Особенности работы над проектом в речевых группах
На сегодняшний день метод проектов можно определить как «целенаправленную образовательную деятельность, осуществляемую с определенной целью, по определенной программе для решения игровых, поисковых, исследовательских, практических задач в условиях совместной деятельности детей с разными стартовыми возможностями». [1]
В нашем детском саду работа над проектами имеет некоторые нюансы, которые обусловлены характеристиками воспитанников, посещающих детский сад. Наше учреждение посещают дети с ОНР, особенностями развития которых являются: нарушение или отставание от нормы формирования основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Для достижения положительных результатов в образовании детей работа воспитателя и учителя-логопеда строится совместно. Метод проектов предоставляет наибольшие возможности для подобного взаимодействия. Сложность метода, на наш взгляд, - это тщательное планирование работы. Ежегодно в ДОУ намечается работа в рамках нескольких долгосрочных проектов. Планирование работы обсуждается совместно.
Воспитатель обычно выступает как основной руководитель проекта и всей последующей деятельности детей, координатор их усилий в решении проблемных ситуаций. В случае, если инициаторами проекта выступают учитель-логопед, воспитатель строит свою работу с учетом его плана и активно участвует в осуществлении проекта. Совместно с учителем-логопедом выстраивается развивающая логосреда в группах, при этом одновременно учитывается тематика текущего проекта и лексической темы, по которой работает и логопед; подбирается наглядный, игровой, раздаточный материал. В результате проводимых совместно занятий активизируется дыхание, лучше включается внимание детей, а также реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции;
- развитие фонематического восприятия;
- расширение лексического запаса;
- выработка чётких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- развитие творческого начала и воображения.
В своей работе воспитатели придерживаются личностно ориентированного подхода при создании проблемных ситуаций. Активно используются игровые и информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии. Детям показываются презентации с пояснениями педагога. Показ презентаций помогает живо представить происходящее.
Учитель-логопед подбирает соответствующий лексический материал, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики с речевым сопровождением, логоритмические упражнения; составляет задания для воспитателей, музыкального руководителя, родителей.
Обращаясь к истокам формирования детской речи, стоит отметить, «что музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в аффективных началах речи. Это боле важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение» [2]. В связи с этим воспитатель и учитель-логопед привлекают музыкального руководителя для совместной работы. В его компетенции осуществление подбора логопедических распевок, музыки для пальчиковой гимнастики. Имея в виду особенности развития детей с ОНР особая роль отводится ритмическим упражнения в разных формах – музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.
Предусмотренная в проектной деятельности театрализация и ее элементы помогает осваивать как артистические навыки детей, так и способствует раскрепощению каждого ребёнка. Этот вид деятельности особенно помогает работать над интонационной стороной речи. Учитель-логопед корректирует подбор лексического материала, разучивает стихи, прорабатывает интонацию. Воспитатель повторяет и закрепляет проведенную логопедом работу как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (закон РФ «Об образовании», ст. 18, п.1). Это говорит о необходимости вовлечения взрослых в воспитательно-образовательный процесс. «Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности»[3]. Проектная деятельность как раз предполагает построение слаженной работы с семьями воспитанников. В этой статье мы не станем рассматривать подробно систему построения работы с родителями, обозначим лишь функции, реализуемые педагогами:
- устанавливаются партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединяются усилия педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создается атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- повышается психолого-педагогическая компетентность родителей.
Рассмотрим систему совместной работы над проектом «Памяти павших будьте достойны…».
1. Образовательная область «Познавательное развитие».
Вид деятельности: познавательно-исследовательская (беседа, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, игры с правилами).
Лексические темы: «Урожай. Откуда хлеб на стол пришел», «Наша Родина – Россия», «Транспорт. Виды транспорта», «Уют в нашем доме», «Человек и его здоровье», «День Защитника Отечества. Профессии военных», «День Победы».
