Экологический конкурс «Умники и умницы»

Форма проведения: экологический конкурс.

Возраст дошкольников: 6,5 – 7 лет.

Цель: вызвать интерес к познанию экологии.

Образовательные задачи:

  1. Сформировать необходимые в данном возрасте экологические знания, понятия и представления.
  2. Закрепить правила поведения в природе.

Развивающие задачи:

  1. Развивать наблюдательность детей.
  2. Развивать положительные эмоции от общения с природой.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, уважение к природе.

Оборудование и материалы:

  1. стенд-таблица с простыми символическими рисунками разделов экологии и указанными баллами;
  2. костюмы для игровых персонажей: Феи цветов, пчелы Майи, лягушки Жанны, Мага-волшебника;
  3. мягкая игрушка лягушка;
  4. вырезанный из ватмана «уголок пруда» с белыми лилиями-оригами, сделанными самими ребятами на занятии по ручному труду;
  5. веночки из искусственных цветов для танца «Веночек»;
  6. жетоны с указанием баллов;
  7. круги из твердого картона для игры «Очисти родник»;
  8. листы в пол альбомного листа с печатными буквами А, Е, Г, В, Д, З, М, Л, П, Р, Я для слов «земля», «радуга», «ветер»;
  9. для эксперимента: прозрачные стаканы, 2-3 предмета разного цвета, крупная пуговица, камушек, таз. Лист черного картона, вода.
  10. Экознаки. В лесу веди себя тихо. Будь осторожен с костром. Не рви растения с корнем. Не загрязняй водоемы. Не ломай ветки деревьев. Не загрязняй природу. Не разрушай муравейники. Не вырывай грибы с грибницей.
  11. Музыкальные произведения: Песня Е. Шавриной, П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», звуки природы из релаксационной музыки, П. Чайковский «Подснежник» («Времена года»), М. Глинка «Вальс-фантазия», Г. Свиридов «Время, вперед» из одноименной сюиты, отрывки из балета «Золушка» С. Прокофьева.

Какие виды деятельности используются:

Экспериментирование, ручной труд-оригами, музыкальные произведения и танцы, связанные с тематикой занятия, пластические этюды, игры.

Место проведения:

Музыкальный зал ДОУ.

Подготовительный этап:

К конкурсу «Умники и умницы» готовится стенд. Он изготавливается из плотного листа ватмана. На ватмане нарисована таблица. В ней слева (сверху вниз) разделы экологии в виде простых символических рисунков, слева направо от каждого раздела идут графы, в которых указано количество баллов: 2, 3, 4, 5. Готовятся вопросы по начальным знаниям по экологии.

Зал перед конкурсом украшается по тематике. Ставятся 3 стола (по количеству команд), на столах подносы, куда будут складываться жетоны с заработанными баллами. Здесь также стол для жюри, в которое входят члены администрации детского сада. Приглашаются родители группы.

Правила игры:

В конкурсе участвуют 3 команды по 4 человека. В каждой команде выбирается капитан. С помощью игры выбирается название команды.

Капитану предоставляется право назвать тему раздела экологии и «цену» вопроса. Каждый капитан команды вправе взять сложный вопрос на «5» баллов или наоборот начинать с простого на «2» балла.

Команды участвуют в конкурсе поочередно. Ведущий конкурса задает вопрос и дает 1 минуту, чтобы команда обсудила ответ. Затем капитан команды называет члена команды для ответа или отвечает сам.

Команда заинтересована заработать наибольшее количество баллов. В конце конкурса жюри подсчитывает баллы каждой команды. Объявляются результаты конкурса.

Вопросы к разделам экологии по таблице.

I. Земля – наш дом.

Вопрос на 2 балла: Какие живые существа живут на планете Земля?

                                 Ответ: В океанах и морях – морские животные и рыбы. На суше – люди, растения и животные.

Вопрос на 3 балла: Какого цвета наша планета, если смотреть на нее из космоса?

                                 Ответ: На нашей Земле очень много воды, поэтому из космоса видно голубой Земной шар.

Вопрос на 4 балла: В какой опасности планета Земля?

                                Ответ: планета земля в опасности: заводы и фабрики, автомобили выбрасывают в воздух вредные вещества, идут загрязненные (кислотные) дожди. Люди, животные и растения очень страдают от этого, часто болеют.

Вопрос на 5 баллов: Как называется модель Земного шара? Почему Земной шар такой пестрый, разноцветный?

                                 Ответ: Модель Земного шара – это глобус. На нем синим цветом обозначена вода: океаны, моря, реки; желтым цветом – пустыни (песок); зеленым – растительность: леса, луга; коричневым – горы; белым – льды.

II.Неживая природа.

Вопрос на 2 балла: Что относится к неживой природе?

                                 Ответ: Солнце, луна, звезды, воздух, вода, земля.

Вопрос на 3 балла: Что такое Солнце и что дает оно нашей планете?

                                 Ответ: Солнце – это звезда. Солнце дает нашей планете много света и тепла. Это важно для жизни на планете Земля

Вопрос на 4 балла: Она может быть в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном? Приведите примеры.

                                 Ответ: Это вода. Твердое состояние - лед, град, снежинки. Жидкое состояние воды – дождь, роса. Газообразное – пар, туман.

Вопрос на 5 баллов: Что такое кислотный дождь?

                                   Ответ: В воздух из труб заводов выбрасывают дым, в котором очень вредные вещества. Эти вредные вещества попадают в облака. Из которых потом идет кислый дождь и губит природу.

III. Растительный мир.

Вопрос на 2 балла: Есть ли среди комнатных растений «зеленые доктора»? Назовите их.

                                 Ответ: Это комнатные растения – алоэ, каланхоэ, кактус, золотой ус.

Вопрос на 3 балла: Почему лиственные деревья сбрасывают листву в одно время? Когда это происходит?

                               Ответ: Это происходит осенью. Деревья сбрасывают листву, так как им недостаточно солнца и влаги. Часть года они стоят голыми и отдыхают.

Вопрос на 4 балла: Для чего дереву нужна почва?

                               Ответ: Земля держит корни дерева. Корни высасывают из земли воду и «пищу», питательные вещества.

Вопрос на 5 баллов: Чем ель не похожа на другие деревья?

                                 Ответ: У ели листья длинные и тонкие, называемые иголками. Они не опадают осенью, а сохраняются на зиму. Ветки расположены с низу длинные, старые, к верху – короткие, молодые. На ветках висят продолговатые шишки, в которых находятся семена.

IV. Животный мир.

Вопрос на 2 балла: Какие животные называются дикими? Назовите их.

                               Ответ: Животные, которые живут без помощи человека. Они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают пищу, защищаются от врагов. Примеры таких животных: кабан, волк, заяц, тигр, рысь, медведь, зебра, носорог и др.

Вопрос на 3 балла: Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?

                               Ответ: Лягушки безобидные. Они поедают много комаров, мошек. Лягушками питаются другие животные.

Вопрос на 4 балла: Почему у крота необычные лапы?

                               Ответ: Лапы крота похожи на лопаты, чтобы удобно рыть землю. Лапы короткие и заканчиваются острыми когтями, повернуты в разные стороны. Он копает землю то одной, то другой.

Вопрос на 5 баллов: Приведите примеры цепей питания?

                                 Ответ: Комар – лягушка – цапля. Водоросли – рыба – медведь. Пшеница – мышь полевка – сова. Трава – заяц – лиса. Гусеница – дятел – ястреб.

V. Как вести себя в природе. (Оценить ситуации людей в природе).

Вопрос на 2 балла: Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче.

                                 Ответ: В лесу нельзя шуметь и пугать его обитателей.

Вопрос на 3 балла: Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».

                               Ответ: Нельзя рвать растение с ягодами целиком.

Вопрос на 4 балла: «Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер», - предложил Саша. «Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки.

                                Ответ: Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.

Вопрос на 5 баллов: Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

                                Ответ: Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Пластиковые бутылки, пакеты разлагаются много лет, выделяют вредные вещества. Осколки стеклянных банок в жаркую и солнечную погоду сыграют роль линзы и вызовут пожар в лесу.

Ход   мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом конкурсе «Умники и умницы». Сегодня вместе с нашими участниками мы отправимся в увлекательное путешествие в мир живой и неживой природы. В конкурсе принимает участие 3 команды. Давайте их поприветствуем!

Ведущий представляет жюри.

Ведущий: Но сначала нужно выбрать названия командам.

Игра «Расчистим родник».

Ведущий: Представьте, что перед вами топкое болото. Преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. ( На пути расставлены «кочки» - круги из картона ). На другой стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Каждый участник команды, преодолев «болото», должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание).

Ведущий: Ребята, давайте узнаем названия команд.

Дети вместе:

Команда «Земля».

Команда «Радуга».  

Команда «Ветер».

Ведущий: Команды занимают свои места.

