Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности
В современное время, обращение педагогов к истории прошлого русского народа, его традициям и народно-прикладному искусству, стало актуальной темой патриотического воспитания дошкольников, что является важной стороной формирования гармонично – развитой личности ребенка. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о культуре, традициях нашей страны, прививать любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое. Окружающий мир, предметы, явления, пробуждающие душу ребенка и воспитывающие в нем чувство прекрасного, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Подтверждением этому стала экспериментально-исследовательская деятельность, проведенная воспитанниками и родителями нашей группы в рамках проекта «Русская изба».
Творческий проект «Русская изба» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством. Проект построен с учетом доступности, стимулирования активности детей и взрослых.
Цель проекта: Формирование представлений детей о русской деревне, о предметах старинного быта, русской избы и традиционной русской одежде.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
- Дать понятие «устаревшие слова» и познакомить с их значением: ухват, чугун, прялка, коромысло, рубель, рушник.
- Развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-художественной деятельности.
- Расширять и углублять знания детей о жизнедеятельности людей на Руси.
- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.
Ожидаемый результат: Обогащениедетей знаниями о традициях и истории нашей Родины.
Чтобы наша работа была плодотворной, мы разработали перспективный план:
Вторая младшая группа
- Рассматривание предмета: костюм для Иванушки и Алёнушки.
- Сюжетно-ролевая игра «Ряженье».
- Д/игры. «Одень кукол в русский сарафан».
- Рассматривание предметов народного творчества.
- Украшение предметов быта, русского народного костюма (сарафан, кокошник, платочек, поясок) рисованием, аппликацией.
- Слушание русской народной музыки, пение русских народных песенок, потешек.
- Проект «Ложечка точеная – ручка золоченая» (подготовка атрибутов, альбомов к мини-музею ложек»).
- Хороводные игры.
Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры.
- Д/игры «Подбери одежду», «Чего не стало», «Волшебный сундучок».
- Рассматривание альбомов «Предметы быта», «Русская изба», Русский народный костюм».
- Создание мини-музея «Чудо - ложки».
- Украшение предметов (рисование, аппликация).
- Загадки об одежде и предметах быта.
- Театрализованная деятельность (драматизация сказок).
Старшая группа
- НОД: «Знакомство с русским народным костюмом», «Головные уборы в народном костюме».
- Проектная деятельность: «Моя деревня».
- Исследовательская деятельность: «Ах, русский сарафан».
- Изодеятельность.
- Рассматривание репродукции картин русских художников (Васнецов, Врубель, Венецианов).
- Театрализованная деятельность: «Сказ про город Арзамас».
Подготовительная группа
- НОД: «Женский русский народный костюм», «Мужской русский народный костюм», «Образ русского человека», «Русские былинные богатыри».
- Проектная деятельность: «Моя деревня», «Расскажи о предмете быта».
- Исследовательская деятельность: «Кружева деревянные», «Сравнение русской деревни с европейскими»
- Рисование, лепка, ручной труд.
- Д/игры
Проведение русских народных праздников Масленица, Пасха, Троица, День памяти Петра и Февронии, День встречи птиц.
- Театрализованная деятельность «В горнице».
- Создание фильма по проекту «Моя деревня». («Непутёвые заметки».)
Для воплощения нашей идеи, перед нами были поставлены ряд вопросов:
1. Как люди жили в старину?
2. Что означают слова «изба» и «деревня», как устроена русская изба, назначении ее частей.
3. Какие были необходимы предметы быта и как ими пользовались люди?
Для реализации проекта, в группе подготовили соответствующую предметно – развивающую среду, были оформлены: мини-музейная экспозиция «Чудо-Ложки», макет деревни «Сказочная», макет русской избы. Собраны альбомы с репродукциями картин русских художников, изделий народных промыслов - «Золотая хохлома», «Дымка», «Синие цветы гжели», «Русская матрешка», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись».
Во время проведения экспериментально – исследовательской деятельности, дети применяли полученные умения, знания и навыки в игровой, театральной, продуктивной деятельности: изготавливали макеты и поделки, в рисунках, в аппликации и лепке отражали характерные особенности народных промыслов, инсценировали русские народные сказки, составляли описательные рассказы по предметам быта, одежды, народных изделий, использовали устное народное творчество в игре.
В процессе проекта дети знакомились с прошлым русского народа: разучивали потешки, поговорки, заклички; играли в русские народные игры в соответствии с народными обычаями и праздниками, вместе с родителями принимали участие в фольклорных праздниках. Достижением нашего проекта, стала постановка театрализованного представления «Сказ про город Арзамас», в котором были представлены различные жанры устного народного, песенного и танцевального творчества. Высоким показателем экспериментально-исследовательской деятельности является участие наших детей в городском и региональном конкурсе «Я – исследователь», где заняли призовые места.
Проект проводился в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Были предложены рекомендации, проведено анкетирование с целью приобщения детей к истокам русской культуры; организованы фотовыставка «Моя деревня». Во время проведения исследовательской деятельности дети и родители изучили историю своей деревни (села), познакомились с историческими памятниками, известными людьми своего села. Затем создали альбомы о своей малой родине (деревне, селе), подготовили презентации, которые продемонстрировали для других воспитанников. Итогом проекта стала телепередача «Непутевые заметки с группой сказочная» (о малой родине).
Родители воспитанников приняли активное участие в пополнении мини-музея новыми атрибутами, также родители вместе со своими детьми посетили Центр ремесел в р.п. Выездное, историко - краеведческий музей г. Арзамаса. В группе проводились вечера-встречи «Мир старины», на которые родители приносили и рассказывали о каком-либо предмете старины (ухват, утюг, кринка, корыто, половик, прялка и т.д.).
Для родителей были подготовлены брошюры и буклеты по темам: «Народные праздники и обычаи России», «Из истории народного костюма», «Семейный уклад в русской деревне».
Проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформировали знания об устройстве русской избы и быте крестьян, об истории русского костюма. У детей расширился и обогатился словарный запас. Проект стимулировал развитию творческих способностей дошкольников, позволил им впитать в себя народную мудрость, воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей малой Родине, традициям народа, гордость за его достижения.
Список литературы:
1. «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 6; с. 22.
2. Калашникова Н.М. «Народный костюм». – М., «Сварог и К», 2002.
3. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». – М., «Сфера», 2006.
4. Князева О.Л. «Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб., «Детство-Пресс», 1998.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 83 - 140 .
6. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.
7. Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград, «Учитель», 2003, с. 66.
8. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации». – М., «Сфера», 2009, с. 14.
Читайте также |
---|
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Участники: педагоги, родители, дети средней группы. Проблема: не достаточное...
Флипбук «Как появляется хлеб»
Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...