Фоновая музыка как средство интенсификации воспитательного процесса дошкольников

 

Диссертация на соискание академической степени магистра педагогических наук по специальности 1-08 80 02
Теория и методика обучения и воспитания (музыкальное искусство)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Сущность и принципы воспитательного процесса в дошкольном учреждении;

1.2 Нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении как основа

целостного воспитательного процесса;

1.3 Музыка как средство интенсификации процесса воспитания у старших дошкольников.

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  В РАМКАХ НРАВСТВЕННОСТИ

2.1 Содержание и методы работы специалистов дошкольного учреждения по нравственному воспитанию дошкольников с использованием музыки (констатирующий эксперимент);

2.2 Опытно-экспериментальная работа по интенсификации нравственного воспитания в дошкольном учреждении (формирующий эксперимент);

2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по использованию музыки как средства интенсификации нравственного воспитания дошкольников (контрольный эксперимент).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

РЕЗЮМЕ.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности[85].

Первоначальное становление личности начинается в семье, но целенаправленно, методически обоснованно формирование происходит в дошкольном учреждении. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, отношения, поведения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе[16].

Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был заложен в основу педагогического воздействия.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-нравственного воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто не нуждается в ней так, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь[19].

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами (проектами), темами

Диссертационное исследование выполнено в рамках комплексной научно-исследовательской темы кафедры музыкально-инструментальных дисциплин учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка» «Модернизация музыкально-образовательного процесса по дисциплинам кафедры фортепиано» на период. 20010-2015 гг. (№ ГР 20115409).

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать пути  использования музыки как средства интенсификации воспитательного процесса детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Объект исследования: организация воспитательного процесса дошкольников.

Предмет исследования: музыка как средство интенсификации процесса нравственного воспитания.

Цель, объект и предмет позволили определить задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность, компоненты и основные характеристики воспитательного процесса, выявить особенности нравственного воспитания старших дошкольников.
  2. Обосновать возможности музыки в качестве средства интенсификации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Выявить педагогические условия, обеспечивающие интенсификацию нравственного воспитания с помощью музыкальных методик.
  3. Разработать содержание и методику педагогической работы специалистов дошкольного учреждения с детьми по воспитанию нравственности при использовании музыки и определить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Проблема исследования

Обосновать значимость, важную роль в дошкольном воспитании применения музыки, как на музыкальных занятиях, так и в педагогической деятельности специалистов дошкольного учреждения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, руководителя по физическому воспитанию). Повысить значимость фоновой музыки в семейном воспитании.

Теоретико-методологической базой данной работы явились концепции: И.Н. Горелова о роли и сущности невербальной коммуникации в системе общения; В.П. Морозова о функции музыки в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности; О.В. Соловьевой о роли обратной связи в межличностном общении; В.И. Петрушина о возможности соотнесения эмоциональной выразительности музыки с психологией личности; Э.Ж. Жак-Далькроза о возможности пластического интонирования музыки.

Методы исследования

Теоретические: определения исходных положений исследования по литературным источкикам;  анализ и обобщение педагогической практики путем изучения концептуальных подходов, методических разработок, программ по дошкольному и музыкальному воспитанию и обучению.

Эмпирические: беседы, наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование; педагогический эксперимент; социометрический эксперимент.

Новизна

Поэлементное использование музыки родителями в семье, педагогами и воспитателями в специально организованной деятельности и на  музыкальных занятиях в дошкольном учреждении как интенсивное средство для интенсификации нравственного воспитания детей 5-7 лет.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Сущность воспитательного процесса дошкольников, которую можно рассматривать в русле процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в игре, учебе, общении, практической деятельности. Воспитательный процесс — ядро педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения. Воспитание направлено не только на формирование личности, но и на создание условий для развития  индивидуальности. Результаты воспитанности ребенка определяются как по внешним признакам (поведение, аккуратность в одежде, самообслуживание), так и по признакам внутренней культуры, основными качествами которой являются дружелюбие, отзывчивость, любознательность, честность, любовь к окружающей природе, близким и др.

2. Методика и педагогические условия. Содержание,  методику и педагогические условия работы специалистов дошкольного учреждения с детьми по воспитанию нравственности можно выстроить на основе многоступенчатой системы использования музыкального искусства как средства интенсификации воспитательного процесса. Отдельными ступенями при этом являются различные режимные моменты дошкольного учреждения (Приём детей, подготовка к завтраку завтрак, специально организованная деятельность (занятия в образовательных областях: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Эстетическое развитие»), прогулка, обед, сон, самостоятельная деятельность, уход домой), в которых музыка создает необходимый для воспитательной работы фон  и выступает как средство социально–нравственного  и личностного развития ребенка. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность воспитательного процесса дошкольников являются:

– комплексное изучение детей и родителей  как необходимое условие его полноценного и гармоничного развития ребенка в дошкольном учреждении и семье;

– взаимосвязь и взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в воспитании дошкольника на основе использования музыки;

– ориентация  воспитательного процесса на духовно–творческое развитие детей в различных видах образовательной деятельности;

– профессиональное совершенствование участников образовательного процесса по использованию музыкального материала для эффективного взаимодействия в обучении, воспитании и развитии детей.

3. Методическое обеспечение по использованию музыки как средства интенсификации нравственного воспитания старших дошкольников.

Содержит беседы, рассказы, сказки, песни, музыкальные сказки, представляющие «азбуку нравственности» с музыкальным приложением (в видеороликах, аудиозаписях формата mp3, танцах и фрагментах ритмичной музыки для организации движений и т.д.).  Состоит из перспективных планирований по различным образовательным областям и конспектов адаптированных занятий, разработанной системы творческих заданий по различным видам искусства, репертуарных списков фоновой музыки (с мультимедийным обеспечением).

Личный вклад соискателя

Разработана методика использования музыки в режимных моментах специалистами дошкольного учреждения, использование музыки в специально-организованной деятельности для интенсификации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы  

Дано теоретическое обоснование влияния  использования музыки для формирования высокого уровня нравственной воспитанности. Приведено доказательство эффективности использования музыки в различных видах деятельности детей всеми специалистами ДУ по формированию нравственных качеств личности дошкольника.

Практическая значимость работы

Даны рекомендации специалистам дошкольного образования (воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания) и родителям  по использованию фоновой музыки для интенсификации воспитательного процесса дошкольников.

Разработан цикл музыкальных занятий, способствующих воспитанию патриотизма, нравственности дошкольников.

Разработан годовой план взаимодействия специалистов ДУ по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Апробация результатов исследования

Апробация результатов осуществлялась в процессе публикаций материалов исследования и выступлениях на двух Межфакультетских студенческих научно-практических конференциях «Эстетическое образование: традиции и современность» в 2012 и 2013 годах (на базе БГПУ им. М. Танка), на Третьей Международной научно-практической конференции «Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы» (УО «ВГУ им. П.М. Машерова»), на Республиканской научно-практической конференции «Идейно-нравственное и духовное саморазвитие учащейся и студенческой молодёжи» (УО «ГГУ им. Ф.Скорины»), на 8 международной научно-практической конференции «Детский сад – начальная школа: проблемы преемственности и оптимизации образования» в г. Мозыре, на  III Международной научно-практической конференции “Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы” в БГПУ; в процессе обсуждения результатов исследования на кафедре музыкально-инструментальных дисциплин БГПУ им. М.Танка, на предзащите магистерской диссертации, в процессе практической работы с детьми старшего дошкольного возраста ГУО «Ясли-сад № 425  г. Минска».

Опубликованность результатов исследования

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 4 публикациях:

1. Мельникова, Т.Ю. Теоретические основания применения музыки в процессе развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. статей./ БГПУ им. М. Танка; Редкол. Л.Н. Воронецкая, Т.В. Поздеева, Д.Н. Дубинина и др.; под общей редакцией Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеева. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 173–175.

2. Мельникова, Т.Ю. Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста // «Идейно-нравственное и духовное саморазвитие учащейся и студенческой молодёжи», республиканская научно-практическая конференция (2012 г., Гомель): материалы / редколлегия Ф.В.Кадол (научн. ред), В.П. Горленко (отв. ред.) – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2012. –  С. 238–240.

3. Мельникова, Т.Ю. Народная музыка и её значение в музыкально-эстетическом воспитании и развитии личности детей старшего дошкольного возраста //Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: Материалы 3-й международной научно-практической конференции, Витебск, 3 мая 2012 г. / Н.А. Ракова (отв. редактор) – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова» 2012. – С. 22–23.

4.Мельникова, Т.Ю. Фоновая музыка как эффективный метод воспитания и развития дошкольников // Эстэтычная адукацыя студэнтаў і школьнікаў: традыцыі і сучаснасць: матэрыялы міжфак. студ. навук.-практ. канф., г. Мінск, 5 снеж. 2012 г. / Бел. дзярж. пед. ун-т імя М. Танка; рэдкал.: Т.С. Багданава, Т.В. Сярнова, У.А. Васілевіч і інш. – Мінск: БДПУ, 2012. – С. 255–257.

5.Мельникова, Т.Ю. Интенсификационная роль музыки в воспитательном процессе дошкольников // Дзiцячый сад – пачптковая школа: праблемы пераемнасцi i аптымiзацыi адукацыi:  матэрыялы VIII Мiжнар. Навук-практ. Канф, Мазыр, 31 кастр. – 1 лiст.2013г. / МДПУ iмя I.Шамякiна; рэдкал.:Б.А. Крук. – Мазыр, 2013г. – 294с.   – С.199–201.

