Фольклорное развлечение для детей старшего и подготовительного возраста
«Пришла коляда – отворяй ворота»
Цель:
- рассказать детям о цикле новогоднее-рожденственских вечеров (святках);
- познакомить с колядой, щедрованием, обходами дворов с колядками и христославиями;
- вовлечь детей в игровой сюжет, учить вживаться в художественный образ;
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование и реквизиты, костюмы хозяйки и дочек, колядовшиков, рождественская звезда, маски, бубен, аккордеон, разнос с пирогом, рушники, обручи, магнитофон с кассетами.
Ход развлечения.
Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята. Поздравляю Вас с наступившими праздниками! А кто знает о каких праздниках идет речь?
Ответы детей.
Ведущая: много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещение. Все эти праздники проходят в течении двух недель и эти недели называют Святками. Первым праздником идет всегда Рождество. Что такое Рождество? Это рождение спасителя мира, Спасителя Иисуса Христа - сына Божия, который был рожден от девы Марии (избранной Богом).
Дети рассказывают о Рождестве.
(Выходит мальчик со звездой на шесте.)
В тихий рождественский вечер В небе сияет звезда Сердечко мое так и бьется- Радость на землю пришла!
Все ждали этот праздник! Когда же он придет? Подарков нам не надо.
Ведь нас Христос спасет! Пока что он младенец
Но будет как и я
Мне с неба улыбнется
С рождеством мои друзья!
Ведущая: И конечно же рождественские песни звучали в великий день Рождества Христова!
Поют песню:
«В рождество Христово ангел прилетел
Он летел по небу, людям песни пел
Все люди ликуйте, всей день торжествуйте
В день Христова рождества!
Я лечу от Бога, радость вам принес
Что в пещере темной родился Христос
Прости согрешенья, дай нам обновленья
В день Христова рождества!»
Ведущая: следующим праздником был Новый год - тот новый год, который пришел к нам, но по старому стилю мы будем отмечать его в ночь с 13 на 14 января. В этот день мы дарим друг другу подарки и готовим праздничные угощенья. А вот уже 19 января - приходит праздник Крещение Господня. В этот день сам Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордане. В этот день вода во всех реках и водоемах становиться освященной. Ее освещает сам Бог, наш Господь. Люди набирают эту воду, а затем пользуются ее весь год - вода хранится и не пропадает. В дни святок (2 недели) в каждом доме готовят угощенья, пекут из теста фигурки изображающие маленькие фигурки животных, которые были в пещере, когда родился Иисус. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. И конечно же люди одевались в праздничные одежды, рядились в маски животных и ходили по дворам друг к другу исполняя
святочные песни: колядки, щедровки и на Крещение песни славящие Бога. Колядки - пожелание всего хорошего хозяевам, а те в свою очередь одаривали ряженных подарками, сладостям и мелкими деньгами. Вот и мы с вами устроим святочные гулянья.
Хозяйка-ведущая. Дочки да сыночки, расходитесь по домам, скоро будут гости к вам!
(Звучит русская народная мелодия. В домик к Катюше из зрительного зала группой выходят подружки. Кланяются друг другу, здороваютя, хвалятся нарядами и зовут Катю.)
Подружки. Катюша! Катюша!
(Из домика выходит Катя.)
Катюша: Здравствуйте подруженьки!
Хороши ваши наряды! Сразу видно, что вы рукодельницы! У ленивой пряхи и для себя нет рубахи! Чтобы время скоротать, будем шить да вышивать!
Подружка:
Когда день свят, все дела спят. Кто же в святки прядет да рукодельничает?
Подружка:
Лето для старанья, а зима для гулянья. Сейчас время песни петь, плясать да веселиться!
Подружка:
К нам пришла коляда, накануне рождества! Будет с нами коляда, да и после Рождества.
Ведущая: кто это к нам идет? Никак добры молодцы! Раскрываются ворота! Заходи кому охота!
(Входят колядовщики).
Колядовщик:
Здесь ли ты Марыошка? Здесь ли ты Дарьюшка?Дома ли ты, душенька, Катюшенька?
(Девочки выходят кланяются в пояс.)
- Здравствуйте, добры молодцы!
Мальчики: Здравствуйте, красны девицы!
Ведущая: На дворе морозно, холодно! Вы не замерзли?
Колядовщик:
Мы во поле нагулялись,
А теперь сюда добрались –
На людей посмотреть, да себя показать.
По деревне пройти да поколядовать!
Может быть и вы с нами?
Катюша: Холодно на дворе, все деревья в серебре! Ведущая: Чтобы не замерзнуть будем громко петь! Песня «Ой-ой-ой-ой коляда-маляда!»
