Игра – занятие «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Цель. Познакомить детей с понятиями света и тени в жизни животных на примере сказки; обратить внимание на постоянное присутствие солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека, дать представление о Солнце как о звезде, помочь детям почувствовать роль света в жизни человека на примере игры в «День и ночь»
Предварительная работа.
Наблюдение за солнцем на прогулке, беседы на прогулке: какое солнышко сегодня – яркое, на него нельзя смотреть, или скрыто в дымке? На что похоже Солнце? Согревает ли нас Солнце? На одном ли месте находится Солнце в течение дня? Какое настроение у детей в солнечную погоду и в пасмурную?
Заучивание потешек: «Солнышко – колоколнышко», «Солнышко, выгляни в окошко». Чтение стихотворения К. Чуковского « Краденое солнце», чтение стихотворений Ю. Маруинкявичус «Солнце отдыхает», «Рисунок»». Рассматривание иллюстраций «Вселенная». Игра-экспериментирование « Солнечный зайчик», «Волшебный лучик» (показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный).
Оборудование и материалы
Рисунки для игры «Солнышко и тучка»; объемные солнышко и тучка; платок сказочнице, волшебное покрывало; мягкие игрушки – еж и цыпленок; мяч – солнышко с изображение лица, картина расположения Солнца и других звезд от Земли; изображение планеты Земля – днем и ночью, огненного Солнца (из поролона).
Ход игры-занятия
Воспитатель находит конверт с картинками (рисунки солнышка и тучки).
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что это за конверт. Да в нем картины! Что де вы видите на картинах?»
Дети: «Солнышко и тучку»
Воспитатель: «А вы хотите поиграть с солнышком тучкой?»
Дети: «Да!»
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель показывает картинку «Солнышко»
- Если светит Солнышко, можно погулять,
Бегать, прыгать, весело плясать!
Дети под музыку выполняют движения по тексту.
Воспитатель показывает картину «Тучка»
- Если тучка хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся мы в домики –
Гулять не пойдем!
Дети убегают в домики, игра повторяется 2 раза
Воспитатель набрасывает на плечи платок.
Воспитатель: «Играли, играли Солнышко с Тучкой. И вот однажды большая туча занавесила небо. Солнце тря дня не показывалось…»
Воспитатель рассказывает словацкую сказку «У Солнышка в гостях»
Воспитатель: «Выглянуло солнце на небо – чистое, ясное да золотое. И всюду стало тепло и светло. Улитка, заяц, ёж, утка, сорока да курица с цыплятами стали бегать, играть, греться на солнышке, радоваться, что солнышко вернулось. Дети, вам понравилась сказка?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Дети, а для чего героям сказки так необходимо солнышко? Почему они к нему так хорошо относятся?»
Дети: «Они греются на солнышке, бегают; сорока трещит от радости, цыплята ищут зернышки; утка сушит перышки; когда светит солнышко у всех хорошее настроение»
Воспитатель: «Конечно же, ребята, когда светит солнышко всем тепло, светло и радостно. А вы как думаете, что будет, если солнышко перестанет светить?»
Дети: «- Если не будет светить солнышко, то будет темно и грустно.
- Если бы не было солнца, всегда была бы ночь, мы бы ничего не видели.
- Без Солнца не росли бы деревья
- Солнце нежно людям, птицам, зверям
- Если бы не было солнца, даже летом не было бы тепла»
Воспитатель: «Да, ребята, если бы не было солнышка, не было бы жизни на земле. Ребята, а знаете ли вы, что такое Солнце?»
Дети: «- Солнце – это шар такой большой…с лучиками
- Это такой огонек в небе
- Солнце – это такой большой шар, который освещает нашу землю»
Воспитатель: «Молодцы, ребятки. Но на самом деле Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас. Ребята, а кто из вас видел ночью на небе звезды? (Ответы детей)
Воспитатель показывает картину расположения Солнца и других звезд от Земли.
Воспитатель: «Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещают её. Дети, а как вы думаете, большое ли оно, Солнце?»
Дети: «- Солнце круглое, желтое, бывает красное и оранжевое и очень большое
- В далеке оно кажется маленьким, а на самом деле оно огромное
- Солнце очень большое и горячее
Воспитатель берет мяч – Солнышко с изображением лица.
Воспитатель: «Вот у меня мяч. Представьте себе, что это Солнце. Тогда наша Земля будет казаться маленькой, как булавочная головка (как бесинка) Почему же мы видим солнце таким небольшим?»
Дети: «- Солнце только кажется маленьким
- Да потому, что оно очень далеко от нас»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Представьте себе, что Солнце катилось по небу и опустилось прямо к нам в ладошки, а ведь Солнце – это очень горячая звезда. Мы можем удержать его в руках?»
Дети: «Нет!»
Воспитатель: «Попробуем?» (Да!)
Дети передают друг другу мячик-Солнце быстро, чтобы не обжечься.
Воспитатель: «А теперь потрите ладошки друг об друга сильно-сильно. Горячие стали? (Да!) Это Солнышко их согрело»
Воспитатель приглашает детей подойти к изображению огненного Солнца и планеты Земля - днем и ночью.
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, когда светит Солнце - наступает день, а когда Солнышко засыпает – наступает ночь. Когда Солнце освещает одну половину Земли, там день, а в это время на другой половине Земли ночь.
Игра «День и ночь»
Воспитатель: «Представьте себе, что мальчики живут на одной половине Земли, где день, а девочки живут на той половине Земли, где ночь. Девочки, бегите быстрее под мое «волшебное» покрывало, а вы, мальчики, гуляйте по комнате, или садитесь в домики (на стульчики). Посмотрим, кто что увидит.
Воспитатель показывает мягкую игрушку – ежа. Мальчики видят игрушку, а девочки под темным покрывалом не видят. Покрывало убирается.
Воспитатель: «Девочки, что вы видели под «волшебным покрывалом?»
Девочки: «Ничего!»
Воспитатель: «А вы, мальчики, что выдели?»
Мальчики: «Ежа»
Дети меняются: у девочек день, у мальчиков ночь. Воспитатель показывает мягкую игрушку – цыпленка.
Воспитатель: «Мальчики, что вы видели под «волшебным» покрывалом?»
Мальчики: «Ничего!»
Воспитатель: «А вы, девочки, что видели?
Девочки: «Цыпленка»
Воспитатель: « Интересно, почему под покрывалом вы ничего не видели, ведь у вас есть глаза?!»
Дети: « Да потому, что под покрывалом темно, ничего не видно»
Воспитатель: «Да, ребята, человек видит только тогда когда есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы нам не нужны. А солнце посылает нам свой свет и тепло. Весной оно начинает греть сильнее, и на земле тает снег. Вся природа оживает. Без солнца мир был бы темным, холодным, мертвым. Пусть всегда будет солнце!»
Дети становятся в «солнечный» круг, взявшись за руки, руки-лучики поднимают вверх и поют «Солнечный круг».
Воспитатель и дети: «Пусть всегда будет Солнце!»
Читайте также |
---|
Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей ср.гр.
Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы (Звучит песня «От чего плачет осень» слова и музыка Е.Соколовой...
Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»
Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)