Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности

 

В современное время, обращение педагогов к истории прошлого русского народа, его традициям и народно-прикладному искусству, стало актуальной темой патриотического воспитания дошкольников, что является важной стороной формирования гармонично – развитой личности ребенка. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о культуре, традициях нашей страны, прививать любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое. Окружающий мир, предметы, явления, пробуждающие душу ребенка и воспитывающие в нем чувство прекрасного, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Подтверждением этому стала экспериментально-исследовательская деятельность, проведенная воспитанниками и родителями нашей группы в рамках проекта «Русская изба».

Творческий проект «Русская изба» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством. Проект построен с учетом доступности, стимулирования активности детей и взрослых.

Цель проекта: Формирование представлений детей о русской деревне, о предметах старинного быта, русской избы и традиционной русской одежде.

Задачи проекта:

- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

- Дать понятие «устаревшие слова» и познакомить с их значением: ухват, чугун, прялка, коромысло, рубель, рушник.

- Развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-художественной деятельности.

- Расширять и углублять знания детей о жизнедеятельности людей на Руси.

- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.

Ожидаемый результат: Обогащениедетей знаниями о традициях и истории нашей Родины.

Чтобы наша работа была плодотворной, мы разработали перспективный план:

Вторая младшая группа

  • Рассматривание предмета: костюм для Иванушки и Алёнушки.
  • Сюжетно-ролевая игра «Ряженье».
  • Д/игры. «Одень кукол в русский сарафан».
  • Рассматривание предметов народного творчества.
  • Украшение предметов быта, русского народного костюма (сарафан, кокошник, платочек, поясок) рисованием, аппликацией.
  • Слушание русской народной музыки, пение русских народных песенок, потешек.
  • Проект «Ложечка точеная – ручка золоченая» (подготовка атрибутов, альбомов к мини-музею ложек»).
  • Хороводные игры.

Средняя группа

  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Д/игры «Подбери одежду», «Чего не стало», «Волшебный сундучок».
  • Рассматривание альбомов «Предметы быта», «Русская изба», Русский народный костюм».
  • Создание мини-музея «Чудо - ложки».
  • Украшение предметов (рисование, аппликация).
  • Загадки об одежде и предметах быта.
  • Театрализованная деятельность (драматизация сказок).

Старшая группа

  • НОД: «Знакомство с русским народным костюмом», «Головные уборы в народном костюме».
  • Проектная деятельность: «Моя деревня».
  • Исследовательская деятельность: «Ах, русский сарафан».
  • Изодеятельность.
  • Рассматривание репродукции картин русских художников (Васнецов, Врубель, Венецианов).
  • Театрализованная деятельность: «Сказ про город Арзамас».

Подготовительная группа

  • НОД: «Женский русский народный костюм», «Мужской русский народный костюм», «Образ русского человека», «Русские былинные богатыри».
  • Проектная деятельность: «Моя деревня», «Расскажи о предмете быта».
  • Исследовательская деятельность: «Кружева деревянные», «Сравнение русской деревни с европейскими»
  • Рисование, лепка, ручной труд.
  • Д/игры

Проведение русских народных праздников Масленица, Пасха, Троица, День памяти Петра и Февронии, День встречи птиц.

  • Театрализованная деятельность «В горнице».
  • Создание фильма по проекту «Моя деревня». («Непутёвые заметки».)

Для воплощения нашей идеи, перед нами были поставлены ряд вопросов:

1. Как люди жили в старину?

2. Что означают слова «изба» и «деревня», как устроена русская изба, назначении ее частей.

3. Какие были необходимы предметы быта и как ими пользовались люди?

Для реализации проекта, в группе подготовили соответствующую предметно – развивающую среду, были оформлены: мини-музейная экспозиция «Чудо-Ложки», макет деревни «Сказочная», макет русской избы. Собраны альбомы с репродукциями картин русских художников, изделий народных промыслов - «Золотая хохлома», «Дымка», «Синие цветы гжели», «Русская матрешка», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись».

Во время проведения экспериментально – исследовательской деятельности, дети применяли полученные умения, знания и навыки в игровой, театральной, продуктивной деятельности: изготавливали макеты и поделки, в рисунках, в аппликации и лепке отражали характерные особенности народных промыслов, инсценировали русские народные сказки, составляли описательные рассказы по предметам быта, одежды, народных изделий, использовали устное народное творчество в игре.

В процессе проекта дети знакомились с прошлым русского народа: разучивали потешки, поговорки, заклички; играли в русские народные игры в соответствии с народными обычаями и праздниками, вместе с родителями принимали участие в фольклорных праздниках. Достижением нашего проекта, стала постановка театрализованного представления «Сказ про город Арзамас», в котором были представлены различные жанры устного народного, песенного и танцевального творчества. Высоким показателем экспериментально-исследовательской деятельности является участие наших детей в городском и региональном конкурсе «Я – исследователь», где заняли призовые места.

Проект проводился в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Были предложены рекомендации, проведено анкетирование с целью приобщения детей к истокам русской культуры; организованы фотовыставка «Моя деревня». Во время проведения исследовательской деятельности дети и родители изучили историю своей деревни (села), познакомились с историческими памятниками, известными людьми своего села. Затем создали альбомы о своей малой родине (деревне, селе), подготовили презентации, которые продемонстрировали для других воспитанников. Итогом проекта стала телепередача «Непутевые заметки с группой сказочная» (о малой родине).

Родители воспитанников приняли активное участие в пополнении мини-музея новыми атрибутами, также родители вместе со своими детьми посетили Центр ремесел в р.п. Выездное, историко - краеведческий музей г. Арзамаса. В группе проводились вечера-встречи «Мир старины», на которые родители приносили и рассказывали о каком-либо предмете старины (ухват, утюг, кринка, корыто, половик, прялка и т.д.).

Для родителей были подготовлены брошюры и буклеты по темам: «Народные праздники и обычаи России», «Из истории народного костюма», «Семейный уклад в русской деревне».

Проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформировали знания об устройстве русской избы и быте крестьян, об истории русского костюма. У детей расширился и обогатился словарный запас. Проект стимулировал развитию творческих способностей дошкольников, позволил им впитать в себя народную мудрость, воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей малой Родине, традициям народа, гордость за его достижения.

 

Список литературы:

1. «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 6; с. 22.

2. Калашникова Н.М. «Народный костюм». – М., «Сварог и К», 2002.

3. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». – М., «Сфера», 2006.

4. Князева О.Л. «Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб., «Детство-Пресс», 1998.

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 83 - 140 .

6. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.

7. Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград, «Учитель», 2003, с. 66.

8. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации». – М., «Сфера», 2009, с. 14.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы

Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Участники: педагоги, родители, дети средней группы. Проблема: не достаточное...

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Читайте также

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей…

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша Ход занятия: Приветствие педагога с детьми: Здравствуйте, ладошки! (вытягивают...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...