Конспект развлечения «Волжские просторы»

(старшая группа)

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о том, что в Российской республике проживает много разных народов, они объединены в республики /Татарстан, Башкортостан, Чувашия и др./. В них живут русские, татары, чуваши, удмурты и другие народы. В каждой республике есть главный город – столица: в Татарстане – Казань, в Чувашии – Чебоксары и т.д. Народы Поволжья своим трудом преумножают богатства российского государства; расширить и активизировать словарную речь детей.

Развивающие: Формировать представления детей о культурных богатствах народов Поволжья: каждая народность имеет свои национальные праздники, национальные костюмы, фольклор, а народные умельцы создают красивые предметы быта и украшения; формировать представление о дружбе народов нашей страны;

Воспитательные: Воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае, о соседней республике; пробуждать симпатии к сверстникам и взрослым разных национальностей.

Оборудование и материалы: национальные костюмы народов Поволжья для детей, для взрослого татарский национальный костюм; магнитофон; аудиозаписи народных мелодий, песня «Из далека долго течет река Волга..» в исп. Л. Зыкиной, «Мин яратам, сине, Татарстан» в исп. Салавата Фахретдинова, голоса птиц; музыкальные инструменты, коробка конфет, букет цветов, платки и тюбетейка для игр, иллюстрации с изображением Казанского Кремля, башни Сююмбике, храмов; татарское национальное блюдо «Чак- чак» на подносе.

Предварительная работа с детьми: Общение с людьми разных национальностей /организация встреч/; чтение художественной литературы; рассматривание кукол в национальных костюмах; сюжетно-ролевые игры; подвижные, хороводные игры народов Поволжья; изобразительная деятельность детей; рассматривание иллюстраций; День национальной кухни /русской, татарской, башкирской и др./.

Подготовка воспитателя: Музыкальный зал оформлен в сине-голубых тонах. На центральной стене – силуэты чаек, волны, большими буквами набрано «Волжские просторы»; напротив центральной стены, в другом конце зала стоят стулья для детей в 2 ряда по два от центра к краям /имитация «теплохода»/, сзади стулья для гостей; стенды с работами детей по изобразительной деятельности.

 

Ход развлечения:

Звучит русская народная песня в записи.

На музыкальный куплет «змейкой» в зал входят дети в различных национальных костюмах, садятся по подгруппам, в конце входит ведущая.

Вед: «Из далека долго течет река Волга…» - поётся в песне. А где начинается Волга? Недалеко от Москвы, маленьким ручейком, тихое, едва заметное течение завораживает, как живой огонь. Постепенно река ширится, набирает силу, воды её становятся глубокими. А по берегам могучей красавицы реки в городах и сёлах, живут разные народы. Ребята, давайте совершим удивительное путешествие по Волге вот на этом замечательном белом теплоходе. Сядьте удобно, путешествие начинается.

/звучит русская народная мелодия/

Вед: Ребята, все вы знаете город Москву. Москва – столица России.

1 реб:

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!

2 реб:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

/выходит мальчик в русском костюме/

Мальчик:

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные.

/мальчики берут дудочки и ложки, играют на них, сопровождая выступление девочек. Девочки строятся в колонну по росту и выходят на танец под пение группы/

Танец «МАТРЁШЕЧКИ»

Вед: Молодцы, матрёшечки, вы нас порадовали своей песней и пляской. А теперь пора продолжить наше путешествие вниз по Волге – матушке. Усаживайтесь поудобнее, наш теплоход отправляется в путь.

/Звучит чувашская народная мелодия/

Вед: Посмотрите, посмотрите, там вдали нас уже встречают. Давайте спросим местных жителей, в какой город мы приехали?

/выходят две девочки в чувашских национальных костюмах/

Дев.: Ачасем лайахи – здравствуйте!

Вед: Здравствуйте, дети! Скажите, пожалуйста, куда мы приехали?

1 дев.: Наш город называется Чебоксары. А живут здесь чуваши. Вот вам и

подарок от нас /даёт коробку конфет/.

Вед: Какие у вас необычные костюмы, расскажите нам о них.

1 дев.: Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе.

2 дев.: Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пизихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Вед: У вас очень красивые костюмы, а для чего так много монеток?

1 дев.: Если в костюме много монеток, значит невеста богатая. Это обозначает достаток в доме.

