План-конспект интеллект-шоу «Умницы и Умники» в подготовительной к школе группе
Тема: «Защитники земли русской»

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое».

Задачи.

«Познавательное развитие»: закреплять представление о том, как русские люди защищали свою страну в годы ВОВ и как народ чтит память павших за свободу своей Родины; обобщать представление о празднике Победы, о жизни детей в военное время.

«Речевое развитие»: закреплять умение составлять рассказ по картине на основе плана. Упражнять в подборе определений, эпитетов. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Учить рассказывать о своих впечатлениях связно, полно, выразительно.

«Социально – коммуникативное развитие»: продолжать воспитывать уважение к людям, защищавшим нашу Родину. Закреплять формирование чувств уважения и благодарности к участникам войны. Воспитывать любовь к Родине через поэтический образ.

«Художественно – эстетическое развитие»: развивать предпосылки смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Побуждать читать стихи, передавая интонации размышления, сочувствия; помочь осознать идеи произведений: от нападающих нужно защищаться и защищать других.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация: репродукции картин, фото по проекту, задания пролога и трёх этапов, эпилог; книга памяти о прадедах детей и их подвигах ВОВ; заключительные фото -фильм «Детство - это я и ты». Три дорожки: красная, жёлтая, зелёная. Ордена «Юный интеллектуал» для награждения теоретиков.

 

Алгоритм проведения интеллект-шоу.

Звучит музыкальная заставка к игре «Умницы и Умники».

Входят дети и ведущий.

(На экране - эмблема игры, тема «Защитники земли русской посвящается 70-летию Победы в ВОВ».)

Ведущий: тема игры «Защитники земли русской». Дорогой ценой досталась нашей стране Победа.

Всмотритесь в лица наших защитников. (На экране - Книга памяти - мультимедийная презентация о прадедах детей, подготовленная воспитателями и родителями группы.)

  • Ведущий представляет: ареопаг (судей);
  • помощницу, раздающую ордена за правильный ответ;
  • участников агона (соревнований);
  • теоретиков;
  • спонсоров игры — родителей.

Ведущего игры представляет председатель ареопага.

На экране - Пролог

1. Русский язык.

2. Красноречие.

Ведущий: конкурс русского языка - звуковой анализ слов:

Родина, Победа, Самара и постановка ударения.

(Участники агона работают за столом.)

В это время ведущий задаёт вопросы теоретикам:

Назовите улицы Самары, названные в честь героев Советского Союза и городов - героев ВОВ.

(На экране – карта города Самара. Некоторые улицы отмеченные звёздочками: А. Матросова, В.Фадеева. 3. Космодемьянской. Н. Гастелло, Д. Карбышева. О. Санфировой, П.М.Потапова.   За правильный ответ теоретики получают орден «Юный интеллектуал».)

Ведущий: конкурс русского языка окончен. Передайте свои работы в ареопаг для проверки. Пролог продолжается – вторая часть пролога- конкурс красноречия: рассказ по картине о ВОВ. За день до игры вы получили задание, выбрали репродукцию картины и дома подготовили рассказ. Даём 2 минуты, чтобы вспомнить домашнее задание.

(На экране - танк с надписью «За синий платочек».)

Ведущий: вопрос теоретикам. Песни помогали бойцам на фронте в те грозные годы. Какие песни пели взрослые в блиндаже?

«За синий платочек» - писали лётчики - истребители на бортах своих самолётов, танкисты и артиллеристы - на орудийных стволах. О каком вальсе идёт речь? Песня Ежи Петербургского «Синий платочек». Поют все присутствующие.

После песни на экране - появляется картина К.Юона «Парад на Красной площади в Москве 7.11.1941 г.

Ведущий: подготовка закончилась. Слушаем первый рассказ.

Время на выступление—1 минута.

После рассказа ведущий задаёт вопрос теоретикам -

Где произошла первая крупная Победа наших войск?

Правильно под Москвой. В битве за Москву совершил огненный таран Н.Гастелло. Здесь, в суровых снегах Подмосковья родилась песня, текстом которой стали строчки личного письма поэта - фронтовика Алексея Суркова жене, песня «В землянке». Поют все взрослые, дети подпевают.

После песни - на экран появляется картина Бориса Угарова «Ленинградка».

Ведущий: слушаем следующий рассказ.

После рассказа - вопрос теоретикам:

  1. Как называлась дорога, которая проходила по Ладожскому озеру?
  2. Что произошло в рассказе Сергея Алексеева «Шуба»?

