Проект, как эффективная форма интеграции содержания образовательной деятельности
Статья знакомит с опытом работы по проектной деятельности с дошкольниками, как эффективной формой интеграции содержания образовательной деятельности.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми. В ФГОС определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями детей дошкольного возраста.
Интеграция даёт альтернативность мышления, позволяет переносить установленные понятия и зависимости на аналогичные в других областях знаний. Качественное осуществление интеграции в ДОУ возможно при взаимосвязи разных видов деятельности, взаимопроникновении различных разделов воспитания и образования детей.
На смену традиционных методов обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Один из перспективных методов, способствующий решению этой задачи, - метод проектной деятельности.
Метод проектов – это самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Реализация принципа интеграции в проектной деятельности:
1. Способствует формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.
2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.
3. Формирует познавательный интерес, так как включены представления из различных образовательных областей.
4. Позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс при переходе от одного вида деятельности к другому.
5. Способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.
6. Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).
7. Способствует более тесному контакту всех специалистов и
сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Таким образом, проектная деятельность имеет все критерии интегрированного подхода.
Цель моей работы - использование метода проекта, как эффективной формы интеграции содержания образовательной деятельности и развития свободной творческой личности ребёнка.
Для решения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
- составить план проектной деятельности на год с учётом интеграции образовательных областей, лексических тем, возрастных возможностей;
- активизировать познавательную активность детей
- вовлекать родителей в совместную работу над проектами;
- создать условия для проектной деятельности, при сотрудничестве всех участников проектной деятельности.
Проектную деятельность использовала со старшего возраста, поскольку в этом возрасте устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценка, а также стремление к совместной деятельности. Рефлекторная способность осознания значимости выполненной деятельности развитию личностных качеств; инициативность, ответственности и настойчивости в достижении цели. В результате совместного проекта всегда получали результат.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, путем включения участников процесса в различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
В начале 2013/14 учебного года был составлен план работы, включающий в себя тематику проекта, интеграцию образовательных областей, предполагаемый результат.
Построить работу над проектом помогает циклограмма планирования видов деятельности, включающая все формы работы с детьми и способствующая равному учету всех образовательных областей в течение тематической недели. Целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели гармонично объединяет различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Работа с детьми над проектом делится на несколько этапов:
1. Целепологание: помогаю детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определённый отрезок времени.
2. Планирование деятельности:
- к кому обратиться за помощью (спросить у другого человека, узнать у специалиста, подумать самостоятельно);
- где найти информацию (посмотреть в книгах, получить информацию у компьютера, провести эксперимент, понаблюдать, посмотреть по телевизору);
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Практическая часть (выполнение проекта).
4. Фиксация результатов (схемы, алгоритмы, таблицы). 5. Подведение итогов (цель: совпадает или нет).
- представление продукта проектной деятельности.
Проекты были как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включали в себя мероприятия, направленные на достижение цели.
Проекты имели разные виды, например:
• Комплексные: «Моя Родина» (познание, речевое, соц.-комм.), «День Победы» (познание, речевое, соц.-комм, худ. эстетич.), «Такие разные сказки»;
• Творческие: «Птицы Пермского края» (речевое, худ. эстетич., познание), «Солнышко для мамы», «Весёлая ярмарка», «Отходы в доходы»;
• Групповые: «Широкая Масленица» (худ. эстетич, речевое, физическое), «Откуда появилась книга», «Обрядовые куклы», «Веселая ярмарка»;
• Индивидуальные: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Семейные праздники» (речевое, соц. коммун, худ. эстетич.);
• Исследовательские: «Тайны космоса», «Воздух - невидимка», «Матрёшка- улыбка России».
За годы работы некоторые темы проектов стали традиционными, например: «Новогодняя игрушка», осенний проект «Дары осени», «Мир театра» к театральной Неделе.
Каждый учебный год под влиянием интересов и стремлений детей, требований времени изменяется тематика проектов. Так появились проекты «Мы все такие разные» (познание, речевое, соц.коммун.), «Неделя опытов», «Путешествие по странам».
Успех наших проектов в том, что большинство родителей проявляет интерес к сотрудничеству, и поддерживают детей и педагогов.
Для вовлечения родителей в проектную деятельность - познакомила их с методом проекта (буклеты, папки - ширмы, консультации, круглый стол, презентации), привлекала родителей к подбору развивающей среды (книг, энциклопедий, необходимых предметов, оборудования) к оформлению схем, алгоритмов, таблиц, презентаций.
Таким образом, проект – эффективная форма интеграции образовательного содержания:
- соответствует современному уровню представлений о мире;
- дает возможность развернуть перед детьми многомерную картину мира в динамике;
- позволяет каждому ребенку использовать свои сильные стороны и приобретать свой опыт;
- позволяет каждому учиться, используя свой стиль познания;
- уменьшает перегрузки в образовательной деятельности;
- дает возможность получения качественно нового педагогического результата.
Читайте также |
---|
Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»
Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...
Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»
Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка “Подготовка к...
Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа). Тема: «Лесной городок…
Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа) Тема: «Лесной городок для зайчат» Цель: Создать условия для творческой деятельности детей. Формирование простых конструктивных...