Ребята, на какие три периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя.)

- Какая она в самом начале, в середине и в конце? (Ответы детей.)

- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая - к октябрю; поздняя - к ноябрю.)

- Многие поэты писали об осени стихотворения, восхищались ею.

Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений. Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало…»

- Ребята, вы послушали стихотворение об осени. Скажите к нам в Крым пришла настоящая осень? Какие признаки осени, указанные в стихотворении вы уже заметили. (Реже солнышко блестит, короче становится день, улетели птицы на юг и т.д.)

- Какие ещё признаки осени мы не назвали? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, какой период осени описывает автор? (Поздняя осень.)

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Грустное, унылое.)

- Ребята, осень унылая, но красивая, разноцветная пора. Поэтому А.С. Пушкин восхищался ею.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Ребята, а какая она – осень? Давайте создадим её образ, оживим её! Как она будет выглядеть? Нам поможет сегодня вот этот стеклянный ящик (нарисован на магнитной доске). .В нем много полочек и ящиков. В первом ряду сверху будут находиться осенние краски. Во втором – осенние звуки. В третьем – осенние запахи, а в четвертом – украшения. Чтобы вам легче было заполнять волшебные ящики, мы отправимся с вами в осенний лес.

Психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу»
(Проводится под музыку «Звуки осеннего леса».)

- Ребята, закройте глаза и представьте, что мы отправляемся на прогулку в осенний лес. Ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву.

Педагог имитирует вместе с детьми.

- Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул мышонок, посмотрите. Что вы еще увидели вокруг себя? Какие краски, вы видите? Какие звуки вы слышите? Какие запахи вы чувствуете. (Ответы детей.)

Но мы не дети, а разноцветные осенние листочки с самых разных деревьев. Скажи, Маша, ты с какого дерева листочек? (Воспитатель спрашивает всех детей.)

Мы были листочками, а теперь сами их соберем в букет. Листья разбросаны по всему лесу. Похвалитесь своими букетами; Расскажите, из каких листьев состоит ваш букет. Ах, какие красивые букеты! Но что такое? Подул сильный ветер! Наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе.

Звучит вальсовая музыка.

Вы — листочки, покружитесь, разлетитесь во все стороны. Как красиво стало в лесу.

Листья на ветках

Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево – вправо.)

Сентябрь наступил

И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики - фонарики".)

Октябрь с собою

Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз.)

Листья слетают

И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны.)

Ноябрь пришел,

Весь лист облетел. (Присели.)

И под ногами

У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев.)

- Шалун - ветер собрал все листочки в большую кучу. Скорее собирайтесь, листочки. Выберите самый красивый листочек и подарите, кому хотите. Только есть одно правило. Дарить можно только тому, кому еще не подарили. Не забывайте благодарить.

- А сейчас давайте с вами поиграем.

Дидактическая игра «Назови листочек» 

(Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева.)

Дуб – дубовый,

клён – кленовый,

осина – осиновый,

рябина – рябиновый,

берёза – берёзовый,

тополь – тополиный,

калина – калиновый.

  - Ребята, мы с вами погуляли в осеннем лесу, теперь давайте заполним наш осенний ящик. Что мы положим в первый ряд, какие краски? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи не только прилагательное, обозначающее цвет, но и сравнительные обороты, например, серые, как тучи, пушистые, белые, как облака.)

Краски Серые,
как тучи
Золотые, багряные, жёлтые, Пушистые, белые, как облака Яркие, пёстрые,
весёлые,
разноцветные
Звуки
звуки
Дождя Падающих листьев, шуршание листьев Хлопанье крыльев птиц Курлыканье улетающих журавлей
Запахи Свежего ветра Грибов, дождя Сырой земли, прелых листьев Осенних цветов
Украшения Увядшие цветы Разноцветные листья Ягоды калины, рябины Лепестки осенних цветов

(Дети аналогично кладут осенние «предметы» в каждый ряд. Воспитатель после каждого ответа прикрепляет осенний предмет-символ.)

- Ребята, а сейчас будем брать по одной «вещи» из каждого ряда и соединять, чтобы получить образ осени. Кто первый составит?

Первый вариант

  Грустная красавица-осень была одета в серое, как туча, платье, от неё пахло свежим ветром и сырой землёй; она издавала звуки дождя, а украшена была увядшими цветами.

- Ребята! Как вы думаете, какой период осени мы описали? (Поздняя осень) Всегда ли осень такая хмурая, скучная? Давайте попробуем создать другой образ осени!

Второй вариант

  Осень-раскрасавица была одета в ярко-жёлтое, расшитое золотом платье. От неё исходил запах грибов и слышен звук падающих листьев, а украшена она была бусами из алых ягод калины.

- Ребята вариантов рассказов может быть очень много. У каждого получится свой образ осени: у кого-то хмурый, серый, грустный, а у кого-то осень предстанет красавицей в ярком нарядном платье. Вообще, осень может быть разной.

Заключительная часть

- Ребята, вы сегодня молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что-то новое, кто-то вспомнил, то, что уже знал. Вы были настоящими волшебниками, потому что оживили осень.

- Как вы думаете, у вас получилось создать образ осени? Чей образ вам больше понравился? Почему? А какой бы «портрет» выбрала бы Осень? (Ответы детей.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста…

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Мамочка моя!» Цель: Формирование у детей умения выражать свою любовь к родному...

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем в гости» Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «транспорт» и его видами Задачи: Побуждать к...

Читайте также

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...