2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Вид деятельности: познавательно-исследовательская (беседа, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, игры с правилами,), коммуникативная (беседа, диалог, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетные игры, игры с правилами, игровая ситуация, ситуация общения).
Лексические темы: «Дом. Семья. Семейные традиции», «Уют в нашем доме», «Наша Родина – Россия», «День Защитника Отечества. Профессии военных», «День Победы».
3. Образовательная область «Речевое развитие».
Вид деятельности: коммуникативная деятельность (беседа, диалог, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетные игры, игры с правилами, составление рассказов, разучивание стихов, разучивание считалок).
Лексические темы: «Дом. Семья. Семейные традиции», «Наша Родина – Россия», «День Защитника Отечества. Профессии военных», «День Победы».
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Вид деятельности: художественно-продуктивная (рисунки, поделки, макеты, аппликации), музыкальная (разучивание песен, танцев; театрализация).
Лексические темы: «Урожай. Откуда хлеб на стол пришел», «Наша Родина – Россия», «Транспорт. Виды транспорта», «Дом. Семья. Семейные традиции», «День Защитника Отечества. Профессии военных», «День Победы».
5. Образовательная область «Физическое развитие».
Вид деятельности: двигательная деятельность (подвижные игры, игры с правилами, эстафеты, соревнования; разучивание считалок, речевок).
Лексические темы: «Зимние забавы. Зимние виды спорта», «Наша Родина – Россия», «Человек и его здоровье», «День Защитника Отечества. Профессии военных», «День Победы».
Взаимодействие:
Логопед: речевые игры в рамках лексических тем с учетом общей тематики текущего проекта: «Скажи правильно», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Продолжи предложение», «Угадай по контуру», «Доскажи словечко», «Пропущенный слог», «Составь предложение», игровые упражнения на развитие фонематического слуха; подбор речевого стихотворного материала для заучивания детьми.
Воспитатель: выполнение всех рекомендаций логопеда по речевой работе; организация сюжетно-ролевых игр; создание проблемных ситуаций и ситуаций общения: «Когда я вырасту, то стану…», «Если бы я был военным, то…», «Если я обидел бабушку, то…» и др.; беседы и составление рассказов. Рисование, лепка, аппликация, создание коллективных работ: «Парад Победы», «Летят самолеты», «Салют над Невой» и др.; использование в работе с детьми музыкальных произведений, военных звуков прошедших лет; показ презентаций познавательного характера; чтение произведений художественной литературы; проведение экспериментирования с акцентом на общую тематику проекта: «Из чего сделан хлеб?», «Когда можно проехать по воде?», «Откуда берется тепло и как его не потерять?» и др., использование демонстрационного материала; активное привлечение родителей, организация с их помощью фотовыставок: «Как мой дед был в армии», «Мой папа самый лучший» и др.; проведение экскурсий и целевых прогулок; рекомендации и задания для совместного выполнения с родителями.
Родители: следуют рекомендациям логопеда и воспитателя; участвуют в выполнении заданий: поделки к выставке работ по теме «Что нам осень принесла», фоторепортаж: «Памятные места моего города», сюжет для стенгазеты «Защитники Родины из моей семьи»; посещение и участие в спортивных мероприятиях ДОУ; помогают в разучивании стихов; читают рекомендованную художественную литературу; просматривают вместе с детьми мультфильмы; рисуют и сочиняют рассказы по заданию воспитателя.
Результативность воспитательно-образовательной работы с детьми с ОНР, так же как и с любыми другими детьми, на наш взгляд определяется совместной слаженной работой как педагогов так и родителей. Помимо общеразвивающих задач, выстроенная во взаимодействии работа так же позволяет эффективно решать коррекционные задачи и готовит детей к успешному переходу на новый этап жизни.
Литература:
1. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности. Под общ. ред. И.Г. Вечкановой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.
2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Филичева. – М.: Просвещение, 1990.
3. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
4. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Читайте также |
---|
Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста
Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет
Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на…
Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на тему «Добрая книга» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Первоначальное...