Сценарий праздника совместно с родителями «Гукание весны (Сороки)»
Цель праздника: познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника, с народными играми; развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая детей в исполнение стихов, песен, танцев; воспитывать интерес к русской культуре. Предварительная работа: беседа с детьми об истории праздника; украшение зала; разучивание танцев, песен, частушек, игр; индивидуальная работа с родителями - ведущими; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков или куликов для гостей праздника.
Ход праздника:
Воспитатель: (На пороге входа в мини – избу.) Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принес почтальон к нам в детский сад. А вот и письмо. Прочитаем его?
Чок, чок, чок! Перед вами сундучок,
Весь резной и расписной,
Сундучок, секрет открой!
Чтобы отворить его, ответьте:
Что есть волшебство? (Н. Лопатина)
Дети: Волшебство – это сказки, превращения, волшебная палочка, волшебные слова…
(Сундучок открывается – появляется дидактическая кукла Маша и Ваня в русских народных костюмах.)
Маша: Здравствуйте, мои дорогие девочки и мальчики. Мы необычные куклы и умеем делать волшебство. В сундучке мы приготовили для вас подарки – не обыкновенные, а волшебные. (Показывает фигурки жаворонков и куликов.)
Ваня: А хотите узнать, что это за фигурки и к какому празднику их пекли? (Ответы детей.) Тогда приступим к волшебству. Закройте глаза и посчитайте до десяти. (Открываются двери в избу.) Милости прошу гости дорогие! Приглашаю всех вместе с нами встретить праздник «Гукание весны (Сороки)», познакомиться с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника, с народными играми.
1 Ведущий (Маша): Праздник «Гукание весны (Сороки)» - это народный календарный праздник. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показывают на пластилине). Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае подрезывали полосками (хвост), сверху прикрепляли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.
2 Ведущий (Ваня): Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну.
Ребенок: Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
1 Ведущий: Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети, обращаясь к жаворонкам, куликам, весне, просят принести «хлеба вольного, лета теплого». Весну закликали, величали, просили. Каждый отдельный куплет ребята повторяли по несколько раз, затем делали паузу и переходили к новой песенке.
Ребенок: Жаворонки, жаворонки, прилетайте к нам!
Тут кисели толкут, тут блины пекут!
Ребенок: Жаворонки, жаворонки, прилетайте к нам!
Приносите нам Весну Красну, красну солнышку, теплу гнездышку!
Ребенок: Чу-виль-виль, весна пришла на колясочках. Зима ушла на саночках.
Дети: Выходите к нам, кто хочет закликать весну! (Выходят желающие и исполняют заклички.)
А теперь давайте с вами поиграем в игру «ВЕСНА-КРАСНА».
2 Ведущий: Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы. Дома каждый мальчик отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаворонок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен головастый был.
1 Ведущий: В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испеченных «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая:
Ребенок: Ой, вы, жаворонки, жавороночки, летите в поле, несите здоровье, Первое — коровье, второе — овечье, третье — человечье!
2 Ведущий: В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок.
Давайте и мы с вами поиграем в игру «ПОПАДИ В ВЕДЕРКО».
1 Ведущий: На восходе солнца, в конце деревни собирались крестьянские девушки, все разряженные: с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных юбках, обутые в лапти. Они пели, весну закликали:
Ребенок: Весна-красна, на чем пришла? На чем пришла, пришла, приехала?
Весна: На кобыле вороной, с сохою, с бороной!
2 Ведущий: Днем парни и девушки брали по «кулику». Кто-нибудь из участвующих собирал «кулики» и прятал их в солому. Потом все пели по три раза такие песни:
Ребенок: Кулики, кулики куликали, весну красную закликали:
— Весна красна, на чем пришла?
Весна: На сохе, бороне, на кривой кочерге, на жердочке,
На бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном пирожку!
2 Ведущий: Затем вся молодежь искала своих «куликов», съедала их и, выйдя на улицу, пела весенние песни — веснянки.
Ребенок: Приди, к нам, весна, со радостью! Со великой к нам со милостью!
Со рожью зернистою, со пшеничкой золотистою, с овсом кучерявым,
С ячменем усатыим, со просом, со гречею.
Ребенок: С калиной-малиною, с черной смородиною,
Со грушами, со яблочками, со всякой садовинкой,
Со цветами лазоревыми, со травушкой-муравушкою!
Ребенок: Ой, весна моя, ты весняночка!
Из-за темных лесов, из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Ребенок: Весна красная, долгожданная! Где же ты долго так бродила?
Весна: С зимой лютою повстречалася,
Растопила ее сердце хладное, напоила землю-матушку!
1 Ведущий: Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вниманием это прекрасное время года. Вы подготовили стихи о весне. Послушаем наших чтецов. (Дети читают стихи.)
2 Ведущий: Вечером все молодые девушки собирались на берегу реки или за деревней. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяжным «гу!» или «у-у-у-у!» Такое распевание веснянок называется весну гукати.
Дети: И мы будем весну гукать. Проводится игра «КТО ГРОМЧЕ?»
— Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!
— Приди, весна, с милостью! У-у-у!
— Весна-красна, на чем пришла? У-у-у!
— Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у... и т. д.
2 Ведущий: На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству. Ну, что ж, посмотрим, кто у нас будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!» (Маша и Ваня раздают птичек. Дети разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.)
Маша и Ваня: Дорогие гости! На этом наш праздник заканчивается. Все довольны, никого не обидели? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.) До свидания!
Используемая литература:
1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.
2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
Читайте также |
---|
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...
Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой…
Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой игры В процессе изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на...
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...