Подборка игр для занятий по изодеятельности
«Пластические речевые этюды. Упражнения для рук, пальчиков»


«Стучалочка»

Тук-тук-тук,

Из ворот мы слышим стук.

(ладошка с кулаком стучит по воздуху в воображаемые ворота)

Двери открывайте,

В дом гостей впускайте.

(руки в разные стороны раскрыть, корпус туловища чуть вперёд наклонить, доброе лицо, улыбка)

Весёлых ребятишек,

Девчонок и мальчишек!

(Руки на поясе, голова качается вправо-влево, весёлое лицо, смех)

 

«Пейзаж»

На заднем плане будет лес,     (руки с растопыренными пальцами)

И горы ростом до небес,           (пальцы рук соприкасаются подушечками)

А на переднем поле –                (руки широко развести в стороны)

Широкое раздолье.

Рядом с полем речка.                 (волнообразные движения руками)

Из речки пьёт овечка (бе-бе-бе).

 

«Улиточка»

Улиточка, улитка, высунь-ка рога          (рука сжата)

Дам тебе конфеточку, кусочек пирога    (рука изображает рожки улитки)

   (Говорим ласково, нежно, приятно, чтобы не испугать улитку).

 

«Капустка»

Мы капустку рубим,       (рубящие движения ладоней)

Мы капустку трём,         (имитация трения)

Мы капустку солим,       (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку жмём.         (сжимание-разжимание кулачков)

 

«Обжора»

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё поел,

Оттого и растолстел.

Загибать поочерёдно пальчики, начиная с мизинца.

 

«Цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо – влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперёд – назад.

 

«Повстречались»

Повстречились два котёнка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребёнка: «Иго-го!»,

Два тигрёнка: «Р-р-р!»,

Два быка: «Му-му!»,

Смотри, какие рога!

 На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

 

«Черепаха»

Вот моя черепаха, она живёт в панцире и очень любит свой дом

(руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри)

Когда она хочет есть, то высовывает голову (показать большие пальцы)

Когда она хочет спать, то прячет её обратно (спрятать пальцы обратно)

 

«Замок»

На дверях висит замок.     (пальцы в «замочке»)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали,   (стучим о стол «замочком»)

Мы замочек покрутили      (круговые движения «замочком»)

И открыли!                           (показываем ладошки)

 

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

Поочерёдное разгибание пальчиков из кулачка, начиная с большого.

 

«Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

 

«Ночь пришла»

Ночь пришла,                      (ходьба на месте)

Темноту привела;               (закрыть глаза ладонями)

Задремал петушок,            (сложены руки в виде гребешка)

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,            

Ложись на бочок,                (руки под голову)

Баю – бай, засыпай.            (качают руки)

 

«Медвежата»

Медвежата в лесу жили,

Головой своей крутили

Вот так! Вот так!

Головой своей крутили

(ходьба вперевалочку, крутить головой)

Медвежата мёд искали –

Дружно дерево качали.

Вот так! Вот так!

Дружно дерево качали

(руки вверх, имитация качания дерева)

И на реченьку ходили,

Свои лапы в речке мыли.

Вот так! Вот так!

Свои лапы в речке мыли.

(моем руки, ноги)

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали.

Вот так! Вот так!

Дружно лапы поднимали.

(прыжки с выбрасыванием вперёд ног)

 

«Водичка - водичка»

Водичка – водичка,

(«набирают» пригоршней воду)

Умой моё личико!

(умывают лицо)

Чтобы щёчки алели,

(поглаживают щёчки)

Чтобы глазки блестели,

(потирают глазки)

Чтоб смеялся роток,

(улыбаются)

Чтоб кусался зубок!

(показывают зубки)

 

Игры на развитие цветоощущения.

Цель: развить узнавание (знание) цвета, умения соотносить его с объектами окружающей действительности.

 

«Бабочки».

У воспитателя набор «бабочек» (из картона, цветной бумаги, пластика) с чистыми цветами (без оттенков): синий, красный, зелёный, жёлтый, чёрный, белый.

В игровой форме воспитатель интересуется какого цвета та или иная бабочка. Например, какого цвета бабочка села на твою руку? Ставит вопрос несколько раз, добиваясь ответа.

