Тренинг общения «Познай себя»

 

Цели тренинга:

- правильно общаться друг с другом;

- наладить обратную связь;

- развивать чувство от­крытости и доверия;

- проявлять уважение к индивидуальности других;

- не разглашать конфи­денциальные факты и ин­формацию интимного харак­тера.

План тренинга

  1. Представление ведущего тренинг.
  2. Организационные во­просы.
  3. Главные правила.
  4. Включение участников в работу.
  5. Основная часть.
  6. Рефлексия.

Каждый участник пишет на бейдже имя, которым он хотел, чтобы его называли участники группы.На первом занятии после представления ведущего и принятия правил работы следует обязательно следить за их выполнением. При необхо­димости правила комментиру­ются и разъясняются.Правила раздаются каждо­му участнику группы.

Памятка участнику тре­нинга

  • Не ставьте себя выше или ниже других.
  • Ищите и поддерживай­те в себе только хорошее.
  • Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
  • Слушайте очень внимательно задания.
  • Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
  • Активно участвуйте по всех упражнениях, ситуаци­ях, играх.
  • Не исправляйте и не судите говорящего.
  • Будьте изобретательны и используйте творческим подход.
  • Учитесь доверять вашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
  • Будьте терпеливы и на­стойчивы.
  • Признавайте свои ошиб­ки и старайтесь исправлять их.
  • Не высмеивайте и не уни­жайте других и себя.

 

Упражнение «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагатель­ное должно начинаться с той же буквы, что и имя участни­ка. Первый участник назы­вает свое имя в сочетании с именем прилагательным (на­пример, веселая Валентина, ласковая Лариса). Второй сначала называет первого участника, затем свое имя в сочетании с именем прилага­тельным.

Третий называет первых двух, затем называет себя, и так до последнего уча­стника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Выполняя это упражнение, участники сразу запоминают друг друга. Кроме того, каж­дый участник, называя себя по­зитивно, характеризуя свои по­ложительные качества, попада­ет в атмосферу положительных эмоций и создаст ее сам.

Упражнение «Какие каче­ства привлекают меня в дру­зьях?» (мозговая атака)

Смысл упражнения заклю­чается в том, чтобы назвать ка­чества по первому порыву.Каждый участник называ­ет качества, которые привле­кают его в друзьях (есте­ственно, позитивные каче­ства). На плакате или доске помощники ведущего запи­сывают все качества по по­рядку их называния.Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, вни­мательный, доброжелательный. порядочный, терпеливый, от­зывчивый, естественный, при­знающий свои ошибки, гото­вый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчи­вый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоро­вый, интеллектуальный, игри­вый, обаятельный и т.д.Когда список составлен, все участнику выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким обра­зом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наиболь­шее число предпочтений, счита­ется более уважаемым, предпо­читаемым группой, остальные располагаются по мере убыва­ния. Каждый член группы мо­жет сравнить свой выбор с об­щегрупповыми предпочтения­ми и, осмыслив ситуацию, кор­ректировать собственное пове­дение в группе.Выполнение этого упраж­нения способствует дальней­шему формированию тепло­го эмоционального климата в группе, выявлению группо­вых предпочтений качеств личности.

Упражнение «Позитивное представление»

Это упражнение логично связано с предыдущими, так как в нем используется их ма­териал. Участники разбива­ются на пары. Можно исполь­зовать следующий прием, что­бы выбор был максимально произвольным: участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написа­но одно из слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Ку­пидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В те­чение 5 мин каждый участник может рассказать своему партнеру о том, какой он заме­чательный, какими прекрасными качествами обладает, по­хвалиться своими успехами в разных областях жизни. Это не столько беседа, сколько ак­тивное слушание. Прослушав очень внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосре­доточенность. Если он что-то упускает или рассказывает недостаточно точно, его можно поправить. После этого насту­пает очередь второго участни­ка.

Далее возможны два вари­анта: объединение двух со­седних пар для дальнейшего представления по очереди своих партнеров другим уча­стникам или представления партнеров по кругу всем участникам тренинга,Человек нередко избегает говорить о себе хорошо (ме­шают стыд, скромность). В ре­альной жизни он часто слы­шит и говорит о себе что-то негативное. Возникает своего рода эмоциональный дисба­ланс.

