Литературная гостиная «Не любо – не слушай» по творчеству северного писателя - сказочника С. Писахова и поэта Н. Рубцова

(С региональным компонентом)

 

Программное содержание: знакомить дошкольников с именами знаменитых земляков, обобщать знания детей о творчестве писателей Архангельской области, закладывать основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания, знакомить с особенностями северного говора и народными традициями через народные игры и просмотр мультфильма «Не любо – не слушай», формировать знания о живой и неживой природе Русского Севера, развивать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом, воспитывать любовь к родине через поэзию Н. Рубцова.

Демонстрационный материал: проектор, стенды с фотографиями природы Архангельской области (подготовленные родителями), северная народная утварь, цифры (3 комплекта), атрибуты к сценкам (маски козы, коровы, муляжи овощей), разрезные картинки к сказкам «Апельсин» и «Перепелиха» С. Писахова, сундучок с призами для детей и родителей, картинки с изображением шаньги, курника, ватрушки, портреты разных писателей, в том числе Н. Рубцова и С. Писахова.

Предварительная подготовка: серия литературных вечеров с детьми по ознакомлению с творчеством поэта Н. Рубцова и творчеством писателя-сказочника С. Писахова, экскурсия на выставку деревянных фигур «Сказочный мир Писахова» в сопровождении родителей, фотовыставка «Природа Архангельской области» (организованная родителями), проектная деятельность с детьми и родителями «Природа нашего края» с последующей презентацией, рассматривание репродукций с картин С. Писахова и прослушивание песен на стихи Н. Рубцова с последующим обсуждением.

 

Содержание:

(Домовёнок встречает детей и родителей в зале, оформленном под старину.)

Домовёнок:

- Здравствуйте, гости дорогие, проходите, пожалуйста, садитесь, чувствуйте себя как дома. Я домовой, живу в этом доме. А зовут меня Кузя. Вы Бабу Ягу случайно не видели? Хорошо, а то она давно грозится меня в свою избушку на курьих ножках забрать, да заставить шаньги и курники печь. А знаете, что это такое? (Дети отвечают.) Да ватрушки с клюквой, черникой, а ещё с брусникой и морошкой. Знаете, что такое ватрушка? (Ответы детей.) А где растут ягоды? (Ответы детей.) А в Архангельских лесах они растут? (Ответы детей.) Предлагаю поиграть в игру «Тетёра шла» (северная народная игра).

Тетёра шла, моховая шла,

По за реченью, по за каменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А последнего детёныша оставила.

(Дети и взрослые проходят через «ворота», образованными двумя взрослыми, на последние слова руки опускают и ловят тех, кто оказался в кругу.)

(Появляется Баба Яга.)

Баба Яга:

- Ага! Попался голубчик! (Ловит домовёнка.) Вот теперь и у меня в доме будет счастье! Домовые в доме всегда к счастью!

Домовёнок (вырывается и кричит):

- Ой-ёй-ёй, не хочу к Бабе Яге, спасите, помогите!

Баба Яга:

- Кузенька, ты ж у меня будешь как сыр в масле кататься, что захочешь – всё для тебя сделаю!

Домовёнок:

- Отпусти меня, с детьми хочу остаться!

Баба Яга:

- Не могу я тебя, Кузенька, отпустить, да и дети без тебя обойдутся: вон посмотри, какие счастливые сидят, у них ведь мамы есть! Правда, ребята? (Дети говорят, что хотят играть с домовым.) Неужели, хотите, чтобы домовой с вами остался? (Да.) Ну, ладно, вот если все мои загадки отгадаете, тогда так и быть, оставлю вам Кузю.  Договорились? (Да.) Вот я, Баба Яга, очень люблю сказки, я ведь и сама из сказки. А вам они нравятся? (Да.) А стихи? (Тоже.) А знаете ли вы сказки и стихи северных писателей? (Да.) А ваши родители? (Да.) Вот сейчас и узнаем (делит детей и родителей на 2 команды, объясняет правила игры). Я буду давать задания каждой команде. Если команда выполняет задание правильно, то ей присуждается 1 балл, если ошибается, то этот балл достанется мне, Бабе Яге. Кузя, ты будешь помещать цифры на доску, чтобы все видели, кто и сколько заработал баллов.

Задания:

  1. Первый конкурс «Кто знает, пусть сам выбирает»

- Среди портретов знакомых писателей (их 10) найти портрет Н. Рубцова (1 команде), С. Писахова (2 команде) (подводятся итоги конкурса, выставляются баллы).

  1. Конкурс «знатоки»

- Я буду задавать вопросы командам по очереди.

Вопросы:

- Чем отличается стихотворение от сказки? (В стихах описываются в рифме реальные события.)

- О чём в своих стихах писал Н. Рубцов? (О природе.)

- Кто из северных писателей был ещё и художником? (С. Писахов.)

- Как зовут главного героя сказок Писахова? (Сеня Малина.)

- Какой писатель родился в Архангельске? (С. Писахов.)

- В какой реке выросло Апельсиновое дерево? (В Северной Двине.)

- Почему люди прозвали Перепелиху Перепелихой? (Она своим голосом перепиливала всё, что попадалось у неё на пути.)

- Почему Н. Рубцов в своих стихах описывал природу северного края? (Он родился на севере.)

- Где родился Н. Рубцов? (В Емецке.)

- Какие стихи Н. Рубцова вы знаете? («Не любо - не слушай», «Северно сияние», «Звездный дождь», «Морожены песни», «Своя радуга», «Баня в море», «Морожены волки», «Апельсин», «Собака Розка», «Перепелиха» и другие.)

