Сценарий развлечения «Масленица» для средней группы

 

Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы - масленицы, о русских старинных выражениях.
  • Способствовать развития интереса к народной культуре, народным традициям, народному творчеству.
  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за принадлежность к русскому народу.

 

Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал, на заднем плане декорация, изображающая деревенский дом. Дети идут змейкой за ведущей, одетой в русский народный костюм. Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий (скоморох 1). Что за славный денёк!

Собирайся, народ

Будем петь, да шутить

Да весну веселить!

Ведущий (скоморох 2). Народ собирается,

Праздник начинается!

А какой сегодня праздник? Подскажите!

Дети: МАСЛЕНИЦА!

Ведущий (скоморох 1). Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Вместе будем мы гулять

Масленицу провожать!

Ведущая 1. Какое недавно закончилось время года?

Дети: Зима!

Ведущая1. А зимние загадки отгадаете, ребятки?

1. Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт (Снег.)

2. Без рук, без ног,

А рисовать умеет (Мороз.)

3. Тётушка крутая, белая да седая,

В мешке стужу трясёт, сугробы наметает,

Ковром землю устилает (Зима.)

4. Заря-заряница, Красная девица

Травку выпускает, росу расстилает.

Идёт стороной – с сохой, бороной

С ключевой водой (Весна.)

Ведущий (скоморох 2): Становитесь, в круг ребята, будем мы в игру играть:

Игра – хоровод «Выпал беленький снежок»с

(Под русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок»с)

Выпал беленький снежок,

Соберемся все в кружок. (Встают в круг, идут по кругу хороводом.)

Все потопаем, Все потопаем. (Останавливаются, топают ногами.)

Будем весело играть,

Будем ручки согревать.

(Делают руками «фонарики».)

Все похлопаем, Все похлопаем (Хлопают в ладоши.)

Если холодно стоять, Мы похлопаем опять (Хлопают в ладоши.)

По коленочкам, по коленочкам (Хлопают по коленам.)

Чтобы стало нам теплей, Будем

прыгать веселей.

Все попрыгаем, Все

попрыгаем. (Прыгают на месте.)

Ведущая 1. Вот и масленица пришла к нам в середине марта, весной. Её празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает…

Дети: … весну!

Ведущая 1. Правильно. Присаживайтесь, мы с вами сейчас всю масленичную неделю вспомним!

Под музыку дети проходят и садятся на стульчики.

Ведущая: В народе каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который называется «встреча».

1 ребёнок Алена. Ой, да Масленица во двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

погости недельку,

Широкая, погости другую!

2 ребёнок (Миша). Боярыня Масленица!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор:

На горах покататься

В блинах поваляться!

3 ребёнок (Саша). Будем Масленицу величать,

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить,

Да на саночках возить!

(Выносят Масленицу.)

Ведущая 2: В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины.

Песня «Блины».

Следом вторник – «заигрыши».

4 ребёнок (Ирина). Приходите в гости к нам

Ко горячим, ко блинам.

Масленка, масленка,

Широкая масленка!

Ведущая: С утра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки. Частушки

1. (Максим.) Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

2. (Андрей.) Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

3. (Матвей.) Я на маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

4. (Ирина.) Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

5. (Лиза.) Как на Масленой неделе

Из трубы блины летели

Ой, блиночки мои! Подрумяненные!

6. (Алёна.) Шила платье из капусты,

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела-

Что же я наделала.

7. (Полина.) Как на Масленой неделе

Со стола блины летели,

И сметана, и творог-

Всё летело на порог.

Далее шла среда – «лакомка».

В среду зятья – ваши папы – приходили на блины к тёщам – маминым мамам.

5 ребёнок (Кирилл). Ой, ты лакомка-среда!

Масляна сковорода!

По законам старины –

Едем к тёще на блины!

А сейчас игра «Веселый бубен»

Ведущая 2. Вот четверг уж наступил – «разгул», самый весёлый день масленицы.

Народ вовсю веселится и забавляется: люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества.

Ведущая 2. Собрались мы позабавиться да потешиться, а что – то грустно у вас? Не пора ли поиграть, повеселиться? Какая Масленица без блинов? Я предлагаю вам испечь блины. Для этого делимся на две команды.

У вас в руках у каждого «блинчик», его нужно забросить на «сковороду» (обруч), чья команда испечёт больше блинчиков, та и победила.

Эстафета 1 «Метание блинчиков на сковороду»

Ведущая 2. А сейчас предлагаю немного покататься, на метле (венике), кто быстрее?

2«Эстафета на метле»

6 ребёнок Ксюша. Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинками объедаемся!

Ведущая 1. Скажите, а на что похож блин? (На солнце)

Чем блин похож на солнышко? (круглый, жёлтый, горячий)

Из какой муки пекут блины? (гречневой, пшеничной, кукурузной)

С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)

Молодцы, много вы знаете про блины!

Ведущая. А у нас уж пятница настала – «тёщины вечёрки», теперь уже зять тёщу к себе приглашал, блинами угощал.

7 ребёнок Саша: Пятый день уж наступает,

А народ не убывает!

