Осенний праздник «Капустница»

(Подготовительная группа)

 

Действующие лица.

Дети подготовительной группы: Перепелиха, Сеня Малина, Медведь, Таня, Ваня, девочки одеты в красные сарафаны, мальчики в русские рубахи – косоворотки с поясами.

Оформление зала. Зал представлен в виде русской избы с печью, накрытым столом с самоваром, половиками, кухонной утварью, лавками.

Под русскую народную мелодию входят мальчик и девочка. Несут каравай, хлеб да соль. Обходят зал. Останавливаются.

Девочка: Нам начать досталась роль!

Мальчик: Мы принесли вам хлеб да соль!

Низко кланяются, ставят поднос на стол. С двух сторон стают дети.

1 ребёнок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

2 ребёнок: При лучинке мы сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3 ребёнок: Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и ныне мы общались

Без общенья жизни нет.

4 ребёнок: А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом эти посиделки

Были праздником души.

5 ребёнок: Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

1 ребёнок: Отдых – это не безделки-

Время игр и новостей.

2 ребёнок: Начинаем посиделки!

Все: Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Кланяются и убегают.

Под русскую плясовую мелодию на середину зала входят дети: Таня и Ваня.

Ваня: Полна горница гостей,

Стало в горнице светлей!

Приходите к нам на пир,

Приглашаем целый мир!

Таня: Веселись, душа, играй,

Вовсе зла не поминай!

Приходите кто с добром

Мы всегда вас в гости ждем!

Ваня: Ой, вы, девицы – красавицы,

Душеньки – подруженьки,

Проходите, гости милые,

В нашу горницу во светлую.

Девочки, входят в зал под девичий хоровод «Ой, на дворе дождь».

Таня: Разойдись, честной народ!

Не пыли дорожка.

Добры молодца идут

Отдохнуть немножко!

Входят мальчики с хороводной песней «Как задумал да пошел».

Обходят зал и встают перед воротами, образованными Ваней и Таней из двух полотенец.

Сценка.

Мальчик топает три раза.

Ваня: Кто там?

Мальчик: Петр Петрович, Ёрш Ершович!

Ваня: Зачем пришел?

Мальчик: Попеть, поплясать, красных девок повидать!

Ваня: Сколько дашь?

Мальчик: Грош!

Ваня: Этот парень нехорош!

Мальчики ещё раз обходят круг и опять останавливаются перед воротами. Мальчик снова топает три раза.

Ваня: Кто там?

Мальчик: Петр Петрович, Ёрш Ершович!

Ваня: Зачем пришел?

Мальчик: Попеть, поплясать, красных девок повидать!

Ваня: Сколько дашь?

Мальчик: Сто рублей!

Ваня: Заходи поскорей!

Мальчики проходят в горницу и садятся рядом с девочками.

Ваня: Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай с подлей, срубили и капусту. И начались на Руси веселые вечеринки в честь капусты – «капустницы». Сегодня и у нас «капустница».

Таня: Ой, вы гости дорогие

Девки красные и парни удалые

Приходите пособить,

Да капусту порубить

Не толпитесь на крылечке

Проходите ближе к печке.

Я примусь за капусту, а вы нас стихами да песнями порадуйте.

Таня «рубит капусту».

1 ребёнок: Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки – невидимки,

Облетая с каждого куста.

2 ребёнок: Осень ходит по дорогам лета,

Все притихло, отдыхать легко.

Только в небе, празднично от света –

Небо все созвездием зажгло!

3 ребёнок: С золотыми листиками схожи,

Звезды с неба сыплются, летят.

Будто в темном, звездном небе тоже

Наступил осенний листопад.

4 ребёнок: Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник и разделись клены,

И сменил наряд свой даже дуб зеленый.

5 ребенок: Не жалейте же вы лето:

Роща золотом одета,

Листья дружный хоровод,

Ветер кружит и несёт.

Песня «Осень» (Муз. А.Арутюнова, сл. В.Семернина.)

(С использованием музыкальных инструментов: треугольники, колокольчики.)

После песни Ваня и Таня встают.

Ваня: Таня, нам матушка велела для гостей овощей да фруктов намыть, начистить. Давай за работу приниматься.

Ваня бежит с двумя корзинами с осенними дарами к Тане, спотыкается, рассыпает все по полу, просит помочь собрать.

Игра «Чья команда скорее рассортирует овощи и фрукты». Команда девочек и команда мальчиков.

Таня: Давайте теперь капусту величать,

В игру капустную играть

Песня хороводная «Ты, капуста»

Раздается крик за дверью.

