Праздник «Встреча осени. Осенины»

 

Цель: воспитывать у детей интерес и уважение к культурам и традициям разных стран. Дать представление о сходстве этих традиций.

Задачи: формировать представление о значении сельскохозяйственного труда в жизни человека. Расширять географический и исторический кругозор детей и содействовать формированию целостной первичной картины мира. Вызвать интерес к работе с картой.

Материал: магнитофон, демонстрационный материал, живые овощи и фрукты, три корзинки, проектор, ноутбук, интерактивная игра «Осенние загадки», празднично убранные столы.

 

Ход праздника.

Зал нарядно украшен и разделён ширмой на две части. В одной части угощения в другой развлечения.

Дети с воспитателем стоят посреди второй части группы. (так, чтобы дети не видели украшенного стола)

Воспитатель: Ребята чтобы догадаться, о чём пойдёт речь вам нужно отгадать загадку.

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я … (осень).

Воспитатель. Правильно, речь пойдёт об осени, а мы знаем осеннюю песенку. Давайте её споём, что бы стало веселей (И.Смирнова «Осень постучалась к нам»). Молодцы вы хорошо её исполнили, а сейчас я прочитаю вам стихотворения известных поэтов об осени. Послушайте З. Федоровская «Осень», В.Авдиенко «Осень». (Воспитатель читает стихотворения.)

Воспитатель. В них говорится о том, как осень сбрасывает листья. Ведь одна из первых примет осени – пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. Поэтому поводу в народе и поговорка сложена: «Мигнула липа пёстрым лепестком - осень позвала». А есть ещё одна «Лето со снопами – осень с пирогами» как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, ведь не зря говорят осень золотая время урожая. Собирайся, народ, вас много интересного ждёт. Много песен много шуток и весёлых прибауток. Ведь сегодня непростой день, сегодня 22 сентября. Издавна на Русси этот день праздновался как день второй встречи осени и назывался Осенинами или Оспожниками. Этот день отмечался как день большого урожая. Ребята, а вы знаете, что праздник урожая отмечают не только в нашей стране, но и в других странах мира?

Так, например в Германии в первое воскресенье октября отмечается праздник Эрнтеданкфест (Erntedankfest). В этот день принято после мессы освещать злаки, фрукты и цветы. Проходят праздничные процессии, на повозках везут зерно, плоды и овощи. Взрослые и дети надевают национальную одежду (приложение 1).

Скандинавии крупнейший праздник сбора урожая празднуется на острове Эланд он привлекает тысячи гостей. По всему острову проводятся сотни праздничных мероприятий (см. приложение 1).

- А в Англии была традиция празднования конца уборки урожая – праздник последнего снопа. Колоски скошенные последними, связывались в сноп и это означало, что весь урожай благополучно собран. Позже этот обычай преобразовался в традицию изготовления кукол из зерна. В Англии до сих пор жив обычай изготовления таких кукол, которые ставятся у очага на всю зиму. (Весь рассказ воспитатель сопровождает иллюстрациями. См. приложение 1.)

- А были ли похожие традиции на Русси? (отвечают). Конечно наш праздник Осенини очень похож на другие праздники народов. Мы тоже собираем урожай и отмечаем этот праздник.

(Воспитатель подводит детей к столам на которых лежит осенний урожай: овощи, фрукты и злаковые.) Сегодня у нас на столах плоды этого урожая. Назовите, что вы видите на столе?

(Дети показывают и называют что они видят.)

Воспитатель. Если положить яблоки и груши в чашку и долго держать их в доме, что может произойти? (Предложения детей.) Да вы правы, они испортятся.

Воспитатель. А что нужно делать, что бы они ни испортились? Как вы дома заготавливаете впрок овощи, фрукты, ягоды?

(Дети рассказывают, что овощи солят, маринуют, делают из них овощные консервы: из фруктов готовят разнообразные компоты, варенья.)

Воспитатель. А вы знаете, что есть ещё способ хранить овощи и фрукты - замораживать их. Но для того чтобы их заморозить, засолить или сварить варенье, сначала нужно собрать урожай.