(За правильный ответ теоретики получают орден «Юный интеллектуал». По количеству орденов по окончанию игры выбираются участники следующей игры, новые участники агона.)

Многих поэтов тема войны затронула до самого сердца. Послушайте стихотворение Т.Шорыгиной «Дорога жизни».

Третья картина на экране - П.А.Кривоногов «Победа».

Ведущий: слушаем третий рассказ. Напоминаю: время -1 минута.

Дальше ареопаг подводит итог пролога - результат двух конкурсов.

Ведущий организовывает игру - разминку. Играют все дети.

- Поменяйтесь местами те, кто любят играть.

- Поменяйтесь местами те дети, кто живёт в Самаре.

- Поменяйтесь местами, кто любит свою маму и Родину.

…те, кто любят мир, а не войну.

... те, кто считают себя счастливым.

- Присядьте на места те, кто в этом году 1 сентября пойдут в школу

Ведущий: слушаем председателя ареопага.

По результатам - участники выбирают дорожки:

красная - самая короткая, но ошибаться нельзя;

жёлтая – «золотая середина», разрешается одна ошибка;

зелёная – «тише едешь - дальше будешь» можно допустить 2 ошибки, но не успеть выиграть.

Первым выбирает участник, у которого по результатам пролога больше баллов;

затем у кого 2 место по баллам;

и последнему - какая дорожка осталась. Начинает игру участник на зелёной дорожке, на самой длинной.

Основная часть игры.

1 этап

Русь Крепость   Дети - герои

Если выбирают – Русь – открывается:

- портрет А. Невского                   - Все годы вражьи стаи

- портрет Д. Донского                   Терзали нашу Русь.

- памятник К. Минину и                  Но прадеды вставали:

Д. Пожарскому                             «За Родину! За Русь!

- иллюстрация к картине В. Васнецова

«Три богатыря».

Назовите известных защитников далёкого прошлого.

(Если участник правильно отвечает – переходит во второй этап.)

Ведущий: (после ответа участника) вопрос теоретикам-

Какие слова сказал Александр Невский после победы над шведами в Ледовом побоище?

«Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»

Если выберут – Крепость - открывается:

картина П.А.Кривоногова «Защитники Брестской крепости»

под картиной вопросы:

1. Какая крепость встала на защиту Родины в первые минуты войны?

2. Как солдаты сражались с фашистами? (после правильного ответа участник переходит во второй этап).

Ведущий: (теоретикам)

Назовите пословицы и поговорки о защитниках.

Если выберут – Дети - герои - открывается:

- Незабвенные герои,   Портреты:   Лёня Голиков  

                                                  Зина Портнова

Юными остались вы навек,             Валя Котик

Маленькие, стойкие мужчины,        Володя Дубинин

Девочки, достойные поэм.  

1. Назови имена и фамилии юных Героев Советского Союза.

2. Расскажи один подвиг на выбор.

(После правильного ответа переходит во второй этап.)

Ведущий: (теоретикам). Дети встали наравне со взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины. Многие поэты, писатели и композиторы обращались к образу смелых детей.

1. Что произошло в рассказе М.Зощенко «Храбрые дети»?

2. Слушаем стихотворение «Дети - герои». Читает ребёнок.

Музыкальная пауза - песня-марш А.В.Большакова «Юные герои».

На экране   2 этап

Помощь тыла Музей Экскурсия

Если выберут - Помощь тыла - открывается:

1. Какой город стал запасной столицей во время ВОВ?

2. Кто работал в тылу?

3. Как ковали Победу в тылу?

(Выбирает первым участник на зелённой дорожке.)

Ведущий: (теоретикам).

1. Что можете добавить о работе в тылу?

2. Стихотворение А.Богдарина «В тылу».

3. С.Алексеев «Тульские пряники» (вопрос по тексту).

Если выберут - Музей - открывается:

Бюст героя передан Военно-историческому (бюст В.И.Фадеева ) музею семьёй скульптора Фролова.

1. Чей бюст перед нами?

2. Какое у него было прозвище?

3. Какой подвиг совершил?

(После правильного ответа переходит в третий этап.)

Ведущий: (вопрос теоретикам)

Как выглядело письмо с фронта?

(На экране - картина А. И.Лактионова «Письмо с фронта».)

Вопросы по картине. Стихотворение А. Богдарина «Письмо с фронта».

Если выберут - Экскурсия  - открывается видео - вопрос: «Мемориал семье Володичкиных в посёлке Алексеевка» - последний кадр (мемориал) останавливается на экране.

