Интеллектуальная викторина для педагогов «Колесо истории»

Зал празднично оформлен, звучит музыкальное сопровождение

“Туган җирем Татарстан” 

муз.Гульшат Зайнашева,

сл. Александр Ключарев

Выходят двое ведущих.

Ведущий - 1: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вам принять активное участие в интеллектуальной игре “Колесо истории”.

Игра посвящена культурному наследию исторического памятника “Великий Болгар”, который не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах.

Ведущий - 2: Мы живем в Республике Татарстан, и это наша родина. Самая большая гордость Татарстана - это исторические памятники, сохранившие память о минувшем времени…

Ведущий - 1: Что же такое история? История - это, прежде всего, память. Народ, позабывший свою историю, язык, теряет свои корни, теряет человеческий облик.

Ведущий - 2: На живописным левом берегу Волги лежат руины древнего города. О его былом могуществе и славе говорит само название – «Великий Болгар» - гордость татарского народа, его достояние, памятник культуры мирового значения. Великий поэт татарского народа Габдулла Тукай посвятил эти строки:                            (Звучит – муз.зарисовка)

Я с изумленьем слушал

отойдя

От повседневной суеты

земной,

И возникал передо мной

Болгар,

И Ак - Идель текла передо

мной.

Ведущий - 1: У нас сегодня участвуют две команды. Они проверят свои знания об истории родного края и проявят смекалку,собразительность.

Сейчас давайте познакомимся с командами:

Первая команда- “Сөембикә”, вторая команда – “Алтынчәч”. Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. В состав жюри входят: ....

(Ведущий знакомит с членами жюри)

Для приветствия предоставляем слово нашим командам.

 (Звучит приветствие команд)

Ведущий - 2:

I - конкурс – «История»

- Кто написал первую историю болгар в XII веке? (Якуб – ибн - Номан).

- Назовите учёных, написавших первые книги о лекарствах? (Бурхан -эд- Дин, Ибрагим-ибн-Юсуд).

- Поэт, прославившейся поэмой «Юсуф и Зулейха»? (Гали).

- Как назывались школы у болгар и татар? (Мәктәп, мәдрәсә).

- На берегу какой реки расположен памятник Болгар?(На берегу Волги).

- В каком году на территории Болгар был принят ислам, как государтвенная религия? (В 922 году).

- Какой царь прописал указ о “починке памятников” на территории Болгар?  (Пётр I).

- Перечислите достопримечательности памятника Болгар?

(Ханская усыпальница и Малый минарет, Белая палата, Успенская церковь, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Чёрная палата, Малый городок, комплекс архитектурных памятников городища).

- В каком году начато строительства туристического центра? ( в 2010 году)

- Что это за изображение? Какая была использована древнебулгарская символика? ( Герб. Символика: крылатый барс, щит, и орнамент).

Татарская народная игра: «Чума үрдәк, чума каз»

Ведущий - 1: Переходим ко II конкурсу «Собери картину»

Чья команда быстро составит из частей целую картину.

(Участникам предлагается разрезные картинки с достопримечательностями памятников Болгар).

Ведущий - 2: К вашему вниманию предлагаем «Кроссворд»

Участникам нужно заполнить кроссворд.

Древняя столица Болгарии?

Место в городе, где жили болгарские ханы? (Цитадель).

Как называли ремесленника, который изготовлял глиняную посуду? (Гончар).

Полки в избе вместо стола и дивана? (Нары, саке).

Язык татар, чувашей, якутов, казахов, башкир? (Тюркский).

Финноязычный народ, сосед болгар? (Мари).

Ведущий - 1: В глубокую древность уходит корни культуры татарского народа. Многое менялась в его жизни на протяжении веков, но прошли через годы народные сказки, шутки, пословицы, поговорки, обычаи, праздники. Они помогут вам понять, что всегда ценили татары в жизни, каких людей они жалели, кого и за что высмеивали, как понимали добро и зло.

III конкурс: “Народный фольклор”

(Болельщикам команд предлагается блиц-опрос)

Продолжи пословицу”

Покажи себя в работе – будешь ты в почёте.

Полюби работу- и тебя полюбят.

Работа учит - безделье портит.

Славно дерево плодами, человек – делами.

Играть играй, а дела не забывай.

Работай смело - пойдёт дело.

Сольное исполнение на музыкальном инструменте курай

 “Ай, былбылым”

Ведущий - 2:

(Следующий конкурс – конкурс капитанов команд)

“Составь пословицу”

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

Дружбой, птица, крыльями, сильна, а, человек

У кого корова –угощенье готово.

Готово, корова, угощенье, у,кого.

Ведущий - 1:

IV конкурс «Бабушкин сундук»

(Участникам команд предлагаются иллюстративный материал)

I команда «Назовите татарскую национальную одежду».

(Күлмәк, камзул, алъяпкыч,түбәтәй, калфак,читек,чүәк, башмак)

II команда «Назовите татарские национальные блюда?»

(Чәк-чәк, бавырсак, гөбәдия, бәлеш, өчпочмак, , кыстыбый,кош теле, пәрәмәч).

Татарская национальная игра: “Чабата “

Ведущий - 2:

V - конкурс: «Татарские национальные праздники»

(Предлагаются на интерактивном экране фрагменты слайдов народных праздников. Участники должны назвать название праздников).

Сөмбелә- праздник уражая, Нәүрүз - праздник весны и нового года,

Корбан бәйрәм – жертвоприношение, Сабантуй - праздник плуга.

Татарская народная песня “Гөлҗамал”

Слово предоставляется членам жюри. Жюри зачитывает общее количество баллов. Определяется победители.

Ведущий - 1:Наша интеллектуальная викторина подходит к концу. Сегоднешняя встреча показала нам, что вы хорошо знаете историю и культуру Болгарского государственного архитектурного музея заповедника. Мы надеемся, что вы примете активное участие в содействии и в сохранении исторических памятников культур Республики Татарстан.

Спасибо вам за активное участие.

(Звучит музыка «Мин яратам сине Татарстан!»)

 

Используемая литература:

  1. Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Болгары. - Казань, 1983.
  2. Гарзавина А.В. Знаменитые люди о Казанском крае. - Казань, 2005.
  3. Фахрутдинов Р.Г. «Мелодия камней». - Казань, 1986.
  4. Федоров-Давыдов Г.А. Город Болгар. Очерки истории и культуры. – Москва,   1987.
  5. Латышина Д.И. «По берегам Идели. Татарский народ» учебное пособие .-Москва,1995.
  6. Харисов Ф.Ф. ,Харисова Л.А. «Игра-средство воспитания» Чаллы 1994 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...

Читайте также

Сценка - сказка «Тыква – домик теремок»

Сценка - сказка «Тыква – домик теремок» Пояснение: Данная сценка предназначена для детей от 5 лет, её можно вставлять в утренники в...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»