Конспект непосредственной совместной деятельности педагога с детьми средней группы по развитию речи
Тема: «Составление загадок о животных»
Цель: формирование умения составлять описательные загадки.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи, пополнять активный словарь детей.
- Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
- Развить аналитическую (выделение существенных признаков предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью карточек-схем) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
- Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.
- Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
- Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Материал: игрушка Мишка, конверт с загадкой, 2 магнитные доски, картинки с изображением диких и домашних животных, карточки-схемы.
Мотивация: социальная – помочь Мишке научиться составлять загадки.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных;
- беседы с детьми о диких и домашних животных;
- рассматривание и чтение энциклопедий о животных;
- разучивание физминутки с чистоговоркой «Апа - апа»;
- разучивание подвижной игры «Веселые зверята»;
- чтение художественной литературы, загадок о животных.
Место проведения: группа.
Форма работы: групповая.
Методы и приемы.
Практические: игровая ситуация, решение проблемной ситуации, подвижная игра, физминутка.
Наглядные: показ, рассматривание картин с дикими и домашними животными, наблюдение.
Словесные: беседа, объяснение, описательный рассказ детей, художественное слово.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл Мишка!
Мишка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Мишка!
В лапах Мишка держит конверт.
Воспитатель: Мишка, а что ты нам принес?
Мишка: Я нашел это письмо. Читал, читал его, но ничего не понял.
Воспитатель: давай мы тебе поможем, Мишка. Достаем письмо, а там загадка:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Дети: это белка!
Воспитатель: Мишка – это загадка. Они бывают разные и могут быть обо всем на свете.
Мишка: Ой, как интересно! А вы любите отгадывать загадки? (Да.)
Мишка: А умеете сами их загадывать? (Да.)
Мишка: Расскажите мне, пожалуйста, где можно найти загадки?
Дети: Загадки можно найти в книгах. Можно вспомнить загадки, которые учили. А можно попросить маму (папу и др.), чтобы загадали. А можно самим придумать загадки.
Мишка (удивляется): Самим придумать загадки?! А как это сделать?
Воспитатель: Ребята, поможем Мишке? (Да) Давайте научим его загадывать загадки.
Мишка: Ой, а я случайно захватил картинки с разными животными. Придумаете об них загадки?
Дети: Да!
Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки домашних и диких животных.
Все вместе рассматриваем эти картинки, называем животных.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам легче было придумывать загадки, у нас есть картинки-помощники. Давайте вспомним, что они обозначают.
1 картинка: елка и домик – где живет животное? следовательно, какое оно – дикое или домашнее;
2 картинка: большой и маленький квадрат – какого размера животное? (большое или маленькое);
3 картинка: кожный покров – чем покрыто тело? (шерсть или иголки);
4 картинка: радуга – какого цвета;
5 картинка: пища – чем питается;
6 картинка: восклицательный знак – особенности этого животного, чем отличается от других.
Отворачиваем от детей мольберт с магнитной доской. Затем по желанию ребенок выходит, выбирает себе животное, о котором он будет придумывать загадку и на ушко говорит воспитателю. Дети слушают загадку товарища, отгадывают ее. Ребенок показывает картинку того животного, которое он загадал и сравнивают ее с ответами детей. Затем дети дополняют сведения об этом животном, интересные факты из их жизни.
После двух – трех загадок проводится физминутка в форме чистоговорки:
Апа-апа-апа – болит у волка лапа.
Апе-апе-апе – ранка на лапе.
Апу-апу-апу – мы полечим лапу.
Апы-апы-апы – у волка сильные лапы!
Затем продолжаем слушать загадки детей.
В конце занятия, подводим итог.
Воспитатель обращается к Мишке: Мишка, тебе понравились наши загадки?
Мишка: да! Придумывать загадки – это так интересно! А можно я тоже попробую загадать вам загадку? По данной схеме Мишка придумывает загадку о каком-либо не названном животном. Дети отгадывают ее.
Мишка благодарит детей за помощь и предлагает всем вместе поиграть в игру «Веселые зверята».
Читайте также |
---|
Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников
Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является...
Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я –…
Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я – патриот, а это значит…» Тема родительского собрания: Деловая игра «Я –...
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...