Вечер – конкурс «Отец, мать и я – казачья семья»

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества в значимое время для Ростовской области-75-ти летний юбилей.

Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре путем обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Введение ребенка в мир национальной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностей на примере семейных взаимоотношений.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром средствами донского фольклора.

Ход конкурса:

Звучит музыка (народная песня «Ах, какие казаки!». В зал входят ведущие – казак и казачка.

Казак:   Казачья нелегкая доля,

             Казак только богу подсуден.

             Сквозь годы проносится полем:

             «Мы были, мы есть и мы будем!»

 

Казачка: Мы – предков загубленных души,

               Ничто этих душ не остудит!

               И режет врагам нашим уши:

             «Мы были, мы есть и мы будем!»

 

Вместе: Не выжечь наш дух, наши корни.

               Пусть к воле казачьей путь труден,

               Но всюду, где сердцу просторно,

               Мы были, мы есть и мы будем!

Казак:   Добрый день, дорогие гости и братья, казаки и казачки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы рассказать про одну станицу – Мелеховскую. По историческим данным казаки являются потомками скифов. Согласно археологическим раскопкам казачьи поселения на Дону, в том числе и станица Мелеховская, датируются 9-10 веком.( Открывается занавес, перед гостями панорама казачьей станицы). Здесь живут очень дружные казачьи семьи. Сила, ловкость, смелость, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине – на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству, и сегодня наша цель – возродить этот дух, которым по праву гордились сыны Дона, Кубани, Терека.

Казачка: Мы хотим вас познакомить с казачьими семьями этой станицы. (Представляет семьи-участницы. На столах – таблички с указанием фамилий династий.) Мы с вами собрались, чтобы провести конкурс на лучшую казачью семью. Наш конкурс будут судить казаки Зверевского казачьего круга во главе с атаманом Семенчук С.К.

Казак (обращаясь к жюри): Господа старики, разрешите начать! Но прежде позвольте мне пригласить сюда самых юных участников встречи – казачат.

Казачата исполняют народную песню «Конь – верный друг казака»

Казачка: Еще в далекой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом, не имеет будущего. У российского казачества богатая, интересная и во многом трагическая история. Именно истории посвящен наш первый конкурс.

1. конкурс «Домашнее задание» (семьи готовили ответы на вопросы из истории о донском казачестве).

1. Кто является инициатором возведения Азово-Моздокской укрепленной линии? Когда было принято решение о строительстве этой линии?

Автором идеи был генерал-адъютант Григорий Александрович Потемкин, являющийся с ноября 1775 года наместником и генерал-губернатором Новороссийским, Азовским. Э та линия предназначалась для охраны южных рубежей Российской Империи от нападения горских племен. Указ о строительстве линии был принят императрицей Екатериной ІІ 24 апреля 1777 г. Строил линию генерал Якоби, инспектировал строительство линии генерал-аншеф А.В.Суворов.

2. Назовите крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Сколько их было?

Линия состояла из 10 крепостей: Екатерининской, Павловской, Марьинской, Георгиевской, Андреевской, Александровской, Московской, Донской, Ставропольской, Северной ( Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С. 279-282)

3. Что вы знаете об обороне крепости Марьинской в 1779 г.?

Кабардинские племена, недовольные продвижением русских вглубь Северного Кавказа, совершили ряд нападений на укрепленные пункты Азово-Моздокской оборонительной линии, в том числе на крепость Андреевскую и Ставрополь, отбитые на этих пунктах с большим уроном, они соединились вновь и напали на Марьинкую крепость, в которой в то время находилось 200 волжских казаков, командовал обороной станицы капитан Бас. Оборона длилась 6 дней, пока на помощь осажденным не подоспели войска под командованием генерала Якоби ( Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С.271-277

Казак: Друзья, ни для кого не секрет, что самый популярный герой русских былин Илья Муромец, был самым настоящим казаком. А поскольку наш конкурс – казачий , то как обойтись без показа казачьей силушки богатырской, удали молодецкой!

2. конкурс «Кто больше раз поднимет гирю».

(Участвуют папы и сыновья команд. Выносится гиря. За каждую попытку – один балл, мальчикам – три балла.)