1. Почему на памятнике 9 журавлей?

2. Назови фамилию семьи, которой в посёлке Алексеевка поставили этот памятник.

3. Почему мама грустная стоит? Что надо делать, чтобы не было больше на земле грустных мам?

(если после второго этапа участник на красной дорожке выходит в финал - можно перейти к эпилогу (награждению) или вопросы 3 этапа задать теоретикам - зависит от времени отведённого на игру).

На экране - 3 этап

Песня Маршал Победы Сестрица

Если выбрали – Песня – открывается:

Задание - угадай песню по строчкам:

...Расцветали яблони и груши

Поплыли туманы над рекой…  

Ведущий: (после того как назвали песню)

Мы любим военные песни

И сами их часто поём

Давайте-ка грянем «Катюшу»

Все вместе, все дружно споём!

(Орден теоретику назвавшему песню.)

Если выбрали - Маршал Победы - открывается:

картина С.Н.Присекина «Маршал Советского Союза Г.К.Жуков».

1. Почему этого маршала назвали маршал Победы?

2. Сколько раз ему присваивали звание Герой Советского Союза? (Раздаются ордена теоретикам правильно давшим ответ.)

Если выбрали - Сестрица - открывается:

картина М.И.Самсонова «Сестрица»

1. Кого на фронте солдаты ласково называли «сестрицей?

2. Кто выносил раненых с поля боя?

3. Что такое медсанбат?

4. Для чего нужен был санитарный поезд?

(Ордена теоретикам за правильные ответы.)

Стихотворение «Женщины - героини» Т.А.Шорыгиной читает теоретик. (Обязательно орден.)

На экране - Эпилог  

Председатель ареопага награждает участников, победителя.

Затем происходит подсчёт орденов у теоретиков. По количеству орденов - выбор участников следующей игры – три человека.

Ведущий: совсем немного дней осталось до 70 -летия Победы Великой Отечественной войне. Прадеды отстояли мир. Берегите его, ребята! Будьте достойны памяти героев! Растите весёлыми добрыми честными!

Дети из ареопага и участники агона читают стихотворение Н.Найдёновой «По-разному зовутся дети...»

На экране с последними строчками начинается презентация «Детство - это я и ты» (фото экскурсий, праздников, прошедших в нынешнем году и. звучит песня «Детство - это я и ты»).

 

Список использованных источников:

  1. Качур Е., «Аудиоэнциклопедия» - серия познавательных программ для детей: Великая Отечественная. 2015 г.,
  2. Кондрыкина Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006 г. - 192 с.
  3. Казаков А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне (А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина. -М.: Издательство ГНОМ. 2014. - 48 с.
  4. Картушина М.Ю. Праздник Победы. Сценарии с нотным приложением. (Сост. О.А. Орлова. М.: ТЦ Сфера, 2014. - 160 с.
  5. Мурзилка. Ежемесячный журнал для детей, 2015 г. № 1. №2 №3 № 4. Статьи посвящённые 70- летию Великой Победы
  6. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)
  7. Сахаров А.Н. Путеводитель по истории России «Александр Невский - защитник русской земли. ООО «АСТ - ПРЕСС» 2013 г.
  8. Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. Сборник: А.Ахматова, А.Митяев, К.Симонов, С. Алексеев, М.Зощенко и др. худож. Ю.Габазов. - Ростов-на- Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2014. - 128 с., ил.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2013 г. № 1155).
  10. Цветкова Т.В. Комплекты наглядных пособий «Великая Победа». Издательство «ТЦ Сфера», 2015 г.: Дети — герои, Герои — войны, Города — герои, Награды войны.
  11. Шипунова В.А. Комплект карточек «Великая Отечественная война» Издательский дом «Карапуз». 2013 г.
  12. Шорыгина Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. М.: ТЦ Сфера, 2011 г. - 80 с.
  13. Шорыгина Т.А. Наша Родина — Россия. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 013 г. - 96 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Тема: «Поможем медвежонку»

Конспект интегрированного занятия в младшей группе Тема: «Поможем медвежонку» Цель: Формировать восприятие цвета, величины предмета. Знакомить детей с дикими животными. Задачи: Учить...

«Магазинчик»

«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...

Читайте также

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Театрализованная игра «Петушок»

Театрализованная игра «Петушок» Аннотация: Театрализованная игра «Петушок» формирует коммуникативные качества у ребенка, помогает детям развивать связную речь, учит драматизации, активизирует развитие познавательной...

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие...