Осенние посиделки в подготовительной группе
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- прививать любовь и уважение к русским народным обычаям;
- продолжать знакомить с фольклором;
- закреплять знания о живой природе и сезонных явлениях осенью;
- создавать у детей и взрослых радостное настроение, желание активно участвовать в совместной деятельности;
Оформление зала:
Зал оформлен в русском стиле, предметами народного быта. Прялка, веретенце, печка, покрытая лоскутным одеялом. Посередине стоит стол с самоваром и бубликами, чашками. Вдоль стен разместились скамейки, накрытые вышитыми дорожками. На центральной стене висит самотканый ковер, салфетки. Плетеные корзинки украшают избу. Старинный сундук с нарядами, утюг с углями, патефон, полки с домашней утварью подчеркивают самобытность и переносят участников посиделок во времена наших предков.
Ведущая. «Весна красна цветами, а осень снопами» - так гласит пословица.
Наш праздник посвящен осени.
Выходят две девочки с хлебом и солью.
1 девочка: Нам начинать досталась роль.
2. девочка: Мы принесли вам хлеб да соль.
Ведущая. В старину говорили: «Хлеб всему голова».
По старому обычаю наш праздник начинается с хлеба с солью.
Пусть он всегда будет на нашем столе.
Красив и румянен, хлеб, рожденный русской землей.
1. девочка:
Вот он пышный, загорелый.
Со щепоткой соли белой.
На расшитом рушнике.
На моей лежит руке.
Пахнет солнышком он красным.
И наполнен светом ясным
Пахнет полем, колосками,
Пахнет добрыми руками.
(Отдает гостям хлеб-соль, ставит на стол.)
Ведущая. Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?
- Худ обед – коли хлеба нет.
- Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
- Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
- На чужой Каравай рот не разевай.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Нет хлеб так нет обеда.
(Поют песню о хлебе.)
Ведущая. Чтобы получить вкусный, душистый каравай надо хорошо потрудиться. (Беседа с детьми с показом слайдов.)
Раньше хлеб убирали в ручную. Жали серпом. Вязали снопы и складывали. Молотили цепами, а затем мололи на мельнице. Вот какой путь проходил хлеб, прежде чем он попадает на стол.
Хлеб нужен каждому из нас. Каждый день. Без хлеба не прожить. Вот почему надо относиться к хлебу бережно. В старые времена был такой обычай в русских людей: Закончили полевые работы, А хлеб в закрома засыпали. Устраивали посиделки.
1. Ребенок.
На завалинке в светелке
Иль на бревнышках, каких.
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2. Ребенок 2.
При лучине мы сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
3. Ребенок.
Добрым чаем угощались.
С медом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались
Без общенья жизни нет.
4. Ребенок.
Наш досуг порою мелок.
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
5. Ребенок.
Если вы в своей тарелке
И пришли к нам не на час.
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
Ведущая. Как говорилось в пословице «От скуки бери дело в руки»
Вот и проводили вечера девицы и парни за рукоделием.
Кто из глины посуду лепили.
Другие из дерева ложки, плошки вытачивали.
Кто узоры вышивал.
Кто за прялкой сидел
(Выходит пряха, садится прясть и поет песню «В маленькой светелке».)
Ведущая. Пряха, а расскажи чем ты занимаешься?
Пряха. Я беру шерсть. Чешу на гребне. Делаю кудельку, а из кудельки вытягиваю ниточку и сматываю её в клубочек. (Показывает.)
Ведущая. А наши девочки тоже умеют прясть.
(Танцуют «Дуня - тонкопряха».)
Ведущая. А еще на посиделках пели частушки.
(Поют частушки о рукоделии.)
1. Мы московские ребята
Интересно мы живем.
Про народные ремесла
Вам частушки пропоем.
2. Дайте мне, дайте мне,
Дайте веретенце.
Стану прясть припрядывать,
На других – поглядывать.
3. Шила милому кисет.
Вышла рукавица.
Посмотри мой дорогой
Какая мастерица
4. Не стругает мой рубанок.
Не пилит моя пила.
Ко мне милка не заходит,
И работа не мила.
5. Шила, шила сарафан
Уколола пальчики.
А надела сарафан.
За мной гурьбою мальчики.
6. Мы не все частушки спели
Много знаем их втроем
Ведущая.
А теперь попросим девочек сюда.
Дам им в руки эти три клубка.
Пусть красавицы порадуют народ.
Кто с работой управится вперед.
(Игра «Три клубка».)
Ведущая. А наши посиделки посвящены осени и сейчас мы с вами споем песню об осени. Не найти лучшего художника чем красавица осень.
(Песня «Осень».)
Ведущая. В народе её называют – золотой, пестрой, а ещё осень называют щедрой. Почему? (Ответы детей.)
Осенью убирают урожай фруктов и овощей, хлеба. А когда был собран богатый урожай. Наступало время веселой ярмарки. На которую съезжались люди с разных деревень. Везли на ярмарку, что вырастили в поле, на огороде и сделали на посиделках.
Ребёнок:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
Ведущая. Вот и мы с веселой песней отправимся на ярмарку.
(Песня «Ехали на ярмарку».)
Ведущая. Наша ярмарка большая и чего здесь только нет.
Расписная посуда, ткани яркие, хохломская посуда,
Веселые гармошки, забавные матрешки,
Пирамидки яркие, расписные самовары.
Хорошо интересно на ярмарке.
Ребёнок: А на ярмарке народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается.
Ведущая. А вот и главные герои ярмарки. Явились, не запылились. Пришли народ потешить, повеселить.
(Появляется Петрушка в вертепе и Скоморох.)
Инсценировка «Где ты был Петрушка» - секрет – маленькая каруселька.
Ребёнок:
А на ярмарке качели
Расписные карусели,
Вы веселье поддержите,
И скорей сюда спешите.
(Звучит музыка р.н. п. «Коробейники», игра Карусель».)
Ведущая. А еще на ярмарке любили девчата и парни поиграть в разные игры. Повеселиться да свою удаль показать.
Игра: «Золотые ворота»
Ведущая. А теперь сядем рядком, да споем с гостями ладком. И вас гости приглашаю спеть с нами.
(Песня «Во поле береза стояла».)
Ведущая. А сейчас девчата и парни выходите на «Барыню». (Танец «Барыня».)
Ведущая. Вот на ярмарке побывали и повеселились от души, но праздник на этом наш не заканчивается. Порадовала нас осень. И урожаем богатым, и красотой своей.
А как красивы осенью наши русские березки.
Реб.
Наша русская сторонка
Всем на диво хороша.
И красавица березка
В песнях славится она.
(Песня «Березонька».)
Ведущая. Красоту нашей березки воспевают поэты.
(Стихотворение о березе…С Есенина ………………)
Ребёнок:
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись и вот –
Закружился хоровод!
(Хоровод в исполнении девочек.)
Ребёнок:
Осень. Холоднее стало вокруг.
Птицы улетают от нас на юг
Грустно видеть в дали.
Как улетают от нас журавли.
(Песня «Журавушка».)
Ведущая: Вот и закончился наш праздник.
(Выбегает Скоморох.)
Скоморох. Подождите, подождите. А как же с ярмарки и без подарков?
(Выносит детям подарки.)
Читайте также |
---|
Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»
Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...
Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний…
Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний сюрприз» Участники: дети, ведущие, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: светящиеся палочки-звёзды (по количеству детей)...