Затем даёт задания показать бабочку того или иного цвета. Например, куда села белая бабочка?

 

«Бабочки и цветочки»

У воспитателя набор бабочек и цветочков основных цветов.

В игровой форме воспитатель просит ребёнка найти каждой бабочке свой цветок (домик), объясняя, что цветок должен быть такого же цвета, как и бабочка.

 

«Котики волшебницы Краски»

У воспитателя набор разноцветных котиков: коричневый, фиолетовый, розовый, голубой, оранжевый.

Вначале воспитатель интересуется, каких котиков ребёнок знает. Тот называет и берёт в руки.

Затем воспитатель просит показать ему котика того или иного цвета, назвать цвет того или иного котика.

 

«Подбери чашки к блюдцам»

Цель: учить различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета.

Воспитатель выставляет на фланелеграф блюдца розового, фиолетового, оранжевого цветов и рассказывает: «В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. А потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам расставить чашки по блюдцам»

 

«Найди половинку»-

Тип пазл – на одной половинке рисунок, на другой - карандаши. Дети выбирают рисунок, вычленяют цвета и ищут вторую половинку с карандашами необходимого цвета.

 

Игры на дифференциацию цвета.

Цель: формировать дифференциативные знания по типу: тёплые-холодные, осенние, зимние и т.д.

 

«Лепестки цветов феи Холода и феи Тепла».

Детям предлагается собрать из лепестков цветы для фей Холода и Тепла. Можно разбиться на команды и провести игру на скорость и точность.

 

Или «котики Розовой и Голубой феи».

Любимые котики Голубой и Розовой феи убежали на луг играть. Уже вечер, и котятам пора домой, но они забыли по какой дороге им идти.

Задание: отвести котиков к себе домой.

 

Разноцветные машинки.

Цель: развитие цветознания, внимания.

Детям повязывают шарфики (надевают футболки, дают рули) определённых цветов (малышам – основных: синий, красный, зелёный, жёлтый; старшим детям: оранжевый, фиолетовый, бордовый, салатовый, изумрудный, коричневый).

У воспитателя в руках флажки одноимённых цветов. Он регулировщик движения. Если поднимает зелёный флажок - путь открыт только зелёным машинам, если красный – красным машинам и т.д.

2 вариант:

У детей разноцветные ленты. У воспитателя - флажки одноимённых цветов. Если поднимает Зелёный флажок, то прыгают, кружатся только обладатель зелёных лент.

Вариантов этой игры множество.

 

«Краски»

Цель: формирование умения получать новые цвета путём смешивания основных цветов.

1 вариант

Краски основных цветов (красная, синяя, жёлтая), палитры, пластиковые прозрачные баночки, кисти.

Задание: из основных красок получить производные цвета – фиолетовый, зелёный, оранжевый, коричневый.

2 вариант

Краски основных цветов (красная, синяя, жёлтая), чёрная, белая, палитры, пластиковые прозрачные баночки, кисти.

Задание: смешивая краски, нарисовать цветок Белой королевы и цветок Чёрной королевы.

 

«Какого цвета осенняя листва?»

Вывешиваются осенние пейзажи и палитра со следующими цветами: зеленовато-жёлтый, жёлтый, оранжевый, красный, пурпурный, бордовый, Желтовато-коричневый (охристыйелтовато-коричневый ()тый, оранжевый, красный, пурпурный, борбовый, ), светло-коричневый.

Детям предлагают назвать цвета и показать, где они встречаются на картинах.

Затем можно дать листы бумаги с изображёнными листьями.

Задание: верхние листья закрасить цветами ранней осени, средние – «золотой», а нижние – поздней осени.

По такому же сценарию работаем с зимней палитрой, весенней и летней.

 

«Сказочные птицы»

Дети разбиваются на две команды. Перед ними изображение птицы.

Дети первой команды рисуют, а потом приклеивают перья для птицы Холода, а дети второй команды – для Жар-птицы.

Побеждает команда, которая правильно подобрала цветовую гамму, использовала наибольшее количество цветов и их оттенков за предложенное время.

 

«Хитринки»

Цель: развивать внимание, память.

 

«Сказки»

Иллюстрации «с подвохом».

«Репка» - вместо мышки нарисован заяц.

