Музыкально-тематический досуг в подготовительной группе «Как музыка со сказкой дружит» в рамках реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»
Звучит «Полонез» Ф. Шопена
(сб. «В мире музыкальной драматургии» Т. Кореневой, стр. 120)
Дети входят в зал и встают полукругом у центральной стены.
1 ребенок:
Музыка в сердце твоем и моем,
С музыкой мы по жизни идем.
Музыка лета, дождя и ветров,
С музыкой каждый подружиться готов.
2 ребенок:
Песню поет на зоре соловей,
Песню поет серебристый ручей,
Песня пчелы и кузнечиков звон
Радует нас – все ликует кругом.
3 ребенок:
Полнится музыкой наша земля,
Без ритмов на свете жить нам нельзя.
Под музыку пляшем и звонко поем,
Музыку разную мы узнаем. (Т. Степаненко)
Ребенок:
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речкой пенной,
Чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой. (И. Ибряев)
М.Р: Музыка – это удивительный мир, мир звуков, мир музыкального искусства. Как уже было сказано в стихах, музыка окружает нас повсюду. Мы слышим музыку в голосах птиц и шуме ветра, в весенней капели и блеске солнечного утра! Кроме того, музыка – это песни, танцы, марши. Это особое искусство - искусство звуков.
Я предлагаю вам совершить интересное и удивительное путешествие в страну сказок, где обязательно звучит музыка. Но сначала вы должны доказать, что способны отправиться в это путешествие. А для этого все ребята должны будут, превращаясь поочередно в героев разных сказок, двигаться в характере музыки.
1. Иван скачет на Коньке – Горбунке. (музыкальное сопровождение «Игра в лошадки» П. Чайковский) – руки вытянуты вперед, дети « держат уздечку коня», исполняют прямой галоп.
2. Летит Жар – птица (музыкальное сопровождение «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковский) – легкий бег и кружение с газовыми платками.
3. Крадутся тролли (музыкальное сопровождение «В пещере горного короля» Э. Григ) – корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу.
4. Танец эльфов (музыкальное сопровождение «Танец эльфов» Э. Грига)
М.Р: Молодцы, ребята, вы действительно готовы отправиться в путь , на встречу со сказками и музыкой. А поможет нам путешествовать «Большая книга сказок».
Открывается первая страница.
«Мальчик смелый и веселый,
Он друзей не предает,
Если кто – то его тронет
Долго слезы горько льет» (Чиполлино)
М.Р: Это сказка итальянского писателя Джанни Родари. Все персонажи этой сказки – овощи и фрукты. Один из них, друг Чиполлино, Груша – умеет играть на скрипке.
Мы с вами сейчас послушаем голос живой скрипки, на которой Рязанцева Виктория Геннадьевна исполнит « Неаполитанскую песенку» П.И. Чайковского.
Слушание: «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский
(сб. «Детский альбом» П.И. Чайковского)
(во время слушания музыки на экране - скрипичный ключ)
М.Р: Открываем следующую страницу.
«Странный герой к Малышу прилетает,
Мотором жужжит, на пианино играет» («Малыш и Карлсон»)
М.Р: На пианино Земскова Елена Михайловна исполнит для вас беззаботную, нежную, игривую , изящную музыкальную пьесу « Шутка» , которую написал замечательный немецкий композитор И.С. Бах. Эта музыка написана очень давно, но она так красива, что люди наслаждаются ею вот уже много лет.
Слушание: «Шутка» из сюиты № 2, И. С. Бах
(сб. «Методическое пособие по ритмике» Г. Франио, И. Лифиц, стр. 60)
М.Р: Карлсон - веселый, озорной, смешной человечек. Он очень любит играть.
А вы? Тогда я предлагаю вам поиграть в игру с мячом. Посмотрим, какие вы внимательные и ловкие.
«Игра с мячом» муз. Ф. Шуберта.
(сб. «В мире музыкальной драматургии» Т. Кореневой, стр. 93)
М.Р: А на другой странице – вот эта сказка. Слушайте.
«Он играет на гармошке,
Всех ребяток веселит.
С Чебурашкой ходит строем
И качели мастерит». («Чебурашка и крокодил Гена»)
М.Р: Да, крокодил Гена играл на гармошке, а я сыграю вам на аккордеоне. Он внешне и по звучанию похож на гармошку, только больше по размеру. А исполню я на аккордеоне пьесу « Полька» М. И.Глинки.
Слушание: «Полька» М. Глинка.
(сб. «Концертное музицирование» Т.Э. Тютюнникова , стр.2)
М.Р: Страницу открываем – сказку начинаем.
«Девушка с бала очень спешила,
Хрустальную туфельку с ноги обронила» («Золушка»)
М.Р: Вспомните, какой танец танцевала Золушка с принцем на балу?
Что в переводе с французского обозначает слово «вальс»?
Композитор С.С. Прокофьев ( слайд №6) написал музыку к балету « Золушка». Что такое балет? Сейчас вы услышите « Вальс» из балета «Золушка» в исполнении симфонического оркестра. ( слайд №7) В симфоническом оркестре музыканты играют на разных музыкальных инструментах: скрипке, виолончели, кларнете, гобое и многих других.
Слушание: «Вальс» из балета «Золушка» муз. С. Прокофьева.
(О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» аудио кассета № 3)
М.Р: А вы хотите потанцевать? Я приготовила для вас легкие шарфики, цветы, ленточки: они помогут вам станцевать вальс и найти плавные, нежные движения.
Танцевальное творчество: «Вальс» муз. А. Дворжак
(сб. «В мире музыкальной драматургии» Т. Кореневой, стр. 88)
М.Р: Открываем последнюю страницу книги:
«У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына
Шалунишку…… (Буратино)
М.Р: Как быстро вы вспомнили имя главного героя сказки Алексея Толстого
«Золотой ключик или приключения Буратино». Для него написано немало музыкальных произведений. Но давайте вспомним, играл ли кто – нибудь в этой сказке на музыкальном инструменте?
Если дети затрудняются ответить, педагог задает наводящие вопросы: « Кем работал Папа Карло? ( Шарманщиком) Что такое шарманка? (музыкальный инструмент, который играет одну и туже мелодию)
Мы с вами тоже умеем играть, только пока на детских музыкальных инструментах. Давайте попросим наших гостей помочь нам и вместе исполнить в оркестре пьесу
Д. Шостаковича «Шарманка».
Оркестр: «Шарманка» Д. Шостакович.
(сб. «Музыкальное развитие детей» О.П. Радыновой, стр. - 327)
М.Р: Какое же чудесное и увлекательное у нас получилось путешествие . Мы узнали, что музыка дружит со сказками. Но музыка и сама может рассказывать сказки, только не словами, а звуками. Вспомните их.
- «Баба – Яга» П.И. Чайковский,
- «Сказочка» Д. Кабалевский,
- «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна
- «Сказки старой бабушки» С. Прокофьева.
О музыке и сказках можно рассказать еще очень много интересного. Но нам пора прощаться. До новых встреч!
Список использованной литературы:
Журнал «Современное дошкольное образование», теория и практика, №5, стр. 105, издательство «Мозаика-Синтез», 2008
Читайте также |
---|
Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…
Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...
ООД «Как Машу правилам учили»
ООД «Как Машу правилам учили» Цель: формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города, изучение правил дорожного движения средствами игры. Задачи: создать условия...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр
Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...