Казачка: Да, в разных ситуациях приходилось бывать казакам. В каких только реках не поили они своих коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но

Зоркий глаз и твердая рука

Повсюду выручали казака!

Казак с детства учился владеть оружием и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.

3. Конкурс «Казачьи снайперы». На каждого участника – мишень и дротики. (Оценивается количество попаданий. Сначала участвуют папы, затем дети).

Жюри объявляет результаты.

Казак: Нелегко приходилось казаку в трудную минуту. Казаки выходили на защиту своей родной Земли-матушки и провожала их вся семья.

4. Конкурс «Кто быстрее соберется в поход» (По команде семьи надевают казачье обмундирование: сапоги, портупеи и т.п., собирают котомку).

Казачка: С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и кнутом.

5. Конкурс «Сбей кеглю кнутом» (Кто из детей собьет больше кеглей).

Жюри объявляет результаты.

Испокон веков все домашнее хозяйство лежало на плечах казачек. И кухня, и стирка, и работа в поле, и воспитание детей. Но случалось так, что по какой-то причине казачка отлучалась от дома, и все эти заботы ложились на «хрупкие» плечи казака. Вот сейчас мы это и увидим!

(Выносят кукол, распашонки, пеленки и т.д.)

6. Конкурс «Когда казаки плачут»

По команде казак должен запеленать ребенка (куклу) и передать ее казачке.

Почистить лук. Кто быстрее выполнит задание.

7. Конкурс для казачек « Спеть колыбельную малышу»

Каждая казачка должна спеть колыбельную песню младенцу.

Казак (глянув на часы): Да, время мчится, как горячий скакун! Вот и мы не заметили, как прошла половина соревнований. Сил потрачено немало и, мне кажется, пришла пора подкрепиться. Скоро зима. А в страдное время, мы знаем, казак не отрывался от плуга. И вот, когда солнце переваливало за точку зенита, спешили в поле казачки кормить своих мужей, отцов, сыновей, братьев. И сегодня этой традиции не утратили станичные красавицы. Из всех куреней идет ароматный дух казачьей кухни. Прошу вас, дорогие казачки-хозяюшки, несите свои блюда.

Участницы-казачки выносят блюда и ставят на стол жюри. Звучит музыка.

Блюда из рыбы - Казачьи поселения расселялись на берегах рек. Издавна казаки ловили рыбу – солили ее, запекали, вялили, сушили, коптили.

Кулебяка – Казак был воином, часто ходил в военные походы. Казачка собирала ему в котомку кулебяки с капустой, грибами, картофелем, рыбой.

Вареники - Их готовили с капустой. картофелем, грибами (обычная казачья пища ).

Жюри предлагается подвести итоги конкурса.

Казак: Казаки не только трудились, воевали и детей растили, но и любили вечерком отдохнуть, повеселиться. Не зря в народе говорится: «Кто как пашет, тот так и пляшет». В нашем конкурсе участвуют замечательные люди, посвятившие свою жизнь нелегкому крестьянскому труду. Такими же стали их дети и, надеемся, будут внуки.

Казачка (родительница): Ведь у нас, в станице нашей,

Люди славные живут.

Славно сеют, славно пашут,

   Славно пляшут и поют.

А сейчас участники казачьего ансамбля «Варенька» приглашают Вас на народное гулянье.

Жюри объявляет результаты. Атаман общественной организации «Зверевский казачий круг» Семенчук С.К.вручает дипломы и памятные подарки.

1 семья:  Нет в мире подобных России раздольной,

                 Цветов наших ярче и крепче пород,

                 Бессмертен народ наш, великий и вольный,

                 Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!


Используемая литература

  1. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону, 2005
  2. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». – Ростов-на-Дону, 2005
  3. А.В. Венков (отв. ред.) История донского казачества. г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.
  4. К.Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.
  5. И.К. Пархоменко – Русские песни казаков Дона и Кубани. – Краснодар, 1998 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья…

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья солнышко искали» Цель:  Создавать атмосферу радости, формировать положительное, эмоциональное состояние детей. Задачи: - закрепить, обобщить...

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Читайте также

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой…

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой деятельности ДОО Сегодня все чаще звучит обеспокоенность ученых, педагогов и родителей...

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?»

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?» Цель: - познакомить детей с базовой нравственной категорией «добро»; - развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия...