Конспект непосредственно-образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
Вторая младшая группа
Программные задачи:
- повторить с детьми гласные звуки: а, у, о, и. Напомнить, с какими образами связаны эти песенки. Учить чётко произносить всеми детьми звук «М» в звукоподражаниях с разной силой голоса. Учить произносить звук «М» в словах и выделение его более длительным произношением;
- познакомить детей с основными движениями губ, научить спокойно открывать рот; выдвигать губы вперёд, округляя их; вытягивать губы вперёд трубочкой; ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы;
- расширять представление детей о многообразии окружающего мира (домашние животные и их детёныши);
- активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Оборудование: кепка для воспитателя «шофёра», руль.
Демонстрационный материал:
- «говорящий» куб (размер граней – 15 см). На четырёх его сторонах изображены: малыш в ползунках, паровоз, лошадь, бублик. На двух остальных повторяются любые из названных картинок;
- игрушки (картинки) с изображением домашних животных: «коза с козлёнком», «корова с телёнком»;
- «волшебный сундучок» с картинками. Примерный перечень картинок: муха, мальчик, лимон, ромашка, мяч, пирамидка, дом, машина, мак.
Ход образовательной деятельности.
1-я часть. Артикуляция, повторение гласных звуков: а, у, о, и.
Ребята, как вы думаете, что у меня в руках?
Да, ребята, – это кубик. Кубик не простой, а «говорящий». Воспитатель катает куб и приговаривает: «Катись, вертись, на бочок ложись». Показывая верхнюю грань куба, воспитатель воспроизводит соответствующий звук. Например: «На картинке маленькая Алёнушка. Она поёт свою песенку: а-а-а… свободно открываем рот. Давайте все вместе споём песенку маленькой Алёнушке.
Воспитатель снова катет куб и вместе с детьми приговаривает: «Катись, вертись, на бочок ложись». На картинке бублик, если губы сделать круглыми, как этот бублик, можно спеть такую песенку: о-о-о. На картинке паровоз, если губы трубочкой выдвинуть вперёд, можно спеть такую песенку: у-у-у, так гудит паровоз, на картинке лошадка, если губы сделать в улыбке, можно спеть такую песенку: и-и-и, так кричит лошадка.
А сейчас, ребята, самое интересное. Мы покатаемся на «машине».
Игра «Поехали на машине».
Цель игры: упражнять в правильном произношении звуков, в звукоподражаниях, словах, фразовой речи.
Игра.
Воспитатель, изображая шофёра, становится впереди. Дети – пассажиры. Поехали!
Воспитатель вместе с детьми поёт песню:
В машине, в машине
шофёр сидит.
Машина, машина
идёт и гудит:
Би-би-би, би-би-би.
Вот поле, вот речка,
вот лес густой.
Поехали, дети, машина, стой!
Би-би-би, би-би-би.
Вот мы и приехали на зелёный лужок.
2-я часть. Произношение звука «м» в звукоподражаниях.
Дети рассматривают игрушки (картины) с изображением домашних животных: «коза с козлёнком», «корова с телёнком».
Ребята, посмотрите, какие животные гуляют на лугу.
- Кто это?
- Коза с козлёнком.
- А это кто?
- Корова с телёнком.
Игра «Кто как кричит?»
Воспитатель спрашивает: «Кто знает, как кричит коза?»
- (ме-ме…)
Воспитатель показывает «звукоподражание» как кричит коза (ме-ме…).
Давайте споем песенку козы все вместе.
А как кричит маленький козлёнок? (Воспитатель напоминает, что голоса взрослых животных грубее, толще; голоса детёнышей тоньше).
Затем песенку козы (козлёнка) дети поют индивидуально (3-4 выступления).
Далее воспитатель показывает звукоподражание «как мычит корова» (мммууу), и спрашивает, кто так мычит?
– Корова.
- Корова мычит протяжно: мммууу…
Давайте споём песенку коровы все вместе.
А как мычит телёнок?
Затем песню коровы (телёнка) дети поют индивидуально (3-4 выступления).
Вот каких интересных животных мы рассмотрели.
Ну что же, дети, нам пора отправляться дальше. Садитесь в «машину». Поехали!
В машине, в машине
детей полно.
Поехали детки, глядят в окно.
Би-би-би, би-би-би.
Стоп! Остановка. Мы снова в детском саду.
Игра «Волшебный сундучок».
Цель: отрабатывать отчётливое произношение звука м (мь) в словах.
Ребята, вы конечно все обратили внимание, что в нашей группе очень много игрушек. А вот и «Волшебный сундучок» с картинками.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает «Волшебный сундучок».
Ребята, в нашем «Волшебном сундучке» много интересных, красивых картинок. Тот, кого я вызову, подойдёт, приоткроет «сундучок» и, достав картинку, покажет её детям, потом громко и чётко назовёт. При необходимости воспитатель называет картинку вместе с ребенком или просит повторить за собой её название.
Рефлексия.
Воспитатель хвалит детей за то, что они хорошо сегодня поиграли.
А на прогулке мы снова можем покататься на «машине».
Используемая литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада»: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 – 111 с.: ил.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…
Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...
Хрестоматия «Куклы-обереги»
Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...