Сценарий праздника совместно с родителями «Гукание весны (Сороки)»

Цель праздника: познакомить детей с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного праздника, с народными играми; развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая де­тей в исполнение стихов, песен, танцев; воспитывать интерес к русской культуре. Предварительная работа: беседа с детьми об истории праздника; украшение зала; разучивание танцев, песен, частушек, игр; индивидуальная работа с родителями - ведущими; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков или куликов для гостей празд­ника.

Ход праздника:

Воспитатель: (На пороге входа в мини – избу.) Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принес почтальон к нам в детский сад. А вот и письмо. Прочитаем его?

Чок, чок, чок! Перед вами сундучок,

Весь резной и расписной,

Сундучок, секрет открой!

Чтобы отворить его, ответьте:

Что есть волшебство? (Н. Лопатина)

Дети: Волшебство – это сказки, превращения, волшебная палочка, волшебные слова…

(Сундучок открывается – появляется дидактическая кукла Маша и Ваня в русских народных костюмах.)

Маша: Здравствуйте, мои дорогие девочки и мальчики. Мы необычные куклы и умеем делать волшебство. В сундучке мы приготовили для вас подарки – не обыкновенные, а волшебные. (Показывает фигурки жаворонков и куликов.)

Ваня: А хотите узнать, что это за фигурки и к какому празднику их пекли? (Ответы детей.) Тогда приступим к волшебству. Закройте глаза и посчитайте до десяти. (Открываются двери в избу.) Милости прошу гости дорогие! Приглашаю всех вместе с нами встретить праздник «Гукание весны (Сороки)», познакомиться с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного праздника, с народными играми.

1 Ведущий (Маша): Праздник «Гукание весны (Сороки)» - это народный календарный праздник. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фи­гурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показыва­ют на пластилине). Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае под­резывали полосками (хвост), сверху прикрепля­ли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречиш­ные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.

2 Ведущий (Ваня): Утром «жаворонков» раздавали де­тям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригор­ки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну.

Ребенок: Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!

1 Ведущий: Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети, обращаясь к жаворон­кам, куликам, весне, просят принести «хлеба вольного, лета теплого». Весну закликали, ве­личали, просили. Каждый отдельный куплет ребята повторяли по несколько раз, затем делали па­узу и переходили к новой песенке.

Ребенок: Жаворонки,   жаворонки, прилетайте к нам!

Тут кисели толкут, тут блины пекут!

Ребенок: Жаворонки,   жаворонки, прилетайте к нам!

Приносите нам Весну Красну, красну солнышку, теплу гнездышку!

Ребенок: Чу-виль-виль, весна пришла на колясочках. Зима ушла на саночках.

Дети: Выходите к нам, кто хочет закликать весну! (Выходят желающие и исполняют заклички.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «ВЕСНА-КРАСНА».

2 Ведущий: Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы. Дома каждый мальчик отдавал голо­ву «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как «жаво­ронок» высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» го­лова, так чтобы и лен головастый был.

1 Ведущий: В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испе­ченных «жаворонков», шли в поле, подбрасы­вали их в воздух, ловили, приговаривая:

Ребенок: Ой, вы, жаворонки, жавороночки, летите в поле, несите здоровье, Первое — коровье, второе — овечье, третье — человечье!

2 Ведущий: В некоторых деревнях сельские ребятиш­ки выбегали рано утром босые на двор и ста­рались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок.

Давайте и мы с вами поиграем в игру «ПОПАДИ В ВЕДЕРКО».

1 Ведущий: На восходе солнца, в конце деревни собирались крестьянские девушки, все разряженные: с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных юбках, обутые в лапти. Они пели, весну закликали:

Ребенок: Весна-красна, на чем пришла? На чем пришла, пришла, приехала?

Весна: На кобыле вороной, с сохою, с бороной!

2 Ведущий: Днем парни и девушки брали по «ку­лику». Кто-нибудь из участву­ющих собирал «кулики» и прятал их в солому. Потом все пели по три раза такие песни:

Ребенок: Кулики, кулики куликали, весну красную закликали:

— Весна красна, на чем пришла?

Весна: На сохе, бороне, на кривой кочерге, на жердочке,

На бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном пирожку!

2 Ведущий: Затем вся молодежь искала своих «куликов», съедала их и, выйдя на улицу, пела весенние песни — веснянки.

Ребенок: Приди, к нам, весна, со радостью! Со великой к нам со милостью!

Со рожью зернистою, со пшеничкой золотистою, с овсом кучерявым,

С ячменем усатыим, со просом, со гречею.

Ребенок: С   калиной-малиною, с черной смородиною,

Со грушами, со яблочками, со всякой садовинкой,

Со цветами лазоревыми, со травушкой-муравушкою!

Ребенок: Ой, весна моя, ты весняночка!

Из-за темных лесов, из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Ребенок: Весна красная, долгожданная! Где же ты долго так бродила?

Весна: С зимой лютою повстречалася,

Растопила ее сердце хладное, напоила землю-матушку!

1 Ведущий: Вы слышали, сколько песен-закличек сложено в народе о приходе весны. Поэты тоже любят весну, пожалуй, ни один не обошел вни­манием это прекрасное время года. Вы подгото­вили стихи о весне. Послушаем наших чтецов. (Дети читают стихи.)

2 Ведущий: Вечером все молодые девушки соби­рались на берегу реки или за деревней. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяж­ным «гу!» или «у-у-у-у!» Такое распевание веснянок называется весну гукати.

Дети: И мы будем весну гукать. Проводится игра «КТО ГРОМЧЕ?»

— Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!

— Приди, весна, с милостью! У-у-у!

— Весна-красна, на чем пришла? У-у-у!

— Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у... и т. д.

2 Ведущий: На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, мо­нетка — к богатству. Ну, что ж, посмотрим, кто у нас будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!» (Маша и Ваня раздают птичек. Дети разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.)

Маша и Ваня: Дорогие гости! На этом наш праздник заканчивается. Все довольны, никого не обидели? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.) До свидания!

Используемая литература:

1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой…

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой игры В процессе изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...

Читайте также

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста…

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению...

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей…

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР Время является особенно сложным объектом познания для...