6.Мельникова, Т.Ю. Использование фоновой музыки как эффективного метода психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях дошкольного учреждения //Дзiцячый сад – пачптковая школа: праблемы пераемнасцi i аптымiзацыi адукацыi: матэрыялы VIII Мiжнар. Навук-практ. Канф, Мазыр, 31 кастр. – 1 лiст.2013г. / МДПУ iмя I.Шамякiна; рэдкал.: Б.А. Крук. – Мазыр, 2013г. – 294с. С. 201–203.

7. Мельникова, Т.Ю. Значение профессиональной компетенции учителя начальных классов в области музыкального образования и воспитания // (3 Международная научно-практическая конференция “Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы” – 14 ноября 2013г.  (в печати).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Полный объем диссертации составляет 120 страниц, из них –67 страниц основного текста, 7 страниц  занимает библиографический список, который включает 92 наименования, 41 страницу занимают приложения. В диссертации представлены 12 таблиц и 6 рисунков.

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Сущность и принципы воспитательного процесса в дошкольном учреждении

Воспитательный характер организации различных видов деятельности в дошкольных учреждениях обусловлен возрастными особенностями дошкольника. Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.[50].

Данный этап характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, которая имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм [21].

В исследованиях по проблеме воспитания ребенка наиболее полно освещена психологическая диагностика детей дошкольного возраста: познавательные и эмоциональные процессы (Л. А. Венгер. Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Т.Д. Марцинковская) [31]; направленность личности (Н.И. Непомнящая); взаимоотношения личности в коллективе (Я.Л. Коломинский). Немало работ выполнено по проблеме морального развития и воспитания детей дошкольного возраста, где изучаются: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения (Ж. Пиаже, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, А.Д. Кошелева. Я. З. Неверович, Т.А. Репина, Е.В. Субботский); характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника (Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм у детей (И.В. Княжева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.П. Стрелкова) [35].

При изучении вопросов развития и воспитания дошкольников проблема диагностики воспитанности самостоятельно не выделяется, но элементы "прослеживаются" в использовании разнообразных методов и методик, направленных на выявление нравственных представлений, чувств и поведения, а также в выделении критерия нравственной воспитанности дошкольника (В.К. Котырло. С. Е. Петерина).

Деятельность дошкольного образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический процесс, в котором особое место занимает процесс воспитания детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер. На всем протяжении развития педагогической мысли воспитание находилось в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь отметим «становление» — термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор [63]. Содержание воспитательного процесса обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек, как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Процесс воспитания — многофакторное явление.

Необычное определение воспитанию дано А. В. Мудриком   "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека" [67]. В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Мы отдаем предпочтение иному определению. Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания. Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать "воспитанность". Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения. Вот что писал о воспитанных людях А. П. Чехов: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних... 2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... 3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. 5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!.. 6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным... 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... 8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...» [89, с. 83-84].

Можно сделать вывод, что процесс воспитания – это последовательная смена состояний воспитательного процесса, в ходе которого происходит изменение личности воспитанника.

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным критериям.

Наиболее обобщенная классификация различает:

  1. Умственное воспитание.
  2. Нравственное воспитание.
  3. Трудовое воспитание.
  4. Физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют   гражданское,

политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное,  внешкольное конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [10,58].

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание.

В зависимости от той или иной философской концепции выделяются:

прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание [60].

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

В настоящее время мы не можем однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания.  Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:

1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);

2) формирование всесторонне и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная интеллигентность;

3) формирование художественного ценностного мира личности;

4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;

5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;

6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;

7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.  [82].

Содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами» [64, с.27] или вообще как «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» [65].

Современные взгляды на воспитание предполагают внесение иных смыслов в привычные категории, а также введение новых. Содержание процесса воспитания соотносится здесь с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными жизненными ориентирами воспитанников. Все это призвано сделать содержание воспитательного процесса человеческим, оно не может быть представлено в виде обязательной программы для изучения. Содержание воспитательного процесса должно вовлекать в ситуацию мысли и показывать «что человек может делать из себя сам» (И. Кант).

Основные компоненты воспитательного процесса:

  1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
  2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).
  3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).
  4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания – принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. [77]  Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Также одним из важных принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе.

Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. [45]. Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумнойтребовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Дети, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости.  Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема:…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема: Звук [з] Цель занятия: постановка звука [з]. Задачи занятия: постановка звука [з] путем...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

Читайте также

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей Ведущий: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте!Мы рады приветствовать вас!Как много светлых улыбокМы видим на лицах сейчас.Сегодня праздник нас...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...