Сценарий детских посиделок «Потеха – делу не помеха!»

 

Часть зала оформлена под русскую избу, в углу расписная бутафорская печь, на которой в шапке-ушанке, в валенках лежит дедушка Фома (ребёнок); сбоку сундук, на котором лежат пяльцы с вышиванием, клубки ниток. В другом углу стоит прялка. Посередине зала два стола, застеленных вышитыми скатертями и полотенцами, на них самовар, чайная посуда, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. На центральной стене полка с домашней утварью (кувшины, кружки, деревянные половники, хохломские ложки, доски, расписные рушники). На полу домотканые половики.

В записи звучат русские народные мелодии (по выбору музыкального руководителя).

В «горницу» входят хозяюшка (воспитатель в русском костюме) и несколько девочек, накрывают на стол, вышивают, играют в куклы.

Хозяйка.

Сей избы хозяйка - я,

Всех приветствую, друзья!

Как изба наша тепла,

И уютна, и светла!

Не изба, а загляденье,

Всем гостям на удивленье!

В ней хозяевам не тесно

И гостям здесь хватит места.

1 Ребенок.

Наша изба ровно тепла.

Где тепло, тут и добро!

На дворе-то метель,

А у нас-то тепель!

2 Ребенок.

Домом жить - обо всем тужить.

Дом вести - не лапти плести.

3 Ребенок.

Хозяйка в дому – что оладушек в меду!

Она прибирает, она подтирает

Одним-одна за все отвечает.

Хозяйка.

Как хлеб пошел, так и пирог подошел,

А пирог подошел, так блин пошел

А блин пошел, так и гость пришел!

(Раздается стук в дверь, парами входят гости - дети в русских народных костюмах.)

1 Гость.

Уж чей это дом, чей это терем?

Ты позволь, хозяюшка, ко двору прийти.

2 Гость.

Ко двору прийти, да на новы сени взойти,

В светлу горенку зайти, да на новы лавки сесть.

Хозяйка.

Проходите, детушки, в горенку!

Проходите: от порога не засечена дорога.

У нас для каждого найдётся

И местечко, и словечко!

Сядем рядком, да потолкуем ладком.

(Хозяйка усаживает гостей. Входит ещё одна небольшая группа детей, вытирают ноги о половичок, кланяются.)

Хозяйка. А вот еще гости пожаловали!

Гость (с поклоном).

Добрым хозяевам – доброго здоровьица!

Дома сидеть – ничего не высидеть.

Решили на людей посмотреть и себя показать.

Хозяйка.

Проходите, гости дорогие, будьте как дома.

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Гость.

Туда голуби летают,

Где их привечают.

(Хозяйка усаживает гостей и встречает новых.)

Гость. Здравствуйте, хозяюшка! Чтоб вам жилось и богателось!

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие! Гость на гость – хозяйке радость!

(хозяйка рассаживает гостей). Красному гостю - красное место.

Гостю – почёт, хозяину – честь. Милости просим!

Давно мы вас ждем - поджидаем, веселье без вас не начинаем.

Ваня. (с гармошкой) Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть

хочется, что переночевать негде! Зима - то студеная, озяб я.

Хозяйка. Проходи, Ванюша, на огонек погрейся.

Где потеплее - там и веселее (в записи звучит завывание вьюги)

На дворе-то мороз, а в печи поленца трещат догорая,

да нас с вами согревают. А собрались мы позабавиться, да потешиться, пошутить, поиграть, посмеяться. Сядем рядком, да поговорим ладком!

За хлебом солью всякая шутка хороша. Кто интереснее позабавит?

Дети говорят нелепицы:

1 Ребенок.

Как у нас во дворе

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

2 Ребенок.

На березе на снегу

Укусил комар блоху,

Сидит заяц на заборе

Умирает со смеху!

3 Ребенок.

Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

4 Ребенок.

По деревне я пошла,

Ванечку увидела:

Под кустом сидел и плакал-

Курочка обидела.

5 Ребенок.

У козла на бороде

Жили две лягушки

На спине сидит медведь

Держится за ушки.

6 Ребенок. Эй, Тит, вон ворона летит!

7 Ребенок.

Язык- то без костей,

Что хочет - то и лопочет!

Ешь суп с грибами,

Держи язык за зубами.

Хозяйка.

Кто людей веселит,

За того весь свет стоит.

Запевай песню звонкую, шуточную,

Да прибауточную.

Песня «Ой, ниточка тоненькая»

Хозяйка. А вот отгадайте загадку:

Выгляну в оконце

Лежит белое суконце,

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

(Снег.)

На всех садится,

Никого не боится.

(Снег.)

Ой, насыпало снежка,

Вывожу коня дружка,

За веревочку узду

Через двор коня веду.

(Сани.)

Ребенок. Я тоже загадаю:

Их треплют, катают,

А зиму таскают

(Валенки.)

Правильно! Февраль месяц лютый.

Спрашивает: как обутый?

Хозяйка.

Уж мы так устроены:

Петь, плясать настроены!

Там, где песня льется -

Там весело живется!

Дети инсценируют русскую народную песню «Метелица».

Хозяйка.

Без углов дом не строится-

Без пословиц речь не молвится.

Поговорка – цветочек,

Пословица – ягодка.

Ну, а кто пословицы, да поговорки мастак рассказывать?