«Маша и медведь» - вместо Маши из короба, который несёт медведь, выглядывает Баба-Яга.

«Царевна-лягушка» - вместо лягушки стрелу держит черепаха.

«По щучьему велению» - Емеля у проруби держит золотую рыбку.

 

«Портреты»

Представлена серия портретов.

На одном не дорисованы брови. На втором – глаза. На третьем – нос. На четвёртом – губы. На пятом – одна губа. На шестом – волосы.

 

«Пожалуйста»

Воспитатель отдаёт команды, но дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста»

Задания могут быть самыми различными: встаньте, наклонитесь, подпрыгните и так далее.

 

Игры – релаксации

«Пусть глазки отдохнут»

Сидел со мною рядом за стулом сосед.

Закрыл я глаза, и соседа уж нет!

Теперь головой крути не крути,

А в группе у нас никого не найти!

Хотим, чтоб скорей воспитатель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

(дети закрывают глаза, вертят головой)

 

«Как живёшь?»

Вопрос                              Ответ                      Действие

- Как живёшь?           - Вот так!               С улыбкой показать большой палец.

- А плывёшь?            - Вот так!               Любым стилем.

- Как бежишь?           - Вот так!               Бег на месте.

- Ждёшь обед?           - Вот так!               Подпереть щёку рукой.

- Машешь вслед?       - Вот так!               Машут произвольно.

- Ночью спишь?         - Вот так!               Руки под щёчку.

- А шалишь?               - Вот так!               Надуть щёки и хлопнуть по ним.

 

Волшебные превращения.

Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, воображение.

Игровые задания: по сигналу воспитателя «превратиться» в:

1. вещи, которые служат человеку;

2. зверей, птиц, рыб;

3. растения.

 

«Ветряные мельницы»

Дети «превращаются» в ветряные мельницы. При слабом ветерке их крылья слегка покачиваются. При сильном ветре крылья вращаются очень быстро.

 

«Котёнок»

   Котёнок спит, свернувшись клубочком. Просыпается, зевает, выгибая спинку, потягивается, садится и начинает умываться. Становится на задние лапки и точит когти о полку. Подходит к блюдцу и принимается лакать молоко. Снова умывается, почёсывается, подходит к хозяину, мурлычет, трётся головой и выпрашивает лакомый кусочек. Играет клубком.

 

«Геометрические фигуры»

Изображения геометрических фигур: круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Изображения разнообразных клякс, пятен.

Задание: отгадать на какой объект окружающей действительности похожи геометрические фигуры, кляксы, пятна. Превратить (дорисовать).

 

Игры – моделирование.

Цель: развивать движения мелких мышц рук (кисти и пальцев), развивать образное мышление, способствовать языком символов передавать – моделировать - природные явления, воспитывать чувство сопричастности окружающему мир

 

«Бабочка»

Представьте, что вы положили себе на ладошку тяжёлый камень, и ваша ладошка под его тяжестью опустилась вниз. Тяжело держать камень, а держать надо крепко, чтобы камень не упал. Положим этот камень на землю. Устала рука, пусть отдохнет.

На другую ладошку положим лёгкую пушинку. Она такая лёгкая, что ладошка её не ощущает. Она такая лёгкая, что улетела. Вот бабочка села на ладошку. Какая она красивая! Крылышки хрупкие, до них дотронуться даже пальцем нельзя. Можно испортить. Ребята, можно бабочку крепко сжать в ладошке? Нет. Пусть бабочка лучше летит. Давайте дунем на ладошку… Улетела бабочка.

 

«Рождение цветка»

Семечко долго спало в земле, ему было и холодно и тепло. Когда весной солнышко согрело землю, а дождик её полил, проклюнулся росточек. Протиснулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелёк, и на нём появился бутон. Всем стало ясно. Что скоро на свет появится цветок. А тот не торопился, прихорашивался в бутоне; набирался сил. И вот однажды утром, Кодда первые лучи солнца коснулись бутона, он развернул свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались и говорили: «Какаой красивый цветок расцвёл».

 

«Облако и капля»

- Какое облако? (огромное, большое, необъятное)

- Какая капля? (маленькая, прозрачная, лёгкая, звонкая - капает)

(дети указательным пальцем правой руки делают ритмичные удары левой руки, приговаривая: «кап-кап-кап»)

 

Народное творчество.