Воспитатель. Ребята я вам тоже предлагаю собрать фрукты и поиграть в игру «Собери урожай». Вы согласны (да). Тогда слушайте правило. В нашей группе рассыпались фрукты, овощи и злаковые ваша задача их собрать и рассортировать в три разные корзинки. Но буте внимательны они рассыпались везде и могут оказаться в самых неожиданных местах! (Воспитатель делит детей на две команды, и они под музыку собирают урожай, кто быстрей и больше соберёт.)

Воспитатель. Молодцы! вы собрали урожай и мы можем нести его на кухню для приготовления блюда. (Выбирается ребёнок который под сопровождение помощника воспитателя несёт урожай на кухню.) А пока мы ждём назад нашего помощника, я предлагаю вам отгадать загадки. Внимание на экран! На экране вы видите четыре группы геометрических фигур: живая природа, неживая природа, развлечения и праздники. Под каждой геометрической фигурой находится загадки, вы можете выбирать любую геометрическую фигуру из любой категории и отгадывать.

(Дети отгадывают загадки.)

Воспитатель. Очень хорошо вы все старались, наверное, немного устали, я предлагаю отдохнуть и попить чаю с дарами осени.

Дети проходят за заранее приготовленные к чаепитию столы. Стол празднично украшен, на нём лежат разные сорта хлеба (желательно чтобы дети могли увидеть колосья или зёрна разных культур), варенья, и старинные русские блюда. Блюд должно быть немного, чтобы каждому ребёнку досталось буквально по столовой ложке - только попробовать. Во время чаепития воспитатель ведёт беседу о происхождение некоторых культурных растений. (См. приложение 2.)

Всё попробовав и обсудив, чаепитие завершается. Можно перейти к поиску названых воспитателем географических мест на карте.

 

Приложение 1

Праздник Эрнтеданкфест. Поскольку этот праздник религиозный его начинают с торжественной религиозной службы, во время которой освещаются лучшие плоды, снопы и венки из пряных трав и злаков, принесённых в храм для праздничного украшения алтаря.

 

1

Источник фото: http://meinland.ru/data/attachment/portal/201110/07/154808ff68yi5f5go87ziz.jpg

 

Праздник сбора урожая на острове Эланд.

 

2

Источник фото: http://static.panoramio.com/photos/original/18085095.jpg

 

В Англии праздник урожая.

 

3

Источник фото: http://www.liveinternet.ru/community/5037242/post333182432/

 

 

Приложение 2

Воспитатель. Пшеница. Появилась ещё в древности, была известна в Египте, Китае, Ираке. Из неё получают муку, манную и полтавскую крупу. Солому применяют для выделки бумаги и картона.

Родина кукурузы – Мексика к нам её привезли очень давно. Из кукурузной муки готовят лепёшки, а также мамалыгу – крутую кашу, которую едят вместо хлеба.

Помидоры также попали к нам из Америки, где их звали «томаты». «Помидоро» в переводе с французского означает «золотое яблоко» или «яблоко любви».

Пшено – результат переработки овса, о котором сложено много народных песен. Его родина Китай и Монголия.

Родина культурного риса – Юго- Восточная Азия. Рисовая солома идёт на изготовление высококачественной рисовой бумаги, шляп. (И т.д., детям можно рассказывать о тех культурах которые будут у вас на столе).

 

Литература.

  1. Е.В.Соловьёвва, Л.В.Редько. Радуга. Воспитание интереса и уважение к культурам разных стран у детей 5-8 лет: метод. пособие для воспитателей. - М.:Просвещение. 2015 г.
  2. С.В. Шапошникова. Групповая традиция в детском саду: планировании, познавательных занятий, праздничные вечера для детей 4-7 лет. Волгоград. - Учитель. 2009 г.
  3. О.В. Мариничева, Н.В.Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: «Академия развития».1997 г.
  4. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. Дедактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: «Академия развития». 1997 г.
  5. Интернет ресурс http://viki.rdf.ru/item/3577/ . автор Саломатина А.А. «Осенние загадки» - интерактивная игра.
  6. http://meinland.ru/data/attachment/portal/201110/07/154808ff68yi5f5go87ziz.jpg
  7. http://static.panoramio.com/photos/original/18085095.jpg
  8. http://www.liveinternet.ru/community/5037242/post333182432/


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение...

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Читайте также

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей…

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей раннего дошкольного возраста»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...