Развлечение
«Хозяин дома - Домовой» 

Цель: познакомить людей с верой наших предков в Домового, Кикимору; рассказать им о празднике Домового - 31 декабря (под Новый год), о том, как его отмечали раньше; способствовать развитию интереса и желанию самим устроить такой праздник дома; закрепить знание новогодних песен, дразнилок, скороговорок, потешек; создать у детей радостное, доброе настроение.

Материал.

Проигрыватель, пластинка с народными песнями, длинная веревка с привязанными на нее разными предметами, яблоки на нитках, кубики (20 шт.), мешки (2 шт.),

Персонажи:

1. Домовой.

2. Кикимора.

3. Дети, ведущая (хозяйка) в костюмах.

 

Зал оформлен под деревенскую избу, в центре елка.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, мы рады тому, кто в нашем дому. Поздравляю вас с Новым годом! Здоровья, счастья вам на долгие годы!

А где же мои деточки?

Звучит веселая народная музыка. Заходят дети.

Проходите, мои дорогие, мои цветочки. Где цветок, там и медок. Усаживайтесь по удобнее, дайте мне на вас полюбоваться. Вот и собрались мы все вместе. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Я очень рада, что вы все пришли на праздник. А чей это праздник, вы знаете? Как его еще зовут? (Дедушко, хозяин.)

Каждый год, под Новый год, у Домового праздник. Наши предки считали главным хозяином дома - Домового.

Домовой - дух рода. Считалось, что в этот праздник Домовой 8 раз вылезает из своей норки, и хозяйка, которая живет в этом доме, должна 8 раз переодеться. Этим самым она, наверное, хочет показать, как хорошо относится к домовому, хочет доставить ему радость, удовольствие. На стол она ставит все угощения, какие есть в доме. Если домового хорошо накормить, то весь будущий год он будет помогать хозяйке.

Еще этот вечер называли и называют «щедрый вечер», потому что готовятся самые разные вкусные-превкусные вещи. Хозяйки наготавливают различной снеди, чтобы можно было угостить всех приходящих соседей и знакомых. Щедрый стол - обеспечение хозяину круглогодового достатка. Но если хозяйка не поставила на стол какое-то угощение, которое есть в доме, то дедушка Домовой все равно узнает, и тогда накажет ее - он будет проказничать.

Предки считали, что Домовой живет за печкой, и чтобы он был добрым к хозяевам, они ставили ему туда блюдце с молоком, чтобы он смог полакомиться.

У домового есть подружка, зовут ее Кикимора, которая пакостит «по мелочи»: путает пряжу, все разбрасывает, а больше всего любит пугать маленьких детей.

Вот мы здесь говорим-говорим про Домового, а где же он сам? Его праздник, а его нет. Это он опять спрятался. Давайте споем ему песню «Каравай».

Дети встают в круг и поют, на последние слова «... вот такой ширины» вбегает Домовой.

Домовой. Ой, я услышал песню и давай быстрей бежать сюда, а то вдруг без меня все съедят. Ну что же я забыл? Ах, беда-беда, огорчение. А-а-а вначале надо поздороваться.

Домовой . Здравствуйте, ребятишки: девочки и мальчики. Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуй, хозяюшка.

Все с ним здороваются.

А что это вы такие нарядные да красивые? Почему здесь собрались?

Дети. Праздник потому что.

Домовой. Какой, чей?

Дети. Да твой же!

Домовой. Ой, опять забыл. Ах, беда-беда, огорчение! если праздник, то давайте все танцевать.

Звучит народная песня «Барыня», все танцуют.

Хозяйка. Дедушко Домовой, наши дети приготовили тебе подарки. Мы долго думали, что же тебе подарить, и придумали.

Чтение потешек, скороговорок, дразнилок.

Домовой. Ах, так вы дразниться надумали!.. А вот и я вас подразню.

Федя-медя-требуха

Съел печеного быка,

Съел три короба блинов,

Три лукошка пирогов,

Две кадушки щей,

Полну печь калачей.

Дразнилку говорит быстро и прячется за елку, что-то делает там.

Хозяйка , это почему же дедушко убежал, обиделся что ль? Как вы думаете?

В это время появляется (под музыку) Кикимора и тащит за собой веревку, на которой привязаны разные вещи (коробки, бумага, туфли и т.д.).

Кикимора. Конечно, обидели моего дружка, он не будет с вами дружить! У него только одна хорошая подружка - это я, Кикимора!

Обращается к Домовому.

Правда, Домовой? Пойдем со мной, дружочек, ну их всех.

Домовой. Не пойду.

Кикимора . Пойдем, пойдем.

Хозяйка . Мы не отдадим тебе Домового, он здесь живет, а хозяин дедушко не может покинуть свой дом.

Дом без хозяина - сирота, и хозяин без дома - тоже сирота.

Дети стают в круг перед елкой, а Кикимора ловит Домового (типа игры «Кошки-мышки») Затем кикимора ловит детей и не может их поймать.

Кикимора. Ну и ладно, подумаешь и не нужен он мне, и вы мне не нужны, ушла я (а сама во время разговора бросает бумажки от конфет).

Уходит.

Домовой. Вот, ушла, а сколько мусора после себя оставила. Полы не помела, вещи не убрала, надо самому порядок наводить. Ах беда-беда, огорчение!

Поднимает бумажки, берется за конец веревки, веревка «тащит» его к выходу. Домовой скрывается за дверью

Хозяйка . Что же нам делать, как спасти нашего хозяина?

Выслушивают ответы детей.

Хозяйка . Может быть, Кикимора похитила Домового потому, что мы не пригласили ее на праздник? Так давайте ее пригласим.

Дети . Кикимора! Кикимора!

Появляется Кикимора.

Кикимора. Я все слышала, о чем вы говорите, хорошо, верну я вам Домового, но только вы отгадаете три мои загадки. Отгадаете, будет ваш, не отгадаете — будет мой.

Загадка 1.

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплой весной придут ветра И меня прогонит со двора. (Зима.)

Загадка 2.

Летит без крыльев и поет,

Одним проходу не дает,

А других он подгоняет. (Ветер.)

Загадка 3.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежка.)

Кикимора. Эх, все отгадали, так и быть, придется вернуть вам Домового, пойду за ним.

Звучит музыка, в зал заходит Кикимора и ведет за руку Домового.

Хозяйка . Спасибо тебе. Кикимора, что вернула нам Домового. Оставайся и ты с нами.

«Танец Иванов» (танцуют мальчики).

Сейчас будем играть.

1 игра: откуси яблоко, не держа его руками.

2 игра: кто быстрее и выше построит башенку из кубиков.

3 игра: бег в мешках (вокруг елки).

Кикимора и Домовой завершают бег в мешках.

После игр Домовой подходит к елке.

Домовой. Как я люблю нарядную елку, особенно когда вы поете около нее. А для меня вы споете?

Дети встают вокруг елки и поют песню: «Елочка, елочка, зеленая иголочка».

Хозяйка. А сейчас милости прошу всех в группу, где и детей, и Домового с Кикиморой ждет сюрприз.

Дети под музыку выходят из зала, идут в группу, где их ждут накрытые кчаю столы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...

Читайте также

Проект «7 апреля – День здоровья»

Проект «7 апреля – День здоровья»

«Осеннее путешествие». Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы

«Осеннее путешествие»Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы Цель: Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной...

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...