Тренинг общения «Познай себя»
Цели тренинга:
- правильно общаться друг с другом;
- наладить обратную связь;
- развивать чувство открытости и доверия;
- проявлять уважение к индивидуальности других;
- не разглашать конфиденциальные факты и информацию интимного характера.
План тренинга
- Представление ведущего тренинг.
- Организационные вопросы.
- Главные правила.
- Включение участников в работу.
- Основная часть.
- Рефлексия.
Каждый участник пишет на бейдже имя, которым он хотел, чтобы его называли участники группы.На первом занятии после представления ведущего и принятия правил работы следует обязательно следить за их выполнением. При необходимости правила комментируются и разъясняются.Правила раздаются каждому участнику группы.
Памятка участнику тренинга
- Не ставьте себя выше или ниже других.
- Ищите и поддерживайте в себе только хорошее.
- Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
- Слушайте очень внимательно задания.
- Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
- Активно участвуйте по всех упражнениях, ситуациях, играх.
- Не исправляйте и не судите говорящего.
- Будьте изобретательны и используйте творческим подход.
- Учитесь доверять вашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
- Будьте терпеливы и настойчивы.
- Признавайте свои ошибки и старайтесь исправлять их.
- Не высмеивайте и не унижайте других и себя.
Упражнение «Имена прилагательные»
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Второй сначала называет первого участника, затем свое имя в сочетании с именем прилагательным.
Третий называет первых двух, затем называет себя, и так до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Выполняя это упражнение, участники сразу запоминают друг друга. Кроме того, каждый участник, называя себя позитивно, характеризуя свои положительные качества, попадает в атмосферу положительных эмоций и создаст ее сам.
Упражнение «Какие качества привлекают меня в друзьях?» (мозговая атака)
Смысл упражнения заключается в том, чтобы назвать качества по первому порыву.Каждый участник называет качества, которые привлекают его в друзьях (естественно, позитивные качества). На плакате или доске помощники ведущего записывают все качества по порядку их называния.Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный. порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т.д.Когда список составлен, все участнику выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким образом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наибольшее число предпочтений, считается более уважаемым, предпочитаемым группой, остальные располагаются по мере убывания. Каждый член группы может сравнить свой выбор с общегрупповыми предпочтениями и, осмыслив ситуацию, корректировать собственное поведение в группе.Выполнение этого упражнения способствует дальнейшему формированию теплого эмоционального климата в группе, выявлению групповых предпочтений качеств личности.
Упражнение «Позитивное представление»
Это упражнение логично связано с предыдущими, так как в нем используется их материал. Участники разбиваются на пары. Можно использовать следующий прием, чтобы выбор был максимально произвольным: участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написано одно из слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Купидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В течение 5 мин каждый участник может рассказать своему партнеру о том, какой он замечательный, какими прекрасными качествами обладает, похвалиться своими успехами в разных областях жизни. Это не столько беседа, сколько активное слушание. Прослушав очень внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосредоточенность. Если он что-то упускает или рассказывает недостаточно точно, его можно поправить. После этого наступает очередь второго участника.
Далее возможны два варианта: объединение двух соседних пар для дальнейшего представления по очереди своих партнеров другим участникам или представления партнеров по кругу всем участникам тренинга,Человек нередко избегает говорить о себе хорошо (мешают стыд, скромность). В реальной жизни он часто слышит и говорит о себе что-то негативное. Возникает своего рода эмоциональный дисбаланс.
Упражнение «Позитивное представление» помогает хотя бы частично устранить его. Человек, впервые сказав о себе что-то хорошее, может ощутить новые чувства, зародившиеся в нем. Эти позитивные чувства помогут ему изменить свою жизнь в лучшую сторону, поверить в себя, поддержать себя и окружающих.
Информация для обсуждения (демонстрационный материал)
Похвала — самое действенное средство, которым вы располагаете.
Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
Каждому человеку требуются признание, любовь, поддержка и постоянно новые стимулы.
Каждый человек независимо от уровня умственных способностей вырастает в собственных глазах, когда его хвалят.
Похвала — самое действенное средство для людей.
Похвала — положительная сила, которая множится сама по себе.
Жажду признания и уважения можно удовлетворить только похвалой.
Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.
Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.
Упражнение «Работа по подгруппам»
Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем», участники тренинга разбиваются тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 мин. Общее время упражнения зависит от числа троек. Один участник тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рассказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участника» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки — руки сидящего на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом первого и руками третьего участника, является доказательством успешности упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).
Вторая подгруппа выполняет упражнение придумать рифму к незаконченному предложению.
Шла корова по Луне…
Сварен суп из топора…
Оторвали хвост собаке…
Килька плавала в томате…
Стрекоза на шляпу села…
Мы спросили попугая…
Рефлексия по поводу выполненного задания: вид воображения, способы взаимодействия, приемы создания образов, возможное использование аналогичного задания в работе с детьми.
Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление». Участникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посредством мимики и пантомимики известные репродукции русских художников. Внимание акцентируется на том, что используемые средства выразительности должны быть настолько убедительны, чтобы другие узнали данные произведения.
Рефлексия: обсуждение используемых средств и способов создания образов.
Четвертая подгруппа выполняет упражнение «Аббревиатура»
Ведущий предлагает участникам подгруппы прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
Пятая подгруппа. Задание "Снимаем фильм" (4-5 мин).
Команде предлагается "снять и показать" короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).
Рефлексия: данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня» (по В.В. Ткачевой)
Каждое утро проговаривайте этот текст. Стимулируйте к действию. Говорите себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, силе и покое. Успехов вам!
- Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
- Именно сегодня я включусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
- Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
- Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
- Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
- Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
- Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшнего дня. Я не буду стремиться
решить сразу все проблемы.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу ее точно выполнить.
- Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
- Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить, что те, кого люблю, любят и верят мне.
Если вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:
- думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувствуете себя жизнерадостной;
- никогда не думайте о тех людях, которые вам неприятны. Не вспоминайте события, которые вам неприятны;
- единственный способ обрести счастье — не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости;
- не подражайте другим. Найдите себя и будьте самими собой.
Упражнение. «Рефлексия по итогам занятия»
В группе обсуждаются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятия "вынес" для себя каждый участник тренинга?», «Было ли в ходе тренинга, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрылся ли на занятиях ваш творческий потенциал, в какой степени? Если нет, то что этому помешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».
Читайте также |
---|
Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц
Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...
Показатели умственного развития дошкольника
Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...
Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту»
Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту» Ведущая: Внимание, внимание! Авиакомпания Детский сад – аэро объявляет посадку пассажиров на рейс № 2022 -...