(Дети идут исполняя песню по кругу останавливаясь у дома хозяйки.) Все дети: Хозяюшка! Хозяюшка!
Колядовщик:
Овсень! Овсень! Ходи по всем, открывай двери, подымай с постели, открывай окно, запускай Рождество! Открывайте сундучки, доставайте пяточки! Выносите поскорей, не морозьте детей!
Хозяйка: Здравствуйте колядовщики!
Дети: Здравствуй хозяющка!
Колядовщик: Сеем,сеем посеваем!
С Новым годом поздравляем! Хозяйка: Спасибо и вас с Новым годом!
Колядовщик:
Разреши хозяйка под окошко встать, коляду рассказать!
Хозяйка: Рассказывай... -Тетенька добренька Дай что-нибудь сдобненька, Пышку да лепешку Да свиную ножку!
Хозяйка: Коляда-маляда вы хотите пирога? Сейчас всех угощу, всем отрежу по куску!
Колядовщик:
Коляда-маляда мы хотим пирога! Не режь, не ломай, весь пирог подавай! Хозяйка: весь так весь, подставляй мешок, положу вам пирожок! (Дети идут исполняя песшо по кругу останавливаясь у следующего дома.) Все дети: Хозяюшка! Хозяюшка!
Колядовщик:
Не слышат хозяева, спят наверное хозяин с хозяйкою.
Слезайте с печки, зажигайте свечки,
Открывайте сундучок, доставайте пятачок!
(Выходит хозяин потягиваясь.)
Хозяин: Ну здравствуйте колядовщики! (кланяется).
Дети: Здравствуй хозяин!
Колядовщик:
Сеем, сеем посеваем!
С Новым годом поздравляем!
Колядовщик:
Разреши хозяин под окошко встать, коляду рассказать! Добрый господин, господинова жена Богато живите, нас одарите,
А кто нас одарит, тот богаче станет! Хозяин: Вот вам угощенье!
Катюша: Спасибо хозяин с хозяйкою! Счастья вам доброго здоровья! Жить вам вместе лет до двести!
(Дети идут исполняя песню по кругу останавливаясь у следующего дома.)
Все дети: Хозяюшка! Хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуйте колядовщики!
Дети: Здравствуйте!
Колядовщик:
Коляда-маляда, мы пришли сюда
По снежному полю гулять на просторе
Мы веселые колядовщики
Христа пришли прославлять
Да хозяйку величать!
Катюша: не пора ли тебе хозяйка колядовщиков дарить?
Ты нас дарить-мы тебя хвалить!
Хозяйка:
Чтобы вас одарить надо мне сундук открыть,
А там мышь пищит, сто рублей тащит,
Подставляйте ладошки, всем насыплю понемножку!
(Хозяйка сыплет всем детям в ладоши пшеницу и мелкие монетки, а мешок их прячет.)
Дети: (сыплют зерно со словами)
Сеем, сеем посеваем!
С Новым годом поздравляем!
С Новым годом, с Рождеством Христовым!
Хозяйка: Хорошо поколядовали! Не устали? А мешок то потеряли?
Дети: Потеряли!
Колядовщик:
Ну да ладно, не беда, наживем еще добра, Раздевайтесь, отдохните, друг на друга поглядите. И друг другу для потехи небылицы расскажите.
Колядовщик:
Андрей-воробей, на коне катался,
На березу налетел без сапог остался.
Колядовщик: Таня-баня шла по броду, Решетом носила воду
А помыть хотела пол- Приморозила подол.
Колядовщик:
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень
Шея не воронится, а веселиться хочется.
Хозяйка: Будем вместе веселиться и станцуем танец мы!
Общий танец «Буги-Вуги».
Хозяйка:
Слышу звон бубенцов
Слышу скрипка поет,
К нам должно быть гости едут
Вон, они уж у ворот!
Фонограмма «Цыганочка», появляется цыган на коне.
Цыган: купи коня, добрый конь,
Добрый конь, не конь - огонь!
Умней меня, купи коня,
Не продал бы, да деньги нужны,
На ярмарку спешу, купи коня!
Колядовщик: Ты коня не продавай, лучше всех нас покатай!
Игра «Кто вперед на коне».
Проводятся игры, эстафеты и общее гулянье.
Русские народные игры: «Море волнуется», «Пирожок», «Летит не летит», «Молчанка».
Хозяйка: А вот вам и ваш мешок. Ваш?
Дети: Наш!
Хозяйка: Вот и хорошо! Держите! Всем кто нас видел, всем кто нас слышал - доброго здоровья и низкий поклон!
Хозяйка и колядовщики кланяются и уходят.
Читайте также |
---|
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...
Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…
Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...
Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…
Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...