  1. Дом вести – не бородой трясти
  2. Не будет скуки, коль заняты руки.
  3. Маленькое дело – лучше большого безделья.
  4. Лодырь, да бездельник – им праздник и в понедельник.
  5. Торопясь и лаптя не сплетёшь.
  6. Ленивой овце и шерсть в тягость.
  7. Была бы охота – будет ладиться и работа.

Хозяйка. И верно: сказать – как узлом завязать! Послушайте ещё одну: спишь, спишь, а отдохнуть некогда! Уж не про нашего ли дедушку Фому это?

Где же наш дедушка Фома? Дома ли он?

Дети поют:Ой, ты, дедушка, Фома,

Чи ты дома, чи нема?

Тыр-дыр, тыр-дыр-дыр,

Чи ты дома, чи нема?

Фома. (с печи)Поднимаюсь! (При повторении кричит: одеваюсь, уже иду!)

Хозяйка.

Выглянь на минуточку,

Посмотри хоть чуточку.

Фома.Ишь, расшумелись, спать не даете!

Ребенок.

Ты уж, деда не ворчи,

Поскорей слезай с печи.

Тепло ль тебе в избе, дедушка?

Фома.

Да на печи в шубе терпеть можно!

Русская кость тепло любит.

Пар костей не ломит,

Вон души не гонит!

Хозяйка.

Не пора ль тебе встать,

Да кругом походить,

На людей посмотреть,

Да себя показать?

Что это ты все лежишь да лежишь?

Фома. Ел, да устал. Спал, да намаялся!

Хозяйка.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Милости прошу к нашему столу.

Фома. Любимая весть, как скажут, что пора есть.

(Кряхтя, слезает с печи, идёт к столу)

Где кисель – там и присел!

Где с маслом каша-

Там и место наше. (Фома садится за стол.)

Хозяйка.

Съешь хоть кусочек

С птичий носочек!

Фома.

В меду да в масле

И лапоть съешь!

Мы люди не гордые:

Нету хлеба – подавай пироги.

Чай пить – не дрова рубить!

Хозяйка.

Что это ты, дедушка,

Такой сердитый?

На вид здоровый,

А лицом побитый?

Фома.

А что это у вас ныне гуляшки,

Завтра - гуляшки? Останетесь без рубашки! (Грозит пальцем)

Гуляй, да дела не забывай.

(Обращается к Акулине, девочке сидящей за шитьём):

Акуля, что шьёшь неоттуля?

Акуля. А я дедушка еще и пороть буду…

Фома.

С детства не научишься-

Всю жизнь намучишься

Какова пряха – такова на ней и рубаха.

Хозяйка.

Скучен день до вечера,

Коли делать нечего.

Фома.

Не учи хозяюшка безделью-

А учи рукоделью!

Хозяйка.

Наши девицы - рукодельницы!

А как шьют и прядут,

Так и песню поют!

Песня «Прялица» (исполняет подгруппа девочек)

Хозяйка.

Собралось у нас гостей

Со всех волостей!

Расскажите, где бывали,

Что вы видали?

1 Ребенок.

Мы гуляли по базару,

Столько разного товару:

Булавки, иголки,

Стальные приколки.

За один пучок – плати пятачок!

2 Ребенок.

Нитки, катушки,

Селедочные кадушки,

Красивые платочки,

Мелкие гвоздочки.

3 Ребенок.

Посуда наша

Для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порче не подвергается!

4 Ребенок.

Пряники печатные,

Конфеты сахарные,

Как куснешь – так уснешь.

Как вскочишь – так еще захочешь!

Хозяйка. А кого вы на базаре видели?

Дети.

Дили, дили, дидели,

Там мы Дуню видели!

Инсценирование песни «На торгу, торгу кругом»

Ваня.

Шел деревней – девки спали,

Заиграл в гармошку – встали.

Встали, пробудилися,

Окна растворилися.

Частушки.

Дети поют, аккомпанируя себе на детских шумовых инструментах.

Хозяйка.

Дайте, дайте ходику

Веселому народику.

Ребенок.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть!

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Хозяйка.

В круг вставайте поскорей,

Да пляшите поскорей!

Пляска «Матаня»

Хозяйка. Песнями, да плясками сыт не будешь! Чем же мне вас, гости дорогие, угостить - попотчевать?

Ребенок. А что есть в печи – все на стол мечи!

Хозяйка.

Пироги с повидлом

Для гостей видных!

Хозяюшку потешьте –

Пирожков поешьте.

Их пекла с любовью –

Ешьте на здоровье! (Раздаёт угощенье с подноса.)

Ребенок. Самовар кипит – уходить не велит.

Тары-бары, растабары, выпьем чай из самовара.

Все пьют чай. Звучат русские народные мелодии в записи.

(После чаепития небольшими группами подходят к хозяйке, раскланиваются и уходят.)

1 Ребенок. Делу время, а потехе – час!

2 Ребенок. Дай бог тому, кто в этом дому! /кланяются и уходят/

3 Ребенок. Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье знатное!

4 Ребенок. Посидели, повеселились, пора и честь знать.

5 Ребенок.

А на прощанье желаем тому, кто в этом дому,

Чтобы все здоровы были,

Чтобы праздники любили,

Да обряды не забыли.

Хозяйка.

Конец – всему делу венец.

Коли будет мимо дорога –

Не обходите нашего порога!

До свиданья, гости дорогие! Доброго здоровьица, детушки. Милости просим побывать у нас в следующий раз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является...

Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР

Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего...

Читайте также

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Эхо войны» Образовательная область: познавательное развитие. Вид занятия: интегрированное. Формы организации непосредственно...