Занятие - викторина «Страна сказок А.Пушкина»

Цели: создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина; побуждать детей к инсценированию знакомых сказок А.Пушкина.

Демонстрационный материал:

декорация «Сказочное дерево»;

портрет А.Пушкина; книги сказок с крупными иллюстрациями;

мольберт; фишки - призы; костюмы - Кота, Зеркала, Золотой рыбки;

листы с буквами и схемами к конкурсу «Прочитай слова»;

атрибуты для инсценировок сказок (платки, борода, шапка, маски лебедя, яблоко и т.д.);

аудиокассеты с записями сказок А.Пушкина; поощрительные призы.

Предварительная работа:

знакомство с творчеством А.Пушкина; чтение его сказок, просмотр мультфильмов по сказкам А.Пушкина.

Ход занятия.

Действие происходит в зале. В центре его расположено «Сказочное дерево». Рядом с ним оформлена выставка книг, вывешен портрет А.Пушкина. Полукругом стоят стульчики для детей и взрослых. Рядом со стульчиками каждой из команд стоит стол с подносами для фишек.

Дети входят в зал. Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый                    Все ходит по цепи кругом;

Златая цепь на дубе том                      Идет направо - песнь заводит,

И днем и ночью кот ученый                 Налево - сказку говорит.

Появляется Кот:

- Я слышал, обо мне здесь вспомнили. Надеюсь, сразу вы меня узнали! Я всем известный кот ученый, А вот и дуб растет зеленый.

КОТ {продолжает). Придумал меня А.С.Пушкин. Мой создатель сочинил много сказок. Вы их знаете? Вижу, вы смышленые ребята, и я готов взять вас в страну сказок. Только вот войти в нее сможет лишь тот, кто отгадает мои загадки. Загадки, где вы?

(Входят два заранее подготовленных ребенка, на них элементы костюмов персонажей — Зеркала и Золотой Рыбки.)

РЫБКА. Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта.

(Дети отгадывают загадку.)

ЗЕРКАЛО. Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда, а может, и не беда, в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю, из-за этого мне и достается: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно, что я ей говорю, она поглаживает мою ручку и долго - долго смотрится в меня.

(Дети отгадывают загадку.)

КОТ. Я приглашаю вас в Страну Сказок, следуйте за мной.

(Дети встают за Котом. Звучит веселая мелодия. Подскоками передвигаются по залу, танцуя вокруг Сказочного дерева.)

КОТ. Теперь вы из обычных девочек и мальчиков превратились в игроков трех команд. Рассаживайтесь на стульчики.

(Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.)

КОТ. Сейчас я познакомлю вас с главным человеком в нашей Сказочной Стране. Это Сказочница.

СКАЗОЧНИЦА. Здравствуй, Кот ученый! Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашей Сказочной Стране день сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин жил в те времена, когда еще даже ваших бабушек и дедушек не было на свете, но его произведения знают и любят и в наше время. (Обратить внимание детей на портрет А.Пушкина.) Он родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Левушкой. За детьми ухаживала крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал в своих стихах

Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Она открыла для него красоту русской речи, ее удивительную образность и напевность. И потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать.

К семи годам он уже хорошо говорил и читал по-французски, и даже сам сочинял небольшие пьесы на французском языке.

Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты, Саша, не спишь?» -спросили его. А он ответил: «Сочиняю стихи».

У отца была большая библиотека. Пушкин потихоньку забирался туда и читал все, что попадалось под руку.

Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Пушкин смирно сидел где-нибудь в уголке и внимательно слушал.

Одиннадцати лет его увезли в Петербург и отдали а новое, только что открытое учебное заведение - Лицей, который находился в Царском Селе. На его торжественном открытии в актовом зале у стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, стояли первые воспитанники Лицея - тридцать мальчиков в одинаковых синих мундирах в обтяжку, высоких сапожках; тут же были преподаватели и гости. Говорили речи; потом мальчиков вызывали по списку, знакомились с ними.

Пушкин любил Лицей, своих учителей и однокашников, нашел среди них друзей на всю жизнь. Все воспитанники много читали, издавали рукописные журналы, пробовали и сами писать.

Пушкин закончил Лицей и поселился в Петербурге. Он много ездил по России и всегда очень много работал.

С каждым годом вы будете узнавать все больше и больше произведений А.С.Пушкина, по-новому, по-взрослому поймете их и научитесь, как сказал его друг, «отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях».