2 дев.: А ещё эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон.

Вед: Очень весело проходят чувашские праздники!

1 дев.:

Бей, бей барабан

Мы пришли в гости к вам,

Ой –ой! Йа – ра – ра!

Не гоните со двора!

Не уйдём мы назад

Будем петь и плясать!

«ПЕСНЯ О МАМЕ» /на чувашском языке по выбору воспитателя/

Анне, эссе ир торан                             Апатне лартса яран

Ир торан та ез тытан.                            Васказа ене сован          

Анне, эссе ир торан                              Кётюне те хавалан.

Ир торан та ез тытан.                            Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Пахчара йаран сумлан                          Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

 

2 дев.:

Ши-ши, попляши!

Все танцоры хороши,

Ой-ой, йа-ра-ра!

Лучше всех мы, детвора,

Погляди, гости с нас -

Не спускают в пляске глаз!

Танец «ЧУВАШСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»

Вед: Мы замечательно провели время на чувашской земле, но наш теплоход даёт сигнал к отплытию. Путешествие продолжается.

/звучит мордовская народная мелодия/

Вед: Ребята, рядом с Чувашией находится ещё одна республика, входящая в состав Поволжья – это Мордовия.

/Выходят две девочки в мордовских национальных костюмах/

Танец «МОРДОВСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»

1 дев.:

Здоровьте, шумбра елгат!

Здравствуйте, гости дорогие!

2 дев.:

Мордовия – моя родная,

Горжусь тобой, люблю тебя.

И край Мордовский прославляю,

Всё это – Родина моя!

1 дев.: Мы дарим вам песню про красную девицу, которая любуется луговыми цветами и красотой природы.

«МОРДОВСКАЯ ПЕСНЯ» /по выбору воспитателя/

1. Легунясо келуня, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь келуня,

Вишка кума-кумадерь келуня.

2. Келунть лангсо скамия, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь скамия,

Вишка кума-кумадерь скамия.

3. Скамьянть лангсо од тейтерь, - 2 раза

Припев: Тоць-моць кумадерь од тейтерь,

Вишка кума-кумадерь од тейтерь.

Вед: Спасибо, вам, девицы за чудесный подарок и приглашаем вас с нами в путешествие по Волге-реке.        

/звучит марийская народная мелодия/

Вед: Ребята, наш теплоход плывёт по Волге мимо чудесной стороны с красивым названием Мари Эл. А вот и хозяюшка нас вышла встречать.          

/выходит девочка в марийском национальном костюме с букетом цветов в руках/

Дев.: Сайгына йолташ-влак! Здравствуйте! Без песни и танцев не проходит на земле Марий Эл – Пеледыш Пайрем – Праздник Цветов – это торжественное подведение итогов весенних полевых работ, праздник расцвета природы в начале лета. Эти цветы я принесла вам в подарок.

Танец «МАРИЙСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»

Вед: Ребята, продолжим наше путешествие. У Волги есть притоки. Это малые реки, которые вливают свои воды в Волгу-матушку. Назовите их.

Дети: Кама, Вятка, Белая /Агидель/.

Вед: Сейчас мы поднимемся вверх по Каме, по Вятке и посетим ещё одну Республику Поволжья.

/под удмуртскую народную мелодию выходят два мальчика в удмуртских национальных костюмах/

1 реб:

Хватает Волге широты и силы,      

Но с Камою она ещё сильней.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

/звучит запись голосов птиц/

2 реб:

От приволжских степей до Уральских гор

Лёг Удмуртский край – золотой простор.

Как богат ты, мой край!

Сколько зверя в лесах,

Сколько птиц в небесах,

Сколько рыбы весенней порой!

1 реб: Богата наша Удмуртия лесами и мы дарим вам пословицы о лесе.

2 реб: «Лес – богатство и краса, береги свои леса».

1 реб: «Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу».

2 реб: «Враг природы тот, кто леса не бережет».

1 реб:  «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

Вед: Спасибо удмуртскому народу за гостеприимство. А мы продолжаем наше путешествие. И вот мы уже плывем по Каме в сторону Уральских гор к реке Агидель, что означает - Белая. На этой реке стоит город Уфа. Уфа – столица какой республики?        

Дети: Башкортостана.

