Сценарий праздничного мероприятия, посвященного Масленице
Тема: «Широкая Масленица!»

Возраст участников: дети 6-7 лет

 

Цель мероприятия: Приобщение дошкольников к национальным традициям русского народа.

Основные задачи:

  • формирование у детей устойчивого интереса к русской культуре, к обычаям народа;
  • расширение представлений о разнообразных традициях, которые характерны русской Масленице;
  • воспитание любви и уважения к культурному наследию, чувства патриотизма.

Форма организации мероприятия: литературно-музыкальная композиция с просмотром репродукций картин и играми.

Количество участников: 25 детей.

Оснащение мероприятия:

  • русские народные костюмы, костюмы скоморохов;
  • чучело Масленицы;
  • 2 большие сшитые рукавицы, набитые синтепоном; бумажные «снежки»;
  • бубны;
  • ПК, проектор, экран;
  • музыкальный центр, аудиокассета с записями песен.

Подготовка:

Для украшения группы, в которой будет проходить мероприятие, можно использовать разноцветные ленточки, яркие платки и шали, изображение солнца.

Звучит веселая музыка.

Скоморохи и ведущий, одеты в старинные костюмы, встречают пришедших детей и рассаживают их по скамейкам у стен.

 

Ход мероприятия

Выходят Скоморохи (1) - (2) с бубнами в руках.

Скоморох (1):

В город нынче пришла

В гости Масленица!

Русская, старинная,

Румяная да блинная!

Со «Снежными городками»,

Горячими пирогами,

С бубликами да баранками,

Тройками да санками!

Скоморох (2):

Привезли мы подарки вам разные,

Зашумел уже ярмарки ряд.

Ждут вас игры и песни

прекрасные,

И старинный славянский обряд.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (1): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем праздновать Масленицу! Масленица — один из самых древних, любимых и веселых народных праздников. Издавна любили на Руси Масленицу. В это время прощались с зимой и прославляли весну.

Чтец (1):

Ой, да масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой, да масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Чтец (2):

Широкая Масленица - Сырная неделя! 

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. 

Печь блины и развлекаться будем всю неделю, 

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (1): Целую неделю гостит у нас Масленица. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Чтец (1):

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". 

Яркие салазки с горочек скользят. 

Целый день веселье. Наступает вечер... 

Накатавшись вволю, все блины едят.

Ведущий (1): Понедельник называли «Встречей Масленицы», и отведен он был для подготовки праздника. Люди поднимались на высокую гору, пели песни, зазывали Масленицу.

(Демонстрируется слайд.)

Все решали, с кем и как проводить праздник, с кем встречаться на Масленой неделе.

В этот день строили ярмарочные балаганы, различные аттракционы, карусели и качели, заливали ледяные горы и шили чучело Масленицы.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (2): А дети в это время разносили маленькие блиночки-приглашения тем, кого родители желали видеть у себя в доме в последний день Масленицы.

Разносили не все маленькие блинчики - часть их была предназначена для магического действия: их бросали как можно выше, приговаривая:

Уходи, зима сопливая,

Приходи, лето красное,

С сохою-бороною, с пшеничкою.

Показывая тем настоящему солнышку, на примере его блинного изображения, как высоко оно должно подниматься в небе, чтобы сильнее греть землю.

Упавшие блинчики не выбрасывали, потому что на исходе зачастую голодной зимы такое расточительство было просто не мыслим. Поэтому, отряхнув от снега, блинчики съедали, приговаривая: «Не поваляешь - не поешь».

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (1): Пока мужчины строили, а дети разносили приглашения, женщины делали из соломы чучело Масленицы. Набивали уродливую голову, чтобы хорошо горела, сеном и наряжали чучело в изодранные ветхие одежды.

(Демонстрируется слайд.)

Чтец (2):

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. 

Все гулять, резвиться вышли, как один! 

Игры и потехи, а за них - награда: 

Сдобный и румяный масленичный блин!

Ведущий (2): Во вторник начиналось катание с гор и на качелях. Парни и девушки заигрывали друг с другом. Этот день так и называли — «Заигрыш».

(Демонстрируется слайд.)

Давайте и мы вспомним старинные русские игры.

(Проводится игра.)

«Два мороза»

Выбирают двух водящих — это два Мороза: «Мороз — красный нос» и «Мороз — синий нос». Морозы встают в середине площадки для игры. Остальные игроки встают по одну сторону от Морозов. Место, где они стоят, очерчивается линией — это «дом». Игра начинается. Морозы вместе произносят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые». Дальше по очереди они говорят: «Я Мороз — красный нос» и «Я Мороз — синий нос». Дальше снова вместе:

«Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

Игроки хором отвечают:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!»

После этих слов игроки выбегают из «дома», они должны перебежать на другую сторону площадки мимо Морозов. Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Тот, кого «заморозили», сейчас же останавливается и замирает. Когда все не «замороженные» оказываются по другую сторону от Морозов, начинается второй этап игры. Морозы опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. «Морозы» ловят играющих и мешают им выручать «замороженных». Играют так несколько раз. Затем выбирают новых ведущих из непойманных игроков. В заключение отмечается, какой Мороз сумел «заморозить» больше ребят. Во время игры важно соблюдать правило: выбегать можно только после слов «не страшен нам мороз».

