«Казачье гуляние»

Цели и задачи:

- Формирование патриотизма и любви к родному краю;

- развитие творческих и спортивных способностей;

- приобретение ценных военно-прикладных навыков и умений;

- в играх развивать быстроту и ловкость;

- познакомить детей с обрядами донских казаков.    

Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, родной деревни, своего народа;

Герои. Казак, казачка, сын казака, жених, невеста, сваты, казаки «платовцы», «разинцы», казаки, казачки (гости).

Ход занятия:

1часть. (Сидит мать-казачка, рядом стоит сын)

Сын (спрашивает): «Мама, а как давным-давно было у казаков?

Мать: Сотни тысяч лет назад начиная с каменного века, здесь поселился человек. Одни племена сменялись другими ,потом много воин разных было. Ох! Натерпелась наша донская земля!

Жизнь здесь никогда не текла вяло и однообразно . Всегда было место подвигам. Курени появились на Дону во 2-ой половине 17 столетия. Казачьи жилища были бедные, полы глинобетонные.

А теперь курени яркие, ставни резные. У казаков был атаман и есаул, его помощник. Один   раз в год весной на казачьем «Кругу» проходили выборы атамана. Все казаки ему и подчинялись.

Сын: А что, казаки только страдали и воевали?

Мать: Нет, сынок. Казаки любили собираться на казачьи гуляния, турниры, праздники, ярмарки. Веселились, играли , состязались, выбирали себе невест .Да что там говорить, пойдем. Сейчас все сам и увидишь. (Уходят)

2 часть. «Казачье гулянье»

Казак: Внимание, внимание!

            Веселое гуляние!

            Собирайся народ,

            Вас что-то интересное ждет.

(Звучит народная музыка « Казаки»)

К нам на гулянье приехали казаки «разинцы», «платовцы», а с ними молодые казачки, да девицы красные. Милости просим!

Добрый день, братья-казаки и сестры- казачки!

Казачка: Здравствуйте, гости званные и желанные! Всех приветствуем и милости просим к нам на праздник!

Казак: Да, трудно, горестно, но зато красиво жили наши деды и прадеды.

Казачка: В лихую годину дружно вставали на защиту родной земли- Матушки. В мирное время работали на ней с утра до ночи.

Казак: Дорожили казачьим братством, вставали друг за друга стеною, делили на всех беду и радость.

Казачка: Умели трудиться на славу. А сейчас пришло время поиграть, свою удаль показать!

Приглашаем молодых казаков «платовцев» и «разинцев»! Посмотрим, какие они быстрые.

Игра «Длинная лоза»

(Все играющие становятся в одну колону . По сигналу становятся на колени и ладошки(сгибают спину), перепрыгивают через каждого, впереди стоявшего игрока и забегают вперед, пока не перепрыгнет последний игрок.)

Казак: Прошу всех сесть! А сейчас я хочу представить вам молодых казаков «платовцев». Они нам покажут свою строевую подготовку. На такие смотры приходили молодые казачки посмотреть да женихов себе выбрать. А молодые казаки старались показать, какие они статные да видные.

«Выполнение строевых команд»

Становись! Равняйсь! Смирно!

1. Расчет по порядку.

2. Перестроение в две шеренги 1-й, 2-й.

3. Перестроение в две шеренги по расчету 1,2,3-й.

Казак: Спасибо, «платовские» казаки! (садятся) А еще в старину взрослые казаки обучали молодых казачат владению нагайкой (плеткой). И была у них такая поговорка « Казак плетью погонял коня, плетью бил и врага»      

Я предлагаю соревнование на самого ловкого казака.

Конкурс «Сбей плетью кеглю».

(Нужно плетью с одного удара сбить кеглю).

Очень любили казаки силу свою богатырскую показать. Играли в игру «Бой петухов». Сейчас и наши казаки покажут свою силушку. Ну и кто желает сразиться?

Игра «Бой петухов»

(Играющие стоят в кругу ,на одной ноге. По сигналу «толкайся плечом» выталкивают соперника. Кто первый из круга вытолкнет, тот и победитель).

Казак хвалит победителей.

3 часть.

Казачка: А сейчас мы вам расскажем и покажем, как в старину свадьбы играли. Давно это было…

                Русские люди жили просто, без затей

                До поту трудились ,в праздник веселились да свадьбы играли.

Казак: В одной большой деревне девица живет.

           Всем нарядна молодица-

           Так гласит народ.

           У нее черны волосы,

           Умные глаза.

           Ходит свататься в станицу молодой казак.

(Идет жених и сваты. Подходят к дому. Выходят навстречу отец и мать невесты (исполняют дети).

Сваты: Мы к вам в гости пришли!

Мать и отец: А зачем?

Сваты: Нам невеста нужна!

Мать и отец (показывают куклу): Вам такая нужна?

Сваты: Нет, у неё зубки болят.

Мать и отец: А вы ей пряничка.

Сваты: А она пряничка не ест.

Мать и отец: А вы ей плеточки.

Сваты: А она плеточки боится! Отворяй ворота! Отдавай невесту! (стучат ногой)

Казачка: Так просто невесту ни кто не отдаст, ее нужно заслужить!

Казак: Я предлагаю поиграть в игру «Цепи». В этой игре молодые казаки могут выбрать себе невесту.

Игра «Цепи» (Игроки выстаиваются в две шеренги и держаться за руки. Сначала девочки по одной бегут и разбивают цепи. Если разорвали – выбирают себе мальчика.

Тоже самое делают мальчики. Кто не сможет разбить – остаются в противоположенной команде.

(Образовавшиеся пары выстраиваются для игры «Ручеек», жених берет свою невесту, и все играют.)

Казачка (после игры): А вот и пара у нас получилась. Молодой казак выбрал свою невесту.

(Все дети становятся в хоровод, а «молодые» в центре.)

Жених: Я хочу на этой девице жениться!!!

Подружки: А мы так просто не отдадим (забирают невесту и уходят).

Казачка: Придется невесту выкупать! Эй, сваты, несите подарки за невесту! (Стоит мать и отец)

Сваты: Мы вам подарки принесли!

Мать и отец: А какие?

Сваты: Вот вам сладкий медок,

             А вот вам платок расписной.

             Вот вам скатерка, чтоб гостей встречать.

Мать и отец: Подарки хорошие! Если невеста согласна, мы отдадим ее жениху. (Звучит музыка невесту, одетую в свадебный наряд , ведут к жениху. Все становятся в большой круг. Жених берет за руки невесту, и они кланяются гостям. Отец и мать благословляют. )

Невеста: Я видела купца

                 Продавал он два кольца.

                 Одно мне носить,

                 А теперь тебе водить. (Жених надевает кольцо невесте)

Казак и казачка: А теперь нас ждет веселье - пляски, смех и угощенье!

(Звучит музыка, все водят хороводы). Ну, молодые, приглашайте всех гостей за свадебный стол. (Все гости идут в зал на чаепитие).


Используемая литература:

  1. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону, 2005
  2. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». – Ростов-на-Дону, 2005
  3. А.В. Венков (отв. ред.) История донского казачества. г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.
  4. К.Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.
  5. И.К. Пархоменко – Русские песни казаков Дона и Кубани. – Краснодар, 1998 г.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...

Читайте также

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей…

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Возраст: 6-7 лет (дети с...