/звучит башкирская народная мелодия, выбегают два мальчика в башкирских костюмах/

Вед: А живут в Башкирии башкиры. Вот они нас встречают.          

1 реб:  

Хаумыхыгыд! Здравствуйте!

Мы живем в Башкортостане,

Очень любим край родной,

Он хорош зимой и летом,

А особенно весной.

2 реб:

В Башкирии степи привольные,

Леса здесь богаты добычею,

Озера ни с чем ни сравнимые

И люди гостеприимные.

Вед: Да, в Башкирии густые красивые леса, просторные степи, куда мужчины ходили на охоту, а женщины берегли очаг в своих юртах, создавали уют, готовили вкусную пищу.          

1 реб:

Юрта, юрта круглый дом,           Печка жарко топится

Побывайте в доме том!               Угостить торопится.

Гости явятся едва -                    Ладушки, ладушки,

В печку прыгают дрова.             Круглые оладушки!

2 реб: Мы дарим вам в подарок башкирскую народную игру «Юрта»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЮРТА»

/проводится 2 – 3 раза под башкирскую народную мелодию/

Вед: Скажем спасибо башкирскому народу за интересную встречу.        

/звучит татарская мелодия «Идел ага»/

Вед: Ребята, мы снова плывем по Волге-реке и вот уже видны башни белокаменного Кремля, купола храмов, башня Сююмбике /сопровождает показом иллюстраций/. Это раскинулась на берегах могучей реки столица Татарстана….          

Дети: Казань!

/выходят на середину зала под ту же мелодию девочка, мальчик и взрослый в татарских национальных костюмах. У взрослого в руках татарское национальное блюдо «Чак-чак»/

Вместе: Исэнмесез!

1 реб:  

Идел ярларына нурлар сибеп,

Матур булып ага бездэ тан,

Тан шикелле якты туган жирем,

Бэхет биргэн жирем Татарстан!

2 реб:

Родные просторы все краше и краше,

Всё ярче сияние огней.

Светла и привольна республика наша,

И славное имя у ней.

1 реб:

Азат та син, гузэл дэ син

Эй, туган жирем,

Кукрэп яшэ, Татарстан,

Республикам минем!

2 реб:

Как птицу раннюю весной

Влечет к родным местам,

Так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан!

Взрослый: Дорогих своих гостей мы приглашаем в столицу нашей республики – Казань! Ребята, скажите, какую знаменательную дату Казани мы отмечали?

Дети: Тысячелетие Казани!

Реб.:

И нурлы Казан – туган ил тосе,

Синен ташларда бабайлар эзе.

Еракта да син йорэккэ якын:

Торган жир – комеш,

Туган жир – алтын,

Туган тел – якын!

Взр.: Ребята, издавна татарский народ славился своим гостеприимством и богатой разнообразной кухней. Самых дорогих гостей встречали вкусным «Чак-чаком». А вы, дети, какие татарские национальные блюда знаете?/ответы детей/. А сейчас мы приглашаем вас в наш гостеприимный хоровод.

Хоровод «КУНАКЛАР»

Реб.:

Сез дэ килгэнсез икэн,

Без дэ килгэнбез икэн.

Яхшы дуслар жыелганнар

Уйнап алыйк микэн.

Музыкальная игра «ТУБЭТЭЙ»

/затем дети встают полукругом, взрослые по краю с обеих сторон/

Вед: Дети, в своём путешествии мы побывали в разных республиках, посмотрели как живут чуваши, башкиры, татары, русские. Все эти народы живут в дружбе на великой реке Волге, которая не разделяет, а объединяет людей. Называются эти народы – народами Поволжья.  У Габдуллы Тукая есть такие стихи:

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали.

Один за другим проходили года –

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Навеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Пусть татары и русские, башкиры и чуваши – все народы нашей земли живут мирно и дружно. Пусть каждый любит и бережет свой родной край, свой родной язык, свою родную культуру.

Песня «РОДНАЯ ПЕСЕНКА»

Взр.: Дети, после долгой дороги нам пора отдохнуть. Мы приглашаем вас «домой» в группу на ароматный чай с вкусным «чак-чаком».

Аудиозапись «МИН ЯРАТАМ, СИНЕ ТАТАРСТАН»

/дети выходят из зала, машут рукой/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием…

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь». М. Вайнапель. Дети с ограниченными возможностями здоровья -...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»