Чтец (1):

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. 

Каждая хозяюшка колдует у печи. 

Кулебяки, сырники - всё им удаётся. 

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Ведущий (1): Среду называли «Лакомкой». Одна из трапез в этот день, по обычаю, обязательно должна быть блинной. Блины — не просто еда. Это символ долголетия, здоровья и богатства. Блины были домашние и уличные. С утра до вечера по площадям и улицам городов ходили блинщики и выкрикивали: «Кому блины горячи, кому маслены».

В этот день тещи зазывали зятьев на блины и всячески старались им угодить, а зятья без опаски могли высказать обиды.

(Демонстрируется слайд.)

Чтец (2):

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. 

Ледяные крепости, снежные бои... 

Тройки с бубенцами на поля выходят. 

Парни ищут девушек - суженых своих.

Ведущий (2): Четвертый день - Широкий четверг. В это день начинался разгул: ряженые, скоморохи, катание на лошадях и с горы, игры, кулачные бои. Все шумело и веселилось. Все трапезы в этот день были блинные. И уж в четверг-то можно было всяких блинов покушать, каких только душа пожелает. А уж такое веселье на неделе можно было увидеть только еще в воскресенье, на проводах Масленицы.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (2): Шли «стенка на стенку» и устраивали поединки «сам на сам» вовсе не потому, что были агрессивны. Языческий смысл кулачного боя заключен в том, что бог Ярила-пахарь борется с Мором (Морозом), чтобы вернуть земле материнство, способность плодоносить.

За боем следил самый сильный и уважаемый из мужчин. Свято соблюдалось правило не бить лежачего.

(Демонстрируется слайд.)

Скоморох (1):

Эй, народ наш озорной,

Сейчас увидите вы славный бой.

По традиции старинной,

По легенде самой длинной

Объявляем сей же час

Бой кулачный лишь для вас!

(Проводится игра.)

«Кулачный бой»

Для игры понадобятся две большие рукавицы, наполненные синтепоном. На полу мелом очерчивают круг. В круг встают двое мальчиков, в руках у каждого рукавица. Задача каждого игрока — выбить из круга противника.

Чтец (1):

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... 

Тёща приглашает зятя на блины! 

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, 

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Ведущий (1): В пятницу теща гостила в доме зятя и учила дочь печь блины. Называли этот день «Тещины вечерки».

(Демонстрируется слайд.)

Чтец (2):

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". 

Вся родня встречается, водит хоровод. 

Праздник продолжается, общее веселье. 

Славно провожает Зимушку народ!

Ведущий (2): Суббота называлась «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

(Демонстрируется слайд.)

Скоморох (2):

Призываем наиболее метких

Попасть снежками в самую метку.

Конкурс по силам любому,

Не мешайте один другому.

(Участникам предлагается попасть ватными «снежками» в щит диаметром 50 см, расстояние от метальщика до щита должно быть небольшим.)

Чтец (1):

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. 

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". 

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, 

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Ведущий (1): В воскресенье - «Широкая Масленица». И, наконец, наступал последний день. Если все шесть дней в основном Масленицу праздновали в кругу семьи, ходили друг к другу в гости, то последний день был всеобщим праздником. Начинается праздник в полдень. Весь народ собирается на площади, где шумит веселая ярмарка.

(Демонстрируется слайд.)

После задорного и веселого пения частушек начинались все остальные развлечения: катание на санях и качелях, валяние в снегу.

Вершина праздника — взятие снежного городка.

(Демонстрируется слайд.)

Мы с вами сейчас поиграем в похожую игру.

(Проводится игра.)

«Взятие снежного городка»

Ребята делятся на две команды, им выдается одинаковое количество бумажных «снежков». Ведущий включает музыку, и команды начинают друг друга «забрасывать снежками». Как только Ведущий выключает музыку, игра останавливается. Каждая команда подсчитывает «снежки», которые оказались на их стороне к моменту окончания игры. Выигрывает та команда, у которой «снежков» оказалось меньше.

Ведущий (1): Как вы думаете, кто должен был победить в этой игре «Взятие снежного городка»?

(Ребята отвечают.)

Снежный город обязательно должен пасть - это символизирует победу над зимой. После «взятия снежного городка» все собирались в круг, возле чучела Масленицы и кричали ей:

(Действующие лица встают в круг и водят хоровод, в центре круга — чучело Масленицы. Звучит музыка. Все произносят текст.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Чтобы все метели

Разом улетели,

Чтобы птички пели,

Травки зеленели,

Небеса синели

И колосья зрели!

Чтобы все невзгоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы —

Пусть горят, сгорают,

К солнцу улетают!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

С этими словами чучело сжигали. Масленица погибала в огне. Огонь - символ солнца и тепла - одерживал победу над зимой.

(Демонстрируется слайд.)

Ведущий (2): Еще этот день называли «Прощеным воскресеньем»: все просили прощения друг у друга за причиненные обиды.

Вот так заканчивалась Масленица.

Чтец (2):

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к…

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Развивать умение решать примеры. Закрепить умение делить...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

 Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками...

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...