КОТ: Да, ребята это правда. Вы будете расти и все больше и больше узнавать. А сейчас давайте попросим Сказочницу показать нам эти чудесные книги с картинками.

СКАЗОЧНИЦА: Я бы рада, да только сегодня вот что приключилось. Вышли картинки-иллюстрации с утра погулять, да позабыли, в какой сказке живут. Теперь не знают, куда домой возвращаться.

КОТ: Ну, это не беда. Ребята такие смышленые, что быстро помогут иллюстрациям вернуться в свои сказки. Верно, ребята?

(Дети рассматривают иллюстрации и определяют, из какой уйти картинки. За правильный ответ Кот дает фишку.)

КОТ: Иллюстрации уютно расположились у себя в сказках, и мы можем смело отправляться к нашему Сказочному морю.

(Дети переходят в другую часть зала.)

В нем живут сказочные герои. Попробуйте их узнать.

Дети повторяют за Котом, имитируя руками волны: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, сказку послушай, замри!»

(Все замирают, звучит аудиозапись отрывков из сказки с голосом персонажей - Золотой рыбки, Царевны Лебеди, старика, Старшего богатыря. Игра повторяется несколько раз. За правильный ответ дается фишка. Кот подходит к дереву и имитирует удивление.)

СКАЗОЧНИЦА: Ребята, мне кажется, Кот ученый что-то учуял. Похоже, на нашем Сказочном дереве выросло что-то необычное. Точно, здесь какие-то

свитки. Вот, посмотрите!

(Снимает с дерева свернутые в трубочку свитки и раздает по одному каждой команде. Дети разворачивают их.)

КОТ: Я хоть и ученый, а вот в толк не возьму, что здесь написано. Наверное, это герои сказок опять решили ребятам испытание устроить.

СКАЗОЧНИЦА: Ты прав, Кот ученый, герои сказок Пушкина зашифровали на этих листках свои имена, но узнать их можно. Надо только ключик к шифру найти.

КОТ: (принюхивается). Мне кажется, вот и ключи к шифрам.

(Достает из поддерева схемы.) Попробуйте, ребята, разгадайте, чье имя зашифровано на вашем листе.

Проводится конкурс «Прочитай слова».

1.

Лебедь

А

Л

Е

г

Ж

К

О

м

Б

Е

п

Ш

У

в

С

Д

ь

Н

И

А

Г

3

т

Р

 

2. Старик

Б

С

У

л

р

Д

Ж

т

м

ш

3

П

Н

А

р

и

с

В

Г

Е

и

к

А

О

 

3. Царица

ц

Б

о

ж

К

д

А

Р

и

Ц

Е

н

И

М

л

А

Р

и

г

3

п

С

В

т

Когда задание выполнено, команды поочередно называют отгаданные слова. За правильный и быстрый ответ команда получает фишку.

СКАЗОЧНИЦА: Садитесь поудобнее, я прочитаю вам несколько отрывков из сказок А.С.Пушкина, а вы догадайтесь, откуда они.

(Читает по два отрывка из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане...»).

Дети со Сказочницей обсуждают, из каких произведений эти отрывки, какие герои в них присутствуют, что они делают.

Можно использовать любые отрывки из сказок Пушкина (на усмотрение педагога). Также можно использовать аудиозапись.

КОТ: В Сказочной Стране можно побывать где угодно. А хотите попасть в театр и превратиться в актеров, режиссеров, костюмеров, гримеров?

(Под музыку дети отправляются в другую часть зала, где все приготовлено для инсценирования. На большом столе лежат костюмы, декорации, грим и т.п. Взрослые помогают детям готовиться к разыгрыванию сцен.)

1. ЭТАП. Дети выбирают, кто какую роль будет играть: артиста, костюмера и т.д.

2. ЭТАП. Выбирают нужные костюмы, декорации, грим.

3. ЭТАП. Готовятся к инсценированию.

Далее команды показывают свои сюжеты из сказок. Кот и Сказочница хвалят ребят и предлагают обратить внимание на свои подносы, посчитать количество фишек.

КОТ: Мур-р-р, а у меня и награды есть для вас! Вот они, под Сказочным деревом!

Кот вручает книги со сказками А. С.Пушкина, желает им узнать еще больше произведений великого поэта.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...

Читайте также

Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских…

Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских животных» Цель: Развитие художественно-творческих способностей родителей на основе техники «пескография» (рисование...

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...