Деловая игра «Слабое звено»

 

Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
  2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
  3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
  4. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.

Форма: деловая игра

Предварительная работа:

- изучение литературы по данному вопросу;

- подготовка атрибутов к игре «Слабое звено».

Введение. Обоснование темы семинара-практикума.

Деловая игра на тему: «Слабое звено».

 

Ход семинара-практикума:

Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».

Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение; история РФ и РМЭ; народно-прикладное искусство; ФГОС ДО.

Правила игры:

Игра состоит из 4 раундов. Длительность 1 раунда составляет 4 минуты, а каждые последующие раунды уменьшаются ровно на 1 минуту. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а также следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все 4 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.

Наша игра будет проходить с 2 командами. В начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.

Выберите командира, и в течении 3 минут необходимо придумать название и девиз.

Представление команд.

Представление жюри в лице старшего воспитателя.

Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры мне хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Планировать работу целесообразно по темам:

- Моя семья;

- Моя улица;

- Мой детский сад.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А.С.Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

2. Беседы с детьми о стране, родном городе;

3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность(занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.

1 раунд игры “Слабое звено”.

Раунд 1

Земля, где ты родился? (Родина.)

Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)

Что изображено на гербе поселка Сернур? (Птицы.)

Древнее название России? (Русь.)

Что означает название город «Йошкар-Ола», столица Республики Марий Эл? (В переводе с марийского означает «красный город».)

Кого из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального развития дошкольников? (Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.)

Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)

Визитная карточка Йошкар-Олы как культурной столицы республики стала? (Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна.)

Первый марийский композитор? (Иван Палантай.)

“Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)

Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)

Официальная эмблема государства? (Герб.)

Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)

Марийский праздник в июне, по окончании сева? (Пеледыш пайрем.)

Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

Назовите заповедники находящиеся на территории РМЭ? (Заповедник «Большая Кокшага», Национальный парк «Марий Чодра».)

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

Самое глубокое карстовое озеро в Республике Марий Эл — Зрыв. Его глубина достигает 56 метров.

 Самый известный памятник природы РМЭ? (Дуб Пугачева.)

Самая главная и старая улица поселка Сернур? (улица Коммунистическая). Назовите столицу России? (Москва.)

В 1872-1874 годах в Сернуре построили каменное двухэтажное здание волостной управы, на первом этаже которого разместили вспомогательные отделения управления и филиал Уржумской тюрьмы, а на втором этаже – волостную управу. В настоящее время здесь что размещено? (Районный отдел образования.)

Это здание построено в 1896 году. Открылось земское двухклассное училище.В 20 – е годы располагался педтехникум, затем начальная школа Сернурской школы. А с 1984 года? (Историко – литературный музей им. А. Ф. Конакова.)

Назовите столицу Республики Марий Эл? (Й-Ола.)

Дата принятия суверенитета РМЭ? (11 октябри 1991 года.)

Ведущая отрасль республики Марий Эл? (Животноводство.)

Известный марийский поэт, «Певец Сернурской земли»? (Январев.)

 В его честь установлен памятник перед Домом Культуры п.Сернур? (Александр Федорович Конаков.)

Кому поставлен памятник в г. Йошкар-Ола перед Железнодорожным вокзалом? (Йыван Кырля.)

Название первой районной газеты. (Коммунар.)

Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)

Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)

Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)

Женский марийский национальный головной убор. (Шымакш.)

Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РМЭ, начинай сверху? (Синий, белый, красный.)

– Итак, 1 раунд подошел к концу. Которая команда сдала свои позиции? Кто не силен в данной области? Пришло время выбрать самое слабое звено.

(Участники делают свой выбор, объясняя почему именно они выбрали этукоманду, затем сами участники анализируют свою игру.)

Раунд 2

Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а ток же комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)

Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была разработана (кем?) – Ушинским или Коменским?

Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)

Что означают “эмпирические знания”? (Знания, основанные на опыте.)

То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)

Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)

Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)

Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

Чем являются следующие определения:

-формирование любви к родному краю,

-воспитание чувства гордости и за своих земляков,

-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)

Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)

Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

Документ, охватывающий вес основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно-воспитательного процесса. (Образовательная программа ДОУ.)

Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в среднем возрасте? (Умение рассказать трудовой процесс – цель, инструменты, действия, результат.)

Назови одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в старшем возрасте? (Иметь представления о разных профессиях и их назначении для общества.)

Кто ввел термин “Народная педагогика”? (Ушинский.)

Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

– Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: кто так и не адаптировался в игре из вас? Кому пора открывать литературу по дошкольному воспитанию? Пора выбрать самое слабое звено. (Анализ.)

Раунд 3

Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)

Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)

Укажите соотношение обязательной части Программа и части, формируемой участниками образовательных отношений? (60 на 40.)

Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? (4 направления развития и 10 образовательных областей.)

– Подошел к концу 3 раунд, кто является на этот раз самым слабым звеном? (Анализ.)

– Вас осталось всего двое, сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании, краеведении, методике. Я объясню правила 4-го раунда; я задам вам но пять вопросов, тому из вас кто не ответит на вопрос, будет поставлен пробел в ответе, а у кого будет наибольшее количество правильных ответов – станет победителем нашей сегодняшней игры.

Раунд 4

Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)

Как расшифровывается аббревиатура ФГОС ДО?

Какие разделы должна иметь ООПДО? (Целевой; содержательный; организационный.)

Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знании о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта. (Принцип дифференциации.)

Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)

Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)

– Ну, вот, наша игра завершилась. Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Читайте также

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад»

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад» Цель: Развивать коммуникативные качества. Доставить детям радость и удовольствие от участия в празднике, продолжать воспитывать...

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...