Таня: Ой, матушка идет!

Ваня: Ребята, вы не пугайтесь. Это у нашей матушки голос такой сильный, что страсть! Она в лесу медведя испугалась, так кричала, что все деревья и кусты перепилены пали. Теперь её Перепелиха зовут.

Перепелиха подходит, ругается.

Перепелиха: Ой, что за дети у меня! Мать из лесу корзину добра принесла, а встретить некому.

Ваня: Давай, маменька, корзину!

Таня: Маменька, расскажи нам, что ты в лесу видала?

Таня и Ваня садятся.

Перепелиха: Что видала, расскажу и покажу.

1 ребёнок: В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

2 ребёнок: Сколько алых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке!

3 ребёнок: И среди брусники,

На зеленой кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке.

4 ребёнок: И листок с березы

Золотистой пчелкой

Вьется и летает

Над колючей елкой.

5 ребёнок: А под ёлкой грузди

Замостили мостик.

До свидания, ёлка!

Приезжай к нам в гости!

Перепелиха: Встала вместе с солнышком

К лесу час ходьбы,

Там в тропе под листьями

Ждут меня грибы.

А какие – отгадайте!

1 ребёнок: Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту.

Зовусь я… (подосиновик).

2 ребёнок: Растут на опушке рыжие подружки,

А зовут их… (волнушки)

3 ребёнок: Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый… (мухомор)

4 ребёнок: Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как волнушки на носу. (опята)

Перепелиха: Нынче я ходила в лес,

Сколько было там чудес:

Сосны золотые,

Горочки крутые,

Ягодки, как звездочки,

И грибные мордочки!

Повстречала я ежей

Возле двух замшелых пней.

А игру в горелки

Показали белки.

Народная игра «Гори, гори ясно»

После игры встают Ваня, Таня, Перепелиха.

Перепелиха: А вот и едет муженек мой, Сеня Малина.

Сеня: Здравствуй, жона!

Перепелиха: Здравствуй, Сеня

Ваня, Таня: Тятенька, здравствуй!

Сеня: Здравствуйте, гости! А я – то, ребята, с ярмарки возвращаюсь.

Тары – бары, тары – бары.

Поглядите на товары.

Я на ярмарку ходил –

Всем подарков накупил.

Держи, жона, скалку.

(достает Перепелихе скалку)

Скалка – рубля не жалко.

Станешь печь пироги

Скажешь скалке: помоги!

Держи, Ванюшка, плошку,

(достает плошку и ложку)

В плошку лей окрошку,

Бери ложку, ешь понемножку.

А моей Танюшке –

Рябиновые бусы,

Да красненький платочек

(подает Тане бусы и платочек)

Спляши для нас, дружочек!

Таня: Девочки, платочки взяли,

Как рябинки они стали.

Русский народный танец «Рябинки» (под песню «Родные места» Наталья Карпова)

Раздается рев.

Перепелиха: Ой! Кто это?

Сеня: А это медведь, которого ты визгом оглушила. Миша иди к нам!

Входит медведь.

Сеня: Михаил Иванович, закрыл ли ты двери на ночь?

Медведь отрицательно мотает головой.

Сеня: Почему не закрываешь,

Аль кого-то ожидаешь?

Медведь кивает головой – да!

Сеня: Может, ждешь молодца

Чтоб намял тебе бока?

Медведь ложиться на пол на спину и дергает в воздухе всеми лапами.

Сеня: А! Боишься?

Может, ждешь ребят,

Чтобы начали визжать?

Медведь садится на пол, зажимая лапами уши, раскачивается.

Сеня: Может, ждешь старуху,

Чтоб набила тебе брюхо?

Мишка сидя поглаживает себе живот.

Сеня: А вот как девки придут –

Тебе спать не дадут.

Девочки поют «Частушки»

Девочки: Мишка! Спляши!

Мишка пляшет с бубном. В конце танца обходит зал. Ему кладут в бубен конфеты.

Сеня: А за угощенье ты всем гостям скажи спасибо!

Мишка кланяется, принюхивается и идет к печке, порыкивая.

Ваня: Ну и мишка! Пироги унюхал!

Перепелиха: Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освяти,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Перпелиха достаёт пироги.

Перепелиха: Вот спасибо Вам, люди добрые, за то, что вы Осень любите и почитаете, ждёте и прославляете! Ведь по старой русской традиции матушку Осенину так и нужно провожать: величальными хороводами, играми да плясками.

Сеня Малина: Хорошо мы посидели, посидели хорошо!

А пока что «До свиданья», приходите к нам ещё!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Читайте также

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...