Интеллектуальная викторина для педагогов «Колесо истории»
Зал празднично оформлен, звучит музыкальное сопровождение
“Туган җирем Татарстан”
муз.Гульшат Зайнашева,
сл. Александр Ключарев
Выходят двое ведущих.
Ведущий - 1: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вам принять активное участие в интеллектуальной игре “Колесо истории”.
Игра посвящена культурному наследию исторического памятника “Великий Болгар”, который не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах.
Ведущий - 2: Мы живем в Республике Татарстан, и это наша родина. Самая большая гордость Татарстана - это исторические памятники, сохранившие память о минувшем времени…
Ведущий - 1: Что же такое история? История - это, прежде всего, память. Народ, позабывший свою историю, язык, теряет свои корни, теряет человеческий облик.
Ведущий - 2: На живописным левом берегу Волги лежат руины древнего города. О его былом могуществе и славе говорит само название – «Великий Болгар» - гордость татарского народа, его достояние, памятник культуры мирового значения. Великий поэт татарского народа Габдулла Тукай посвятил эти строки: (Звучит – муз.зарисовка)
Я с изумленьем слушал
отойдя
От повседневной суеты
земной,
И возникал передо мной
Болгар,
И Ак - Идель текла передо
мной.
Ведущий - 1: У нас сегодня участвуют две команды. Они проверят свои знания об истории родного края и проявят смекалку,собразительность.
Сейчас давайте познакомимся с командами:
Первая команда- “Сөембикә”, вторая команда – “Алтынчәч”. Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. В состав жюри входят: ....
(Ведущий знакомит с членами жюри)
Для приветствия предоставляем слово нашим командам.
(Звучит приветствие команд)
Ведущий - 2:
I - конкурс – «История»
- Кто написал первую историю болгар в XII веке? (Якуб – ибн - Номан).
- Назовите учёных, написавших первые книги о лекарствах? (Бурхан -эд- Дин, Ибрагим-ибн-Юсуд).
- Поэт, прославившейся поэмой «Юсуф и Зулейха»? (Гали).
- Как назывались школы у болгар и татар? (Мәктәп, мәдрәсә).
- На берегу какой реки расположен памятник Болгар?(На берегу Волги).
- В каком году на территории Болгар был принят ислам, как государтвенная религия? (В 922 году).
- Какой царь прописал указ о “починке памятников” на территории Болгар? (Пётр I).
- Перечислите достопримечательности памятника Болгар?
(Ханская усыпальница и Малый минарет, Белая палата, Успенская церковь, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Чёрная палата, Малый городок, комплекс архитектурных памятников городища).
- В каком году начато строительства туристического центра? ( в 2010 году)
- Что это за изображение? Какая была использована древнебулгарская символика? ( Герб. Символика: крылатый барс, щит, и орнамент).
Татарская народная игра: «Чума үрдәк, чума каз»
Ведущий - 1: Переходим ко II конкурсу «Собери картину»
Чья команда быстро составит из частей целую картину.
(Участникам предлагается разрезные картинки с достопримечательностями памятников Болгар).
Ведущий - 2: К вашему вниманию предлагаем «Кроссворд»
Участникам нужно заполнить кроссворд.
Древняя столица Болгарии?
Место в городе, где жили болгарские ханы? (Цитадель).
Как называли ремесленника, который изготовлял глиняную посуду? (Гончар).
Полки в избе вместо стола и дивана? (Нары, саке).
Язык татар, чувашей, якутов, казахов, башкир? (Тюркский).
Финноязычный народ, сосед болгар? (Мари).
Ведущий - 1: В глубокую древность уходит корни культуры татарского народа. Многое менялась в его жизни на протяжении веков, но прошли через годы народные сказки, шутки, пословицы, поговорки, обычаи, праздники. Они помогут вам понять, что всегда ценили татары в жизни, каких людей они жалели, кого и за что высмеивали, как понимали добро и зло.
III конкурс: “Народный фольклор”
(Болельщикам команд предлагается блиц-опрос)
“Продолжи пословицу”
Покажи себя в работе – будешь ты в почёте.
Полюби работу- и тебя полюбят.
Работа учит - безделье портит.
Славно дерево плодами, человек – делами.
Играть играй, а дела не забывай.
Работай смело - пойдёт дело.
Сольное исполнение на музыкальном инструменте курай
“Ай, былбылым”
Ведущий - 2:
(Следующий конкурс – конкурс капитанов команд)
“Составь пословицу”
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
Дружбой, птица, крыльями, сильна, а, человек
У кого корова –угощенье готово.
Готово, корова, угощенье, у,кого.
Ведущий - 1:
IV конкурс «Бабушкин сундук»
(Участникам команд предлагаются иллюстративный материал)
I команда «Назовите татарскую национальную одежду».
(Күлмәк, камзул, алъяпкыч,түбәтәй, калфак,читек,чүәк, башмак)
II команда «Назовите татарские национальные блюда?»
(Чәк-чәк, бавырсак, гөбәдия, бәлеш, өчпочмак, , кыстыбый,кош теле, пәрәмәч).
Татарская национальная игра: “Чабата “
Ведущий - 2:
V - конкурс: «Татарские национальные праздники»
(Предлагаются на интерактивном экране фрагменты слайдов народных праздников. Участники должны назвать название праздников).
Сөмбелә- праздник уражая, Нәүрүз - праздник весны и нового года,
Корбан бәйрәм – жертвоприношение, Сабантуй - праздник плуга.
Татарская народная песня “Гөлҗамал”
Слово предоставляется членам жюри. Жюри зачитывает общее количество баллов. Определяется победители.
Ведущий - 1:Наша интеллектуальная викторина подходит к концу. Сегоднешняя встреча показала нам, что вы хорошо знаете историю и культуру Болгарского государственного архитектурного музея заповедника. Мы надеемся, что вы примете активное участие в содействии и в сохранении исторических памятников культур Республики Татарстан.
Спасибо вам за активное участие.
(Звучит музыка «Мин яратам сине Татарстан!»)
Используемая литература:
- Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Болгары. - Казань, 1983.
- Гарзавина А.В. Знаменитые люди о Казанском крае. - Казань, 2005.
- Фахрутдинов Р.Г. «Мелодия камней». - Казань, 1986.
- Федоров-Давыдов Г.А. Город Болгар. Очерки истории и культуры. – Москва, 1987.
- Латышина Д.И. «По берегам Идели. Татарский народ» учебное пособие .-Москва,1995.
- Харисов Ф.Ф. ,Харисова Л.А. «Игра-средство воспитания» Чаллы 1994 г.
Читайте также |
---|
«Город мастеров» для детей дошкольного возраста
«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...
Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…
Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...