Тематическое развлечение «Знакомство с домовенком Тимоней»
Знакомство проходит с детьми дошкольных групп на фольклорном кружке
«Малышок».
Цель: Познакомить детей с происхождением домового. Рассказать легенду о домовых, что относились в старину к ним уважительно, называя домового
«Доброжимом», «Доброхотом», «Доможимом», «Дедушкой – соседушкой».
Рассказать детям о многочисленных приметах, преданиях, что русский народ посвятил сотни песен, сказок, пословиц, поговорок, загадок дому, избе, вспомнить народные потешки.
Воспитывать любовь и уважение к русскому народу, к его обычаям, обрядам. Вызвать эмоциональные чувства в желании читать стихи, потешки, петь народные песни.
Предварительная работа:
Занятия в русской избе, изучение быта крестьянской семьи, разучивание пословиц и поговорок, народных хороводов, рассказывание русских народных сказок, пение частушек, беседы о русском народном костюме.
Дети входят в избу, прибранную, как в обычный день, не по-праздничному.
Воспитатель: Ребята, мы вновь пришли погостить в нашу русскую избу. Помните, мы уже не раз бывали здесь. Давайте еще раз посмотрим и скажем, что мы видим вокруг себя?
Дети: Стол, самовар, кухонная утварь, кровать, коляска для ребенка, рушники, рамки с фотографиями на стенах, икона в углу, печь, сундук расписной, прялка…
Воспитатель: Все по-старинному, все по-доброму. Скажите, а для чего в доме нужна печь?
Дети: Готовить еду, топить печь, чтобы в доме было тепло.
Воспитатель: Она такая же, как в наших домах сейчас или чем-то отличается? Давайте её хорошенько рассмотрим.
Дети вместе с воспитателем разглядывают и сравнивают печь, а в ней чугунки, в которых готовят еду. В печи есть широкая труба, задвижка. Неожиданно в трубе находят куклу – домовенка, при этом (голосом воспитателя) он чихает и фыркает.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а кто это здесь притаился, сидит и за нами наблюдает? (Ребята с удивлением смотрят на куклу в руках воспитателя.) Я знаю кто это. Это домовенок, а зовут его «Тимоня». Кто же такой домовой?
(Воспитатель держит в руках куклу, привлекая внимание детей.) А вот послушайте. Когда Бог сотворил жизнь, на Землю он сбросил и непокорную злую силу. Так случилось, что поселилась она поближе к людям; они обжились и обмякли, и не сделались злыми врагами, как леший и черти, а переродились и оказались привычками людей шутливого и веселого нрава. Каждая жилая деревенская изба имеет одного такого невидимого жильца, который является сторожами хранителем всех живущих и людей, и скотины, и птицы. И звал его народ Доброжилом, Доброхотом, Хозяином. Вот и у нас есть свой хозяин. Ведь наш детский сад –это наш с вами дом, а в доме всегда есть хозяин, у нас это- дедушка-соседушка Тимоня. Давайте с ним поближе познакомимся.
Дети здороваются с домовенком, он тоже их приветствует, радуется встрече (говорит голосом воспитателя, который держит его в руках и призывает обратить внимание на его внешний вид).
Воспитатель: Посмотрите на Тимоню, какой он по характеру?
Дети: Красивый, добрый, смешной, веселый, домовитый – у него сумка есть.
Воспитатель: А во что он одет?
Дети: Русский народный костюм рубаха- косоворотка, штаны, лапти на ногах, поясок, шапка.
Воспитатель: А теперь послушайте, вот такие пословицы про дом:
«Дом без хозяина – сирота»;
«Дом вести – не рукавом трясти»;
«Дом построить- не шапку на голову надеть».
Как вы понимаете эти пословицы?
Дети: В доме должен быть хороший, добрый, трудолюбивый, умелый хозяин.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, хорошо, что в нашем детском саду, в нашем доме есть свой Доброжил?
(Дети соглашаются, трогают куклу – домовенка, рассматривают его голову, лапоточки, держат на руках.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь нашему дедушке-соседушке Тимоне почитаем потешки русские народные.
Дети читают по очереди потешки:
1. Идет коза рогатая, по боку дратая,
Кто молоко не пьет,
Того рогом бьет – пыр, пыр, пыр.
2. Баю-баю-баюшки –
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки-
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гуливать,
Да стал мой милый засыпать.
Приди, котик, ночевать,
Да, приди дитятко качать.
3. Ивану большому – дрова рубить;
Ваське-указке - воду носить;
Мишке – середнему – печку топить;
Гришке – сиротке – кашу варить,
А крошке- Тимошке- песенки петь,
Песни петь, да плясать.
Родных братьев потешать.
Воспитатель: Интересные потешки вы знаете, да и Тимоне они, наверняка, очень понравились.
Тимоня: Спасибо, вам ребята, что повеселили меня, а то я засиделся один, заскучал. Теперь я вижу, что знакомы вы с бытом русского народа, знаете и понимаете пословицы, умеет читать потешки, знаете, какова крестьянская одежда. А умеете ли вы песни петь? Я очень песни люблю слушать!
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Тимоне песню –хоровод «По малину в сад пойдем».
Дети поют песню, в хоровод приглашают домовенка.
Тимоня: Спасибо вам, ребята, за песню, за слово доброе.
Воспитатель: Ребята, а вам Тимоня понравился?
Дети радостно отвечают, что понравился, что домовенок хороший и добрый.
Воспитатель: Я думаю, что и вы ему понравились и Тимоня навсегда останется жить в нашем детском саду, в русской избе. Мы пообещаем Тимоне, что будем приходить к нему в гости, а он будет нас ждать.
Дети: Мы тебе, Тимоня, пирогов-то напекли, отведай их с малиновым вареньем. (Подают домовенку угощенье, ставят на стол и уходят.)
Читайте также |
---|
Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»
Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...
Познавательный проект «Дары леса»
Познавательный проект «Дары леса»
Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»
Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание: Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...