Цель: учить различать и группировать по определённым видам виды декоративно-прикладного искусства; воспитывать и прививать любовь и уважение к народным мастерам.

 

«Узнай роспись»

Предлагаются карточки с разными видами росписи.

1. показать карточку с изображением росписи и задать вопросы: «Как называется роспись?», «Почему вы так думаете?»

2. предложить сгруппировать каждый вид декоративно-прикладного искусства по определённым признакам.

 

Ошибка художника по росписи.

Цель: формирование знаний о народных росписях: колористке, элементах узоров.

Детям предлагают несколько изделий народных мастеров (можно картонные) и объясняют, что магазины, куда были отосланы эти изделия, отказались их принимать. А почему? Дети находят ошибки в росписи и объясняют, почему они так думаю и что за элементы должны здесь быть.

 

«Загадочная ярмарка »

Перед детьми разнообразные изделия народных мастеров (выполненные из теста, глины, картона и т.д.). Изделия могут быть выполнены детьми специально для этой ярмарки.

Скоморох предлагает купить поделку, но не за деньги, а за правильные ответы на загадки.

Загадки загадываются как воспитателем, так и автором изделия (по его собственному желанию).

 

Посмотри, как хороша, эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво. Барышня уж так красива!

«Дымковская барышня»

 

Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый,

На полосках точки,

А вокруг цветочки.

«Дымковская барышня»

 

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!!!

«Дымковская игрушка»

 

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая….

«Гжель»

Снежно – белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

«Гжель»

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая хохлома!

И богата и красива,

Гостю рада от души –

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!

 

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем налитые.

«Золотая хохлома!»

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как-будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые,

Как солнышки горят.

«Городец»

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные.

«Жостовские подносы»

 

«Симметрия» -

Дети находят половинки ваз, кружек, мебели и т. д.

 

«Узнай художника по его картине»

   Набор иллюстраций к знакомым сказкам. Картинка накрывается листом бумаги, нарезанным узкими полосами. Постепенно открываются полосы. Дети стараются угадать иллюстрацию по отдельным фрагментам и художника. Выигрывает тот ребёнок, кто первый отгадает название и автора.

«Натюрморт»

Цель: закрепить знания детей о жанре – Натюрморт, научить составлять композиции по заданному сюжету.

Материал: силуэты цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов.

Дети составляют натюрморт по заданному сюжету: «Праздничный», «Цветочный», «Столовый», «Лесной» и так далее.

 

«Пейзаж»

Цель: закрепить знания детей о жанре – пейзаж, научить составлять композиции по заданному сюжету.

Материал: картонные силуэты деревьев, цветов, кустов, домов, реки, озера, облаков и прочего.

Дети составляют пейзаж по заданному сюжету: городской, лесной, морской, озёрный, деревенский и так далее.

 

«Узнай по силуэту»

Картинки с теневым изображением животного раздаются детям. Их задание: угадать по силуэту, что за животное пред ними.

 

«Узнай и дорисуй»

   Раздаются листы бумаги с недорисованными животными. Необходимо угадать, что за животное и дорисовать его.

«Познай себя» -

Находим на кукле и на себе части тела и рассуждаем, для чего они нужны.

 

Спасибо за внимание!

Буду рада, если эта подборка игр поможет Вам в работе.


 

Литература, которую я использовала при составлении подборки, может кого-нибудь она заинтересовать:

  1. Гудилина С. И.: «Чудеса своими руками»; Москва «Аквариум» 1998
  2. Данилина Г.Н.: «Дошкольнику об истории и культуре России»; Москва «Артки» 2004
  3. Зацепина М.Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников»; Москва «Педагогическое общество России» 2004
  4. Киреева Л.Г., Саськова О.А. : «Рисуем кукольный спектакль»; Волгоград издательство «Учитель»2008
  5. Комарова Т.С., Размыслова Ф.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»; Москва «Педагогическое общество России» 2005
  6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст»; Москва «Карапуз-дидактика. Творческий центр СФЕРА»2007
  7. Соломенникова О.А.: «Радость творчества»; Москва «Мозаика0синтез» 2005

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для…

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6 лет Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи:- Развивать...

Читайте также

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...