Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста
«У ребёнка есть страсть к игре,
и её надо удовлетворять. Надо
не только дать ему время поиграть,
но и пропитать этой
игрой всю его жизнь»,
- говорил А.Макаренко.
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Маленький ребёнок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать её. «Главное – расширить для ребёнка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних, подчёркивает В. Алямовский.
Ребёнок в каждый период своего развития приобретает определённый «психологический багаж», который будет с ним всю жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, не следует торопить его «взрослеть», так как в данном случае малый не получит качественного и гармоничного развития.
Ведущий вид деятельности и основа личностного ребёнка до трёх лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста проводятся игры – занятия, на которых усвоение материала протекает в практическое деятельности, и незаметно для малышей.
Чем меньше ребёнок, тем большая помощь от взрослого ему требуется. Малыш не научиться удерживать и трясти погремушку, если взрослый не покажет ему образец действия с ней. Так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, передвигают, одевают…. В этот период ребёнок узнаёт отдельные свойства игрушки (шарик катится, можно надеть колечко на штатив пирамидки, у машинки крутятся колёсики…). Затем дети отражают в игре не только свойства, но и социальные назначения предметов (катают коляску, нагружают грузовичок кубиками…).
При правильной поддержки взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, формируются культурно – фиксированные действия. Самостоятельно кормит ложкой куклу, вытирает ей ручки полотенцем, укладывает её в постель, накрывает одеялом. Наша задача в этот период перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что играть.
К двум годам ребёнок может:
- Находить нужный цвет по словесной инструкции при выборе из четырёх предложенных ему;
- Дифференцировать однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине;
- Собирать трехместную матрёшку, пирамидку из пяти колец, коробки – вкладыши, доску Сегена из четырёх элементов…
На третьем году жизни познание мира познание мира предметов продолжается. Ребёнку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить.
К трём годам ребёнок может:
- Расставлять от 3 до 5 картинок по порядку; знать, что было вначале, а что потом;
- Находить пару к каждому предмету, объяснить, какая между ними связь;
- Складывать по образцу постройки из конструктора;
- Различать и правильно называть цвета основного спектра;
- Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «одежда», «игрушки», «продукты»;
- Называть действия людей животных;
- Самостоятельно составлять описание предмета.
- Подбирать противоположные слова.
Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребёнка. С их помощью мы знакомим ребёнка с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию. Действия с дидактической игрушкой свойственный этому периоду детства наглядно – действенный характер мышления, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение….
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику рук, вызывают желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.
Перечень игрушек, необходимых для ребёнка до трех лет:
- Для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки…);
- Для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
- Для прокатывания;
- Для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застёжками, липучками, шнуровками, молниями…);
- Разной величины, формы, цвета - для сравнения предметов (матрешки, яйца, бочата, мозаика, палочки, геометрические формы);
- Подбор сюжетно – образных игрушек для развития самостоятельной игры;
- Игрушки – забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребёнок;
- Музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, барабан, дудочка…);
- Предметы – заместители (крышечки, палочки, колечки…);
- Природный и бросовый материал (шишки, веточки, коробочки, бусины…);
- Для развития движений (мячи, скакалки, клюшки…).
При организации игр необходимо помнить, что для малышей требуется показ взрослого и совместные действия родителей с ребёнком. С возрастом необходимо побуждать ребёнка действовать по слову взрослого и по воображению.
Читайте также |
---|
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...
Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»
Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...
Лэпбук «Вот какой наш детский сад»
Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...