Ведущий объясняет участникам и гостям правила конкурса.

Течение конкурса «Умники и умницы» прерывается появлением сказочных персонажей.

  1. Участники одной из команд называют раздел экологии «Животный мир» и вопрос на 3 балла. В это время появляется пчела Майя и говорит, что к ней в гости собиралась лягушка Жанна, которая пчелами не питается. Предлагает детям ее поискать. Дети находят игрушечную лягушку в зале. Пчела Майя удивляется тому, что живая лягушка превратилась в игрушку-лягушку. «Она, наверное, испугалась, что дети ее обидят, ведь многие относятся к лягушкам плохо!» Пчела Майя задает участнику команды вопрос (этот вопрос из раздела «Животный мир» на 3 балла): « Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?» Команда, посовещавшись, отвечает на вопрос. Пчела Майя говорит, что лягушка Жанна поверила, что вы – добрые дети, но до конца еще не расколдовалась. Для этого она предлагает сделать ей подружек, чтобы лягушка Жанна не скучала. Это задание выполняют болельщики в зале.

Ручной труд. Лягушка – оригами.

Цель: закрепить умение складывать поделки из бумаги.

Готовыми лягушками – оригами дети заполняют бумажные лилии – оригами на «пруду». Лягушка Жанна оживает и вместе с пчелой Майей благодарят детей за их старание, дружелюбие и прощаются с детьми. Сказочные персонажи радуются и гладят детей по головкам.

  1. Когда половина таблицы открыто, ведущий объявляет, что в гости пожаловала Фея цветов. Под вальс П. Чайковского появляется Фея, знакомится с детьми.

Пластический этюд. Цветок.

Цель: развивать воображение и фантазию, пластическую выразительность.

Фея приглашает детей на поляну волшебных цветов. Она спрашивает детей, какие они знают цветы, каким цветком они хотели бы стать. Волшебной палочкой «превращает» детей в семечки цветов. Просит детей из семени превратиться в росток, а затем растение с закрытым бутоном и, наконец, цветком.

Фея благодарит детей и объявляет музыкальную паузу: танец «Веночек». Музыкальная пауза заканчивается, и конкурс продолжается.

  1. Капитан одной из команд выбирает вопрос из раздела «Неживая природа» на 4 балла. После ответа команды в зале появляется взрослый персонаж Маг-волшебник. Он произносит слова: На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.

Спрашивает детей отгадку. Дети отвечают, что речь идет о воде.

Маг: Да, это вода. Она повсюду, быстра, стремительна и волшебна, нужна всем. Маг-волшебник проводит игру – опыт «Свойства и признаки воды».

Игра-опыт «Свойства и признаки воды».

Цель: развивать наблюдательность и интерес к экспериментированию.

Опыт 1. Перед вами два стакана: один с водой, другой пустой. Что мы можем сделать? (Перелить, вылить, разлить воду…)

Вывод: вода течет.

Опыт 2. А какого цвета вода? Рядом со стаканом воды ставит предметы разного цвета.

Вывод: вода бесцветная.

Опыт 3. Маг предлагает в стакан с водой положить любой предмет: пуговицу, камешек…Виден ли предмет? Почему?

Вывод: вода прозрачная. Маг предлагает детям назвать прозрачные предметы , которые есть у них в группе (стекло, банка, стакан….)

Опыт 4. Каждому ребенку предлагается стакан с водой – определить запах.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 5. А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может отражать предметы. Маг ставит на стол таз, кладет на дно лист черного картона, наливает воду, предлагает детям посмотреть в воду. Спрашивает детей, что они видят?

Вывод: вода отражает предметы.

Опыт 6. Попробуйте воду на вкус. Какая она?

Вывод: она безвкусная.

В заключении дети повторяют свойства и признаки воды. Маг-волшебник прощается с детьми, они благодарят его за поучительные опыты.

Подведение итога.

Ведущий: Сейчас жюри, подсчитав баллы, объявит результаты конкурса.

Предоставляется слово жюри.

Ведущий: Дорогие ребята, наш конкурс завершен. Вы сегодня еще раз открыли для себя окружающий мир природы. Хочется, чтобы вы полюбили этот мир как родной дом. Хочется, чтобы ваше поведение в природе было грамотное, правильное. Экология – наука важная и необходимая сегодня, за ней будущее, чтобы жила наша планета, прекрасным было все вокруг.

Стенд – таблица к конкурс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение...

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Читайте также

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей…

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей раннего дошкольного возраста»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...