Тёщу на блины зовём,

И друзей своих ведём!

Мальчики играют на ложках под русскою народную песню «Как у наших у ворот».

Ведущая 2. Какие вы народные игры любите, предлагайте, поиграем!

Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем. Хоровод заведём, дружно все запоём.

Игра – хоровод «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда

Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда.

2. Мы весняночку поём,

Весну красную зовём

Мы поём, мы поём, весну красную зовём.

Игра – хоровод «Сидит Ваня на лугу».

Ведущий ребёнок сидит и играет на дудочке.

Сидит Ваня на лугу

И играет во дуду.

Хорошо дуда играет, выговаривает. (Дети идут по кругу.)

2. Выходите-ка на луг,

На зелёный луг гулять,

На зелёный луг гулять,

Да под дудочку плясать. (Сходятся в маленький круг и расходятся и танцуют.)

3. Ваня больше не играет

Ваня деток догоняет.

На окончание музыкальной фразы: «Ваня деток догоняет… », все убегают на места, а ведущий ребёнок – ловит

Ведущая 1. В субботу окончательно прощаются с зимой. В этот день невестка дарит золовкам подарки. А кто такие золовки, знаете? Это папины сестрёнки. Суббота – «золовкины посиделки».

8 ребёнок Камила. А в субботу не безделки –

Золовкины посиделки!

Красны девицы, вставайте –

Дорогих гостей встречайте!

Ведущая 2. Вот и наступил последний день масленицы прощёное воскресенье – или проводы масленицы.

Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили друг у друга прощения. Ребята, а как вы думаете, зачем просили прощения? (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии).

Ведущая. Как хорошо мы встретили весну, поиграли. Вот и пришла пора с масленицей прощаться.

Приглашаем всех на улицу и всем садом проводить масленицу.

9 ребёнок. Ты прощай, прощай

Наша масленица!

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом, да яйцом!

10 ребёнок. Со блинами, с пирогами,

Да с оладьями!

Масленица, прощай!

На тот год опять приезжай!

Обращаются к гостям: Вы блинов давно не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов, горячих, да румяных!

Масленицу провожаем, весну встречаем и блинами всех угощаем!

Отведайте наших блинов!

Ведущая и 2-3 детей под песню «Пироги» муз. В. Алексеева, сл. И. Лейме выносят на подносе блины и угощают гостей

Здесь блинов лежит гора

Налетайте детвора!

(Все угощаются блинами и чаем.)

Вот и настало время прощаться с Масленицей!

Все: Прощай, Масленица! (поджигают).

Гори, гори ярче

Лето будет жарче

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам

Где сугробы лягут,

Будет больше ягод

Пусть несут в колоду

Пчёлы больше мёду

Пусть в полях пшеница

Густо колосится.

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Маму любят все на свете

– Малыши, большие дети,

Любит папа, сто подруг.

Мама – самый верный друг.

 

Мамы всех детей укроют

И от беды и злых зверей, Значит, снова с женским днем

Поздравляют женщин.

Поздравляет маму сын,

Поздравляет дочка.

Все читают ей с утра

Поздравлений строчки

Поздравляет дочка.

Все читают ей с утра

Поздравлений строчки

Но секрет один открою:

Мамы лучше нет моей.

 

Я слепил в подарок маме

Пластилиновый дворец.

Он – как в сказке на экране.

Мама скажет: «Молодец».

 

Маме сшили мы салфетку,

Цифру «восемь» вышиваем,

Птичку вышили на ветке:

Завтра маму поздравляем.

 

Маме в день восьмого марта

Дарим веточку мимозы.

Этот день наступит завтра,

Даже пусть трещат морозы.

 

Пусть насупились сосульки

И ледок хрустит легонько.

Свиснем глиняной свистулькой –

Веселить бы маму только.

 

Если солнце за окном,

А морозы меньше –

Значит, снова с женским днем

Поздравляют женщин.

Поздравляет маму сын,

Поздравляет дочка.

Все читают ей с утра

Поздравлений строчки.

 

Мама варит нам компот

И стирает куртки

Мы же маме каждый год

Дарим незабудки.

Купим нежную красу

И поставим в вазу.

И не станем огорчать Мамочку ни разу.

 

Мой подарок маме

У меня в кармашке.

В глубине кармана

Спряталась ромашка.

Рисовал ромашку

Целый вечер я

Для тебя, мамуля

Я люблю тебя.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Детско-родительский проект (по финансовой грамотности) «Знаки – напоминалочки по ресурсосбережению»

Детско-родительский проект (по финансовой грамотности) «Знаки – напоминалочки по ресурсосбережению» (Подготовительная группа) Тип проекта: детско-родительский. Вид проекта: творческо-исследовательский. Участники: дети, родители, педагоги. Масштаб: краткосрочный (1...

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Степ-аэробика…

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Степ-аэробика как средство развития двигательной активности дошкольников»

Читайте также

Проект «Путешествие в историю русского быта»

Проект «Путешествие в историю русского быта» Основные характеристики проекта: Тип проекта: практико-ориентированный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: две недели. Сроки реализации проекта – 2018-2019...

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...