Упражнение «Позитив­ное представление» помогает хотя бы частично устранить его. Человек, впервые сказав о себе что-то хорошее, может ощутить новые чувства, заро­дившиеся в нем. Эти позитив­ные чувства помогут ему из­менить свою жизнь в лучшую сторону, поверить в себя, поддержать себя и окружающих.

Информация для обсужде­ния (демонстрационный ма­териал)

Похвала — самое дей­ственное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку тре­буются признание, любовь, поддержка и постоянно но­вые стимулы.

Каждый человек незави­симо от уровня умственных способностей вырастает в собственных глазах, когда его хвалят.

Похвала — самое дей­ственное средство для людей.

Похвала — положитель­ная сила, которая множится сама по себе.

Жажду признания и ува­жения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ниче­го более скверного, чем лице­мерие.

Упражнение «Работа по подгруппам»

Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем», участники тренинга разбиваются тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 мин. Общее время упражнения зависит от числа троек. Один участник тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рас­сказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участни­ка» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки — руки сидяще­го на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом пер­вого и руками третьего участника, является доказательством успеш­ности упражнения. Добиться это­го можно при умении синхрон­но работать с партнерами и с театральной яркостью пользо­ваться невербальными средства­ми выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

Вторая подгруппа выполняет упражнение придумать рифму к незаконченному предложению.

Шла корова по Луне…

Сварен суп из топора…

Оторвали хвост собаке…

Килька плавала в томате…

Стрекоза на шляпу села…

Мы спросили попугая…

Рефлексия по поводу выпол­ненного задания: вид воображе­ния, способы взаимодействия, приемы создания образов, воз­можное использование аналогич­ного задания в работе с детьми.

Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление». Уча­стникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посред­ством мимики и пантомимики известные репродукции русских художников. Внимание акценти­руется на том, что используемые средства выразительности дол­жны быть настолько убедитель­ны, чтобы другие узнали данные произведения.

Рефлексия: обсуждение ис­пользуемых средств и способов создания образов.

Четвертая подгруппа выполняет упражнение «Аббревиатура»

Ведущий предлагает участникам подгруппы прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.

Пятая подгруппа. Задание "Снимаем фильм" (4-5 мин).

Команде предлагается "снять и показать" короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).

Рефлексия: данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Зарядка позитивного мыш­ления «Именно сегодня» (по В.В. Ткачевой)

Каждое утро проговари­вайте этот текст. Стимули­руйте к действию. Говорите себе ободряющие слова. Ду­майте о мужестве и счастье, силе и покое. Успехов вам!

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внут­ри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я вклю­чусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться при­способить ее к своим желани­ям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и об­стоятельства моей жизни таки­ми, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
  3. Именно сегодня я позабо­чусь о своем здоровье. Я сде­лаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вред­ных для здоровья привычек и мыслей.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему раз­витию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продол­жу свое нравственное самосо­вершенствование. Я буду полезной и нужной сво­ему ребенку, семье, себе самой.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
  7. Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшне­го дня. Я не буду стремиться

решить сразу все проблемы.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта про­грамма избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу ее точно выполнить.

  1. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
  2. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и ве­рить, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если вы хотите вырабо­тать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следу­ющие правила:

  • думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувству­ете себя жизнерадостной;
  • никогда не думайте о тех людях, которые вам неприят­ны. Не вспоминайте собы­тия, которые вам неприятны;
  • единственный способ обрес­ти счастье — не ждать благо­дарности, а творить добро ради собственной радости;
  • не подражайте другим. Найдите себя и будьте са­мими собой.

Упражнение. «Рефлексия по итогам занятия»

В группе обсуж­даются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятия "вынес" для себя каждый участник тренин­га?», «Было ли в ходе тренин­га, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрыл­ся ли на занятиях ваш творчес­кий потенциал, в какой степе­ни? Если нет, то что этому по­мешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту»

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту» Ведущая: Внимание, внимание! Авиакомпания Детский сад – аэро объявляет посадку пассажиров на рейс № 2022 -...

Читайте также

Театрализованная игра «Курочка»

Театрализованная игра «Курочка» Аннотация: Игра развивает связную речь, учит драматизации, обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, формирует коммуникативные качества...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...