- Назовите песни, которые сочинили композиторы на стихи Н. Рубцова («Букет», «Выпал снег», «Старый конь», «Веники», «Старинный дом», «Разбросала косы русые берёза», «В горнице» и другие).

- Что плели девки из мороженых песен? (Кружева.)

- Чем ловил Малина рыбу в сказке «Баня в море»? (Шайкой.)

- Назовите кличку собаки Сени Малины (Розка.)

(Подводится итог конкурса, выставляются баллы, Баба Яга и домовёнок удивляются знаниям детей и родителей, хвалят их.)

  1. «Необычное лото»

- Я буду читать отрывки из стихотворений Н. Рубцова, а вы будете подбирать подходящие под описание природы фотографии (с фотовыставки «Природа нашего края», подготовленной родителями) и рассказывать, почему вы выбрали именно эту фотографию. Дошкольники подходят к стендам и показывают фотографии, отвечают  сначала родителям; родители выбирают самые интересные ответы и эти дети отвечают Бабе Яге.

***

Вдруг вода загрохочет

У бортов кораблей,

Забурлит, заклокочет,

Как в кипящем котле.

(«Портовая ночь» Н. Рубцов.)

***

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

(«Берёзы» Н. Рубцов.)

***

Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котёнок

Всё скребётся о причал…

(«Весна на море» Н. Рубцов.)

***

Вспыхнул, сияя,

Солнечный веер,

Дышат нектаром цветы,

Влагой рассеянной

Озеро веет,

Полное чистой воды!

(«После грозы» Н. Рубцов.)

***

А вьюга по сумрачным рекам,

По дебрям гуляет кругом,

И весь запорошенный снегом,

Стоит у околицы дом…

(«Далёкое» Н. Рубцов.)

***

Слава тебе, поднебесный

Радостный, краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой.

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

(«Сентябрь» Н. Рубцов.)

***

Неподвижно стояли деревья

И ромашки белели во мгле…

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле.

(«Ферапонтово» Н. Рубцов.)

***

Ах, кто не любит первый снег

В замёрзших руслах тихих рек,

В полях, в селенья и в бору,

Слегка гудящем на ветру.

(«Первый снег» Н. Рубцов.)

***

Улетели листья с тополей –

Повторилась в мире неизбежность…

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят!

Не ругай ты шумные метели!

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?

(«Улетели листья» Н. Рубцов.)

***

Погружены в томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели!

Оцепенели маленькие ели,

И было небо тёмноё, без звёзд.

(«Русский огонёк» Н. Рубцов.)

Подводится итог конкурса, домовёнок предлагает детям и родителям поиграть в северную народную хороводную игру «Вася – утёночек».

  1. Конкурс «Сложи сказку»

Дошкольникам даются части картинок, они должны сложить целое из картинок, отгадать сказку, назвать автора (сказка «Апельсин» и «Перепелиха», автор С. Писахов).

  1. Конкурс «Театральный»

- О каких домашних животных написал стихи Н. Рубцов? (Коза, корова, лошадь, собака.)

Сейчас дети покажут сценку к стихотворению Н. Рубцова, а вы отгадайте название стихотворения.

Сценка «Коза» (для первой команды), сценка «Мальчик Вова» (для второй команды) (Пантомима).

  1. Конкурс «Сказочная копилка»

- Какие сказки написал С. Писахов. Кто больше назовёт?

  1. Конкурс «Видели – знаем!» (С перебежками.)

- Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма по сказке С. Писахова «Не любо – не слушай!». После просмотра вам надо будет назвать то, чего не бывает в наших краях. После просмотра построение команд, тот, кто правильно ответил – перебегает на другую сторону зала. Команде, которая даст больше правильных ответов присуждается на 1 балл больше.

Баба Яга:

- Молодцы, справились со всеми заданиями. И всё-то эти дети знают! И родители не отстают! Хотела им посложнее загадки загадать про Писахова, да про Рубцова, и стихи, думала, не знают, и сказки, а они вон какие башковитые! Придётся мне Кузеньку отпустить. А может, мне вас забрать с собой, детишечки, а то мне одной грустно, а с вами весело!

Домовёнок:

- Ну чего ты выдумываешь, дети и так встретятся с тобой на страницах книги «Домовёнок Кузя» писателя Татьяны Александровой.

Баба Яга:

- Ай да Кузя, здорово придумал! Ну, мне пора!

Домовёнок:

- Баба Яга, какая-то ты некультурная!

Баба Яга:

- Почему это я некультурная?

Домовёнок:

- Дети старались? (Да.) Родители старались? (Да.) А награда где?

Баба Яга:

- Какая такая награда?

Домовёнок:

- Эх, бабка, всему-то тебя учить надо. Смотри, чудеса тебе покажу!

Открывает сундучок и достаёт угощение. Вот чем угощать детей будем!

Баба Яга:

- Поняла, родимый. Постой, а я ведь тоже колдовать умею. Вот, смотри: чуфыр-р-р, чуфыр-р-р… (Достаёт призы для родителей.)

(Награжение и угощение.)

Домовёнок:

- Угощайтесь, а нам пора в сказку! До новых встреч на страничках книги «Домовёнок Кузя»!

 

Список литературы:

  1. Писахов С. Г. Сказки. Архангельск. Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977.
  2. http://bookz.ru/authors/aleksandrova-tat_ana/kuzka/1-kuzka.html
  3. http://rubtsov.id.ru/poetry/cont_poetry.htm.
  4. http://rupoem.ru/rubcov/all.aspx.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Развлечение «День отца»

Развлечение «День отца» Цель: сближение детей и родителей в совместном мероприятии. Задачи: Образовательные: Расширить представление детей о празднике «День отца»; Содействовать улучшению взаимоотношений между родителями...

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...

Читайте также

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…»

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…» Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...