«Никто не забыт и ничто не забыто!» Конспект тематического занятия с использованием ИКТ, посвященного 70-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда

(Старшая и подготовительная группа)

 

Цель: воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства и желание быть защитником своего города, в котором родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, которые сражались за город-герой Ленинград.

Задачи:

1. Собрать материал о событиях этих суровых дней.

2. Развивать чувство гордости за соотечественников, чувство сострадания.

3. Совершенствовать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности старших дошкольников.

4. Выявить у детей и их родителей знания о днях Блокады.

5. Посетить детям и их родителям памятники ВОВ.

Новизна проекта: Подтверждение целесообразности патриотического воспитания детей посредством музыки.

Теоретическая значимость: проекта заключается в том, что собран интересный материал о днях Блокады.

Практическая значимость: исследования заключается в том, что воспитанники проявили большой интерес к теме, разучили песни, узнали новые музыкальные произведения.

Достижение поставленной цели предполагает интеграцию всех образовательных областей.

Используемые технологии:

1. ИКТ, мультимедиа.

2. Коммуникативные.

3. Личностно-ориентированные технологии.

4. Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста.

5. Педагогическая технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников.

 

Ход занятия

Фонограмма «Первого концерта» П. И. Чайковского.

Ведущая: Сегодня день особенный, ребята,

День памяти - торжественный, святой.

71 год с Дня снятия блокады

Отмечает город наш родной.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

В этом году мы отмечаем 71 год со дня снятия блокады. Восьмого сентября 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. 900 дней город Ленинград находился во вражеском кольце.

Ребята, давайте с вами мысленно вернемся в то время. Когда наш город назывался Ленинградом, а ваши прадедушки и прабабушки были еще совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания. Об этом нам расскажут дети подготовительной группы.

1. В Ленинграде белые ночи, июнь 41-го года.

Выдалось жаркое лето. К утру отдыхает природа.

Спит летний сад, свет зари над Невой,

Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрел

В миг тишину оборвут.

Фонограмма репродуктора «Голос Левитана, объявление войны»

2. Напали фашисты на нашу страну.

Шли танки, летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну.

Сражаться с фашистской армадой.

Ведущая: В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна, огромная!». Песня «Священная война» прозвучит в исполнении взрослых.

Песня «Священная война»

Слова: В. Лебедев-Кумач.

Музыка: А. Александров.

Ведущая: Сейчас мы послушаем стихотворение в исполнении детей старшей группы.

Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город Земли.

Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли.

Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила. Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась нежданно беда.

Ведущая: Враг подступал к городу. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Город бомбили все чаще и чаще. И маленькие дети совершали подвиг: они помогали взрослым. Об этом нам расскажут дети подготовительной группы.

1. Охваченный войною блокадный Ленинград.

На улицах трамваи замерзшие стоят.

Разрушенные здания и надпись на стене:

«Опасно при обстреле на этой стороне».

В водопроводных кранах не вода, а лед

И только прорубь невская горожан спасет.

2. Дети блокадного города, как рано вы повзрослели

И вместо бантиков, галстуков военную форму одели.

Мальчишки и девчонки блокады! Они вынесли множество бед!

Теряли родителей и голодали, много потерей и мало побед!

3. Они на заводах работали, дедам и отцам помогали,

Сил, не щадя и без отдыха едва до станка доставали!

Работали, сил не жалея, ручонки от масла черны,

Работали все, как взрослые, устали от этой войны!

4. Они в медсанбатах трудились, раненых, больных спасали,

Мыли палаты, стирали бинты, дежурили, ночи не спали.

5. Шили гимнастерки для бойцов в школьных, неуютных мастерских.

В госпиталях читали дети письма: раненым солдатам от родных.

6. Защищали со взрослыми город, и делали все, что могли,

Уставали они, голодали, о победе мечтали, к ней шли!

Ведущая: В это время была написана еще одна военная песня, называется она «Ленинградские мальчишки». Давайте внимательно послушаем куплет из этой песни…

Фонограмма песни «Ленинградские мальчишки»

Слова: В. Коростылева.

Музыка: И. Шварца.

Ведущая:

Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Скоро в городе закончились продукты. Не было ни мяса, ни крупы, ни масла… Жители блокадного города стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. Но его было очень мало и многие умирали от голода. Но ленинградцы не сдавались! (берет кусочек хлеба) Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

Под фонограмму «Первого концерта» Чайковского ведущая показывает детям кусочек хлеба.

Ведущая: В каждом доме день и ночь радио звучало.

Оно для ленинградцев связью с миром стало.

Фонограмма: стук метронома и вой сирены.

Ведущая: Это, ребята, стук метронома и вой сирены, которые предупреждали граждан о налетах вражеских бомбардировщиках. Люди должны были прятаться в бомбоубежища. Это специальные помещения под землей, где можно было укрыться от бомбежки. Послушаем об этом стихи детей подготовительной группы.

1. В городе воздушная тревога, вой сирены слышится опять.

Лишь бомбоубежище могло спасеньем ленинградцам стать.

2. Стучит метроном, как сердца ленинградцев,

Всех тех, кто в блокадном аду выживал.

Бороться, дышать, судьбе не сдаваться,

Час испытаний суровый настал.

Ведущая:

Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи: стихи русской советской поэтессы Ольги Берггольц. И люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. И несмотря ни на что, на площадях города, в залах филармонии выступали оркестры, проходили концерты, актеры играли спектакли, художники рисовали плакаты…

Бороться людям помогала музыка и оставалась до самой победы!

Девочки подготовительной группы исполнят для нас вальс, его танцевали в военном Ленинграде.

Вальс девочек «В лесу прифронтовом»

Слова: М. Исаковский.

Музыка: М. Блантер.

А ребята старшей группы исполнят военное танго, эта музыка тоже звучала в Ленинграде.

Военное танго.

Ведущая: В годы блокады в Ленинграде находился русский композитор Дмитрий Шостакович. Он написал Седьмую симфонию, которую в последствии назвали «Ленинградской». Ее премьера состоялась в Большом зале филармонии. Она была символом стойкости ленинградцев. Об этом нам расскажут дети из старшей группы.

Смерти назло и блокаде - музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович, симфония в зале звучит.

Ее прерывают бомбежки, но музыку не удержать.

И в темноте музыканты смогли до конца доиграть.

Эта музыка жить будет вечно, как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской», по праву гордимся мы ей.

Ведущая: Давайте послушаем фрагмент «Ленинградской симфонии».

Фонограмма Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Ведущая:

Враг подходил все ближе, и кольцо блокады сжималось. Город превратился в военную крепость. Налеты самолетов становились все чаще. И только одна дорога осталась, по которой можно было вывезти больных, детей, раненых и привезти муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Дорогу по льду Ладоги называли «Дорогой жизни». Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков- всех тех, кто под бомбежкой и обстрелом, в мороз, в метель и вьюгу работал на Дороге жизни. В исполнении детей подготовительной группы мы послушаем стихи о подвигах шоферов на ледовой дороге.

1. Чтобы жизнь спасти ленинградцам зимой в 41-ом году

С хлебом шли в город машины по Ладоге, прямо по льду.

Бомбежки, метели, заносы… уходят машины под лед,

Но каждый шофер твердо верил, что город, любимый спасет.

2. «Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

3. Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,

Любит он свою машину- друга боевого.

И по снегу, и по льду он ведет машину.

Как объехать полынью, не попасть на мину?

4. Фронтовой шофер –герой, много в жизни повидал,

Но за руль держался крепко, свою песню напевал.

Ведущая: В исполнении мальчиков подготовительной и старшей группы мы послушаем «Песню фронтового шофера».

«Песня фронтового шофера»

Слова: Н. Лабковский, Б. Ласкин .

Музыка: Б. Макроусов.

Ведущая:

900 дней длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев.

14 января 1944 года наши войска перешли в наступления и 27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. Дети старшей группы прочитают стихи о прорыве блокадного кольца.

1. За город шли жестокие бои, за Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага кольцо блокадное прорвали.

2. Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду.

Кто восстанавливал, и с пепла возрождал, спасибо Вам, герои Ленинграда!

3. Окруженный врагами в военные дни город выстоял в схватке с врагом!

Это мы никогда забывать не должны, мы о городе славном споем!

Ведущая: Дети исполнят песню «Победа придет!».

Песня «Победа придет»

Слова и музыка: М. Сидоровой.

Ведущая: В нашем городе-герое очень много памятных мест и памятников, посвященных Блокаде Ленинграда. Давайте вместе их вспомним и назовем.

  1. Самый известный – это Мемориальное Пискаревское кладбище, где установлена статуя скорбящей Матери –Родины.
  1. «Разорванное кольцо» - на берегу Ладожского озера.
  1. Монумент героическим защитникам Ленинграда из 26 бронзовых скульптур на Площади Победы на Московском шоссе.
  1. Обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания.
  1. Мемориал «Журавли» на Дальневосточном проспекте. Это места братских захоронений.
  1. «Опасная сторона» предупреждающая надпись на Невском проспекте.
  1. Следы от снаряда на Аничковом мосту, как напоминание о жизни блокадного Ленинграда.
  1. Памятник блокадному трамваю. Это был единственный транспорт, который работал практически весь блокадный период.
  1. Рупор на Малой Садовой улице в память о страшных днях блокады, возле которого собирались ленинградцы, чтобы услышать вести с фронта.

Ведущая:

Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников, тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни, на Пискаревском кладбище у братских могил, горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашизмом, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Девочки исполнят танец со свечами.

Танец со свечами.

Ведущая: Давайте встанем помолчим, почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

Минута молчания (стук метронома).

Ведущая: Дети подготовительной группы прочитают стихи.

1. Пусть будет мир на всей планете, и войны не знают дети,

Пусть дети учатся, мечтают, ни горя, ни беды не знают.

2. Наш город дорогой, любимый, ты гордый, сильный и красивый

Этот город над Невой, очень любим мы с тобой.

Пусть летят столетья, пусть летят года-

Город наш великий будет жить всегда.

3. Ленинград - Петербург - ты наш город родной.

И любуемся с детства твоей красотой

Ты- слава России, Город-герой.

Расти, процветай - мы гордимся тобой.

В исполнении детей прозвучит песня «Город наш любимый».

Песня «Город наш любимый».

Слова и музыка: М. Сидоровой.

Дети организованно уходят в группы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада»

